- 241 голос реальных участников ювелирной отрасли
- Технология VS монополия. Обзор рынка лабораторно-выращенных алмазов ювелирного качества. Часть 1. Upstream*
- УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: концепция и задачи, ошибки и примеры
- Круглый стол: уникальное торговое предложение - как оно работает сегодня?
- Поколение z. Новый потребитель - новые стратегии
Вся информация о ситуации в розничной торговле (и в ее ювелирном секторе в том числе) Краснодарского края стекается в Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя этого региона. Здесь анализируют полученные данные, делают выводы и строят прогнозы. Поэтому мы получили информацию для нашего обзора из первоисточника – побеседовали с директором Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Алексеем Альбертовичем Титовым.
Алексей Альбертович, охарактеризуйте розничную торговлю Краснодарского края в целом. Каков ее оборот в 2011 году?
Последние несколько лет Краснодарский край традиционно занимает первое место в Южном федеральном округе по величине оборота розничной торговли. В 2011 году нам удалось в товарной массе превысить показатели аналогичного периода прошлого года более чем на 5%. В результате к сентябрю оборот розничной торговли в Краснодарском крае составил 520 миллиардов рублей. Ни для кого не секрет, что наш край является туристической Меккой для большого числа россиян. Поэтому традиционно рост показателей во всех отраслях хозяйствования на Кубани связан с курортным сезоном в целом и летними месяцами в частности. Если говорить о 2011 годе, то, оглядываясь на итоги девяти месяцев, мы можем прогнозировать дальнейший рост в торговой отрасли. Я думаю, что розничные продажи предприятий вполне могут достичь цифры в 745–750 миллиардов рублей.
Как менялась структура потребления в крае в последние годы? Повлиял ли кризис на потребительскую активность? Что происходит сейчас?
Я не могу сказать, что кризисное время значительно подорвало покупательскую способность населения. В посткризисном 2010 году с января по сентябрь оборот розничной торговли на душу населения составлял 85,9 тысячи рублей. А в 2011-м он вырос на 14% – сейчас на одного человека приходится 97,9 тысячи рублей. Но, учитывая, что у нас стабильно растут все показатели, я не могу сказать, что эти изменения кардинальны и что произошел какой-то скачок. Скорее можно говорить о закономерности роста.
Если говорить о структуре, то потребление продовольственных и непродовольственных товаров в нашем крае обычно делится почти пополам. В этом году на продовольственные товары приходится чуть меньшая доля интереса покупателя. Если же озвучивать цифры, то пищевые продукты составляют 46,9% от общего оборота розничной торговли, а непродовольственные товары – 53,1%. И я не могу сказать, что в последние годы произошли какие-то значительные изменения. Если сравнивать озвученные мною цифры с результатами 2010 года, то в прошлом сентябре на пищевые продукты приходилось 46,7% оборота, а на непродовольственные товары – 53,3%.
Какое количество розничных предприятий действует в настоящее время на территории Краснодарского края? Как менялась инфраструктура розничной торговли в последние годы?
Сегодня в крае осуществляют деятельность более 42 тысяч стационарных объектов розничной торговли. Помимо них также функционируют нестационарные торговые объекты, количество которых уже превышает 6,5 тысячи.
С каждым годом оборот розничной торговли в Краснодарском крае, который формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, увеличивается. По данным статистики: в январе–августе 2011 года этот показатель составил 83,8%, за аналогичный период 2010 года – 83%. Это связано в первую очередь с более широким ассортиментом товаров, предлагаемым в стационарной сети, а также высоким качеством предоставляемых там услуг.
Если говорить об инфраструктуре розничной торговли в нашем крае, то многообразие магазинных форматов позволяет удовлетворить спрос самых разнообразных слоев населения. Так магазины типа дискаунтер дают возможность приобретения широкого ассортимента товаров по оптовым ценам. В отдаленных населенных пунктах Краснодарского края сельское население обеспечивается товарами повседневного спроса за счет открытия объектов малого бизнеса, в частности, магазинов шаговой доступности. Что касается нестационарной торговли, то она приобретает строго специализированную направленность, то есть сеть киосков печати, мороженого, цветов, сувениров и т.д. Таким образом каждый формат занимает свою нишу на потребительском рынке.
Сфера розничной торговли Краснодарского края характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции. В Краснодарском крае стремительно развиваются крупные торговые сети как федерального, так и краевого значения. Среди федеральных стоит выделить ООО «Ашан», ООО «О’кей», ООО «Лента», ООО «Х5 Ритейл Групп». Ведущими среди краевых сетей являются: ЗАО «Тандер» – сеть магазинов «Магнит», ООО «ТВК-Р» – сеть магазинов «Табрис», ООО «ТКПФ Титан».
А сколько ювелирных розничных предприятий работает на территории края? И кто является лидером?
Можно уверенно говорить, что ювелирная торговля в крае – достаточно развитый сегмент рынка, причем это признаем не только мы, но и международное сообщество. Хочется отметить, что ювелирные сети, представленные в нашем регионе, ведут активную выставочную деятельность. Примером может являться широко известная выставка «ИнтерЮвелир», которая ежегодно проходит в городе Сочи. При этом они участвуют и побеждают в мероприятиях не только краевого и федерального, но и международного уровня. На сегодняшний день по нашим подсчетам количество ювелирных магазинов в Краснодарском крае достигает 300 объектов.
Если остановиться на ведущих ювелирных сетях, то пальму первенства, безусловно, нужно отдать ООО «Золотой ларец». В прошлом году в одном из конкурсов, проводимых нашим департаментом среди предприятий розничной торговли, магазины этой сети даже получили награду в номинации «За вклад в развитие предпринимательства Краснодарского края». В том же году сеть получила награду на международном конкурсе «Лучший ювелирный магазин 2010», ежегодно проводимом журналом «Навигатор ювелирной торговли», в номинации «Лучшая городская сеть». Безусловно, «Золотой ларец» внес большой вклад в развитие розничной торговли Краснодарского края. Довольно крупное розничное предприятие, насчитывающее 12 магазинов, – сеть салонов «Руссо». Можно также отметить торговую сеть «Золотой лотос». Насколько я знаю, у них пока всего три торговые точки, однако предприятие продолжает развиваться.
Какие новые проекты были запущены в последнее время? Что планируется в ближайшее время?
В этом году на территории Краснодарского края введено в эксплуатацию 617 объектов потребительской сферы, общая сумма инвестиций в эти предприятия составила более 1 740 000 рублей. Наиболее крупные из них: многофункциональный торговый центр «OZ», гипермаркет «Магнит», торговый комплекс ОАО «АгроКубань» в Ейском районе, МАЗС в Крымске. Если выделять из общего количества реализованных проектов объекты розничной торговли, то их в этом году введено в эксплуатацию около 450. Объем инвестиций по проектам оптовой и розничной торговли, торговли и обслуживания автотранспортных средств составил более полутора миллиардов рублей.
В ближайшее время мы планируем строительство торгово-развлекательного центра «Нордик» в Кропоткине, логистического складского комплекса в станице Северской, торговых комплексов «О’кей» по краю.
Как государственные органы края поддерживают развитие розничной торговли?
Мы уделяем огромное внимание малому и среднему предпринимательству. В регионе действует долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2009–2012 годы», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 года № 150.
В рамках этой программы в 2010 году 48 субъектов малого и среднего предпринимательства потребительской сферы получили около 15 миллионов рублей субсидий: 10 предприятий потребительской сферы получили государственную поддержку на кредитование и лизинг предприятий в размере 4,8 миллиона рублей; 38 предприятий потребительской сферы получили государственную поддержку в рамках субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов – на общую сумму 10,3 миллиона рублей.
Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития розничной торговли Краснодарского края? А ювелирной торговли?
Ювелирная торговля находится на тех же позициях, что и другие направления торговой деятельности. В перспективе вся отрасль стремится к удовлетворению потребности населения в качественных – я повторюсь, качественных! – товарах и услугах. Торговля существовала во все времена, поэтому у отрасли, конечно же, есть перспективы дальнейшего развития. В том числе это касается торговли ювелирными изделиями. Продолжая фразу древних римлян «народ требует хлеба и зрелищ», могу сказать, что ювелирные изделия, как своего рода произведения искусства, и есть это самое «зрелище».
Перспективной мерой является повышение эффективности государственного регулирования внутренней торговли. Мы стремимся стимулировать развитие ее инфраструктуры, развивать розницу в малых и удаленных населенных пунктах. Не менее перспективный путь – снижение кадрового дефицита. Специалисты высокого уровня всегда будут востребованы. Также большого внимания с нашей стороны заслуживает поддержка развития малого и среднего бизнеса и обеспечение необходимого уровня конкуренции.
И в заключение ваши пожелания читателям журнала.
Хочется пожелать всем читателям хорошей ориентации в мире бизнеса, а еще чтобы сбывались их мечты, и каждый день жизни был полон света и тепла близких людей.