Реакция Госдепартамента США на недавние переговоры Трампа с Путиным в Финляндии оказалась чрезвычайно бурной и не в пользу России. В Госдепартаменте потребовали гарантий того, что Россия не намерена использовать в будущем химическое или биологическое оружие. В то же время от России потребовали разрешить проверки на местах, которые будут осуществлять наблюдатели ООН или другие международно признанные независимые наблюдатели. Пресс-секретарем Госдепартамента Хизер Науэрт (Heather Nauert) было сделано заявление о введении новых санкций по поводу Солсбери из двух пакетов. Первый пакет вступает в силу уже а августе этого года, а в отношении второго пакета Госдепартамент отвел России на принятие решения три месяца. Если четкого позитивного ответа Москвы получено не будет, то последует новый пакет санкций.
По неофициальным данным, второй пакет будет включать в себя три из шести возможных мер, среди которых:
- снижение уровня дипломатических отношений;
- запрет на кредитование российских компаний международными банками;
- запрет американцам на покупку российского госдолга;
- почти полное прекращение американского экспорта (за исключением продовольствия);
- прекращение импорта Соединенными Штатами российских товаров;
- запрет на рейсы авиакомпании «Аэрофлот» в США.
Источником информации о содержании второго пакета санкций, озвученного рядом российских СМИ, послужило, по-видимому, заявление бывшего сотрудника Министерства обороны США Марка Симаковского (Mark Simakovsky). В этом завлении он сообщил, что второй пакет будет нацелен на российский экспорт в США и может включать рейсы государственной авиакомпании «Аэрофлот», а также понижение дипломатических отношений.
Однако он также отметил, что очень скептически относится ко второму раунду. Но т.к. Россия никогда не признавала своего участия в инциденте в Солсбери, то ожидать от кремля согласия на удовлетворение требований Госдепа не следует, а, значит, второй пакет в том или ином виде весьма ожидаем.
Весьма вероятно, что в число трех мер, которые будут приняты, импорт товаров в США из России попадет обязательно. В 2017 году экспорт товаров из США в Россию составил 7 млрд. долларов, а импорт США российских товаров – 17 млрд. долларов. При этом с мая 2017 по май 2018 года наблюдается тенденция резкого роста экспорта товаров из США в Россию (13,9 млрд. долларов) и резкого сокращения импорта в США российских товаров (до 12,2 млрд. долларов за год). Россия стала больше покупать у Америки, и меньше продавать (http://ru-stat.com/).
Другой опасностью работы с США можно считать возможную перспективу запрета на долларовые расчеты для российских банков, о чем упоминает текст законопроекта «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля», который также официально еще не опубликован на сайте конгресса.
В законопроекте говорится о возможности запрета на операции в США и о замораживании активов семи российских банков, среди которых — Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и Промсвязьбанк. На практике это будет означать невозможность для этих банков стандартных долларовых расчетов через корсчета в банках США.
Предлагаем экспортерам ювелирных изделий в США самостоятельно оценить риски для принятия взвешенного решения. По мнению Ассоциации, наиболее безопасным может выглядеть экспорт ювелирных изделий в США через страны ЕАЭС: Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию.