Янтарный комбинат готов громко заявить о себе миру
27.11.2018
Куда уходит калининградский янтарь, что нового в направлениях сбыта камня и почему комбинат поставил в этом году рекорд по добыче – в разговоре с гендиректором АО «Калининградский янтарный комбинат» Михаилом Зацепиным.
- Михаил Иванович, завершая сезон этого года, комбинат поставил рекорд добычи. Что помогло достичь таких результатов?
- С прошлого года изменен порядок работы на карьере, мы начали добычу в две смены. Абсолютно по-другому подошли к подготовке техники. Еще в начале года в связи с холодами были опасения, что не сможем выполнить годовой план. Обычно добычной сезон на комбинате начинается 1 марта, а в этом году стартовали 1 апреля. Но не подвела погода и коллектив, и уже 1 ноября годовой план в 450 тонн выполнили.
Так как добычная канава была подготовлена, принято решение доработать ее до конца и новый сезон начать с «чистого листа». Через две недели добыли еще 50 тонн и вышли на рекорд. Теперь есть 1,5 месяца на подготовку к новому сезону.
- Какой план обозначен на 2019 год?
- Такой же, 450 тонн. Главная задача не только добыть, но и продать. Поэтому наши службы определяют необходимые объемы, необходимые для продаж с тем, чтобы не работать «на склад». Самое идеальное состояние предприятия, когда склады пустые, все продано.
- Какие планы по модернизации производства на следующий год?
- В этом направлении мы плотно работаем с компанией «ТОМС Инжиниринг». Основные технические решения уже найдены. Со следующего года «ТОМС Инжиниринг» приступает к проектированию нового добычного комплекса, нового узла обогащения. С нового сезона и начнем.
- Какие-то дальнейшие реформы по системе сбыта янтаря планируете?
- Основным потребителем янтаря, как это ни печально, является Китай. Но рынок Китая уже перенасыщен янтарем, нашим и украинским. Основную задачу на 2019 год мы видим в том, чтобы выти на рынки других стран – Индонезии, Египта, Пакистана, Индии, стран Ближнего Востока, на крупные ювелирные компании. Ну, и основная задача продвигать янтарь внутри России.
Вы знаете, что сейчас на экраны вышел сериал «Желтый глаз тигра». Это как раз та работа, которую мы начали еще в 2015 году по продвижению янтаря на территории России.
Мы даже подключали к этой истории Валентина Юдашкина. Это сотрудничество было более, чем продуктивное, потому что вышла серия его одежды, расшитой янтарем, были показы в Париже и в Москве. Родилась целая коллекция ювелирных изделий «от Юдашкина». Для этой работы привлекались и ювелиры из Калининграда. На днях мы встречались с представителями известного модельера и наметили шаги по дальнейшему сотрудничеству.
- Каким образом участвовал в кинопроекте комбинат?
- Мы предоставляли янтарь, участвовали в подготовке сценария, помогли наладить контакты с ведущими янтарщиками Калининградской области, потому что некоторые детали надо было уточнять из первых уст. Съемки проходили на территории комбината. Все ювелирные изделия в кадре - из настоящего янтаря.
- Жалобы на нехватку янтаря от калининградских ювелирщиков поступают?
- Уже давно такой проблемы нет. Комбинат в корне поменял свою торгово-сбытовую политику. Ежедневно на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже проводятся торги. Любой человек может приобрести янтарь после прохождения процедуры регистрации.
Также существуют отдельные аукционы для производителей. Причем цены там не на повышение, а на понижение. Чтобы в них участвовать, мастера должны представить установленный пакет документов, который подтверждает, что у них на самом деле есть производства. Комбинат в этой комиссии не принимает участие. В ней принимают участие промышленная палата, налоговая служба, МВД.
Наполнить местный рынок сырьем удалось, эта задача выполнена. Но немножко забыли о мелких производителях, тех, кому не нужна тонна янтаря. Было принято решение провести для них аукцион, он прошел удачно. 28 декабря будет аукцион для художников.
На аукционах переработчикам было продано 25 тонн, для художников выставлено 195 кг, 28 декабря выставим еще 153 кг.
В конце года проводим аукцион на годовые лоты. Производитель покупает сразу 3-5 тонн. Оплачивается первый и последний месяц, а затем производитель начинает расплачиваться помесячно. Таким образом может планировать расходы.
- Производители косметики отдельной строкой при закупке сырья у вас не идут? Может, комбинат сам занимается выпуском косметической продукции?
- Нет, они закупают сырье как мелкие производства. Комбинат косметикой не занимается, это очень дорого. Но я убежден, что у янтарной косметики огромное будущее.
- Сколько было продана по результатам года через биржу Санкт-Петербурга?
- Мы еще не подводили итоговые расчеты за год. По китайскому контракту в этом году было отгружено 100 тонн, еще столько же отгрузим в конце года.
- В начале года говорилось о снижении доли янтаря 1-х и 2-х сортов в общей структуре добычи предприятия. Как сейчас обстоят дела с качеством добываемого янтаря?
- Сейчас янтарь хорошего качества. Более того, камень второго сорта пользуется большим спросом, чем первого, потому что он более дешевый. Янтарщики - как наши, так и китайские, - научились его из второго превращать в первый: с помощью специальных лаков и клея заделывать внутренние трещины.
- Если говорить о качестве янтаря, сезон завершился добычей очень крупного самородка. Часто попадаются такие камни?
- В последнее время очень щадяще размывается конус, насыпаемый шагающими экскаваторами. 16 самородков за этот год – удача.
С этого года мы стали каждому камню присваивать персональное название, опираясь на события. Один из них назван «Мундиалем» в честь ЧМ-2018, еще один — «Третьяком»: в день, когда его нашли, на комбинате побывал легендарный хоккеист. А камню, который был добыт (его вес составил 2400 кг) присвоили название «Рекорд». Потому что добыт в последний день сезона.
Все самородки летом отвозим в Гохран для оценки: предполагается, что наиболее ценные (без сколов и трещин) могут попасть в государственный фонд. Однако за последние 5 лет ни одного такого случая не произошло. В итоге часть камней мы продали на аукционах. За самый дорогой удалось выручить 1,5 млн рублей.
Наиболее крупные и красивые остаются у нас в музее. Среди них — «Губернаторский», весом более 3 кг. Там же оставим и «Рекорд».
- Росприроднадзор обратился в суд с иском к комбинату на 13 млн рублей. В чем суть претензии? Как будете реагировать?
- Мы будем судиться. Чтобы вы понимали: для проведения вскрышных работ комбинат берет воду из Балтийского моря. Этой водой размывается песок, и эта же чистая вода Балтийского моря вместе с песком идет в море. То есть, на мой взгляд, никакого ущерба окружающей среде комбинат не наносит. Это же не химия, не какие-то химические элементы - это все натуральное. Это по примеру, если стакан морской воды из моря взять, а потом вылить обратно. Но у нас экологическое законодательство достаточно жесткое.
Комбинат может перейти на внутренние отвалы, мы можем не в море сбрасывать песок, а спокойно размещать его внутри карьера. Но я могу сказать, что тогда пляжа в Янтарном просто не будет.
- Одна из туристических программ Янтарного комбината стала лауреатом всероссийской туристкой премии «Маршрут года 2018». Туризм – это побочный продукт или дает дополнительный экономический эффект для предприятия?
- В этом году принято решение обновить наши туристические объекты: построена янтарная палата, обновлена смотровая площадка. В итоге - рекорд по посещаемости. Два года назад показатель был в 65 тысяч человек, сегодня уже более 70 тысяч. Планировалось привлечь до 100 тысяч посетителей, но месяц пропал из-за Чемпионата мира.
Ожидания были, что болельщики приедут и будут посещать туристические объекты. Мы сделали даже специальную коллекцию, но фанаты только болели и пили пиво. Больше ничего их не заинтересовало.
Думаю, что в следующем году цифру в 100 тысяч должны осилить.
Билет у нас стоит 450 рублей, поэтому для предприятия это еще и хорошие дополнительные деньги. Но мы предприятие социально ответственное, даем скидки малоимущим и другим категориям граждан.
- Чем привлекаете специалистов для работы на комбинате?
- У наших специалистов не самая низкая зарплата, и по стране, и по региону. Машинист шагающего экскаватора получает 120-130 тысяч рублей. Это, я считаю, очень серьезно, особенно для Янтарного. Плюс мы оплачиваем аренду жилья специалистам. Дома пока не строим — дорого. Но когда-то и к этому придем. Территория комбината достаточно большая, в будущем какие-то таунхаусы построим.
Сейчас вот ищем специалиста-геммолога. Их даже в области нет, нужно готовить. К нам часто обращается таможенная служба или представители МВД с просьбой дать экспертную оценку того или иного янтаря, который они изъяли. У нас есть специалист, но он не дипломированный. Сейчас достигнута договоренность по подготовке такого специалиста на базе Московского геологоразведочного университета.
Комбинат также сотрудничает с различными вузами и училищами, которые готовят специалистов для работы на предприятии в качестве камнерезчиков и других сотрудников.
- Куда деваете мелкую фракцию камней?
- Мелкий янтарь пользуется большим спросом. На днях нам дали две заявки на покупку по 80 тонн. Более того, родилась идея – вновь строящиеся станции метро в Казани и Москве назвать «Янтарная».
Метро для Москвы не просто средство передвижения. Туда раньше водили экскурсии. Так что вестибюли и колонны «Янтарной» можно будет украсить янтарем мелкой фракции, а к работе над дизайн-проектом привлечь Валентина Юдашкина, известных художников.
Инициативу уже одобрил глава региона Антон Алиханов. Есть также обращение в госкорпорацию «Ростех». Кроме этого, мы связывались с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Надеюсь, эта история начнет свое движение, и балтийский янтарь будет украшением этих городов.
- Как выполняет свои обязательство комбинат перед футбольным клубом «Балтика»?
- Договор мы подписали в августе. Транши за сентябрь перечислили также в августе, в опережение графиков. За октябрь заплатили в сентябре. На сегодняшний день комбинат выделил 71 млн рублей, осталось до конца года отдать чуть менее 20. На следующий год планируем перечислить 170 млн рублей.