- Минфин перенес срок начала обязательной маркировки ювелирных изделий на 2025 год
- Гильдия ювелиров России выступила с предложением оценить необходимость дублирующей маркировки ювелирных изделий
- Минфин РФ намерен регулярно закупать алмазы "Алроса"
- РФ в янв-феврале увеличила производство золота на 16,3%
- В РФ могут начать останавливать спецучет ювелирных компаний из-за недействующей лицензии
- ФНС начала проверять покупки россиян
- Налоговые проверки будут!
- Налоговая безопасность 2020. Можно успеть!
- Попадание в список ФПП участников рынка, работающих с изделиями из серебра, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ ОСНОВАНИЕМ для перехода на УСН
- ФНС дала разъяснения по вопросу порядка заполнения Уведомлений о переходе на УСН по 49-ФЗ
04.12.2020
Поправки в закон, закрепляющие систему «светофора», должны быть внедрены в конце 2021 года – начале 2022 года. Будет создана единая база клиентов с указанием статуса риска.
Согласно документу, банки должны присваивать клиентам статус риска «красный», «желтый», «зеленый» в зависимости от его благонадежности на основании определенных критериев. Сведения о статусе банки направляют в ЦБ и Росфинмониторинг.
Итак.
«Желтым» грозит отказ в операциях и блокировка ДБО при переводе средств компаниям из «красного» списка. Также их операции могут быть заблокированы при признаках сомнительности, а компании из «зеленого» списка, которые ведут с ними дела попадают под особый надзор.
«Зеленым» также грозит отказ в операциях и блокировка ДБО при переводе средств компаниям из «красного списка». При этом блокировка операций между компаниями зеленой зоны не допускается. Также компании зеленой и желтой зон могут реабилитироваться перед банком, предоставив подтверждающие документы, или направив их в межведомственную комиссию при ЦБ.
«Красным» могут полностью отказать в банковском обслуживании. Согласно поправкам в антиотмывочный закон, если ЦБ отнес юрлицо к красной зоне, банк может не согласиться с этим решением и направить свою оценку в течение 5 суток, либо выполнить решение регулятора и полностью отказать клиенту в банковском обслуживании, в том числе, в открытии новых счетов, проведении операций, дистанционном банковском обслуживании (ДБО) и подключении к Системе быстрых платежей (СБП).
При двукратном запрете на операции в течение года банк вправе расторгнуть с компанией договор и отказать в снятии или переводе средств при закрытии счетов.
Остальные банки вправе не принимать клиентов из красной зоны на обслуживание. Также банк обязан передавать информацию о сомнительных операциях клиентов в ЦБ и Росфинмониторинг. Самого клиента банк также обязан уведомить о попадании в «красный список».
Фактически, основное отличие «красного списка» от «черного» в том, что банк может не согласиться с решением ЦБ и представить свою оценку клиента.
«Черный список». Компании, попавшие в него, считают отказниками. Банки отказывают им в обслуживании, открытии счетов ООО и ИП, проведении любых банковских операций, на основании ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В этот список попадают компании, которые:
• незаконно переводят безналичные средства в наличные;
• используют запутанные схемы расчетов;
• выводят деньги за границу;
Кроме того, выполняют другие сомнительные операции: дробление бизнеса, покупка технического НДС, уход от уплаты налогов, обналичивание выручки, вывод денежных средств со счетов через займы учредителям, серые зарплаты, перевод денег за границу или в офшорные зоны и т. д.
Активное применение банками норм о противодействии легализации объясняется структурой закона, в которой банк поставлен на место между молотом и наковальней. Молот – это Центральный банк, который может отозвать лицензию за проведение или ненадлежащее выявление сомнительных операций, а наковальня – это клиенты банка, которые приносят банку выручку, но с которыми он вынужден фактически бороться, затрачивая при этом серьезные финансовые и временные ресурсы на поддержание систем безопасности и сотрудников комплаенс-служб.
Страх потери лицензии привел к появлению целого ряда побочных эффектов для честного бизнеса. Во-первых, банки отслеживают малейшие подозрения на налоговую оптимизацию (единый размер зарплаты сотрудников фирмы, отсутствие закупаемых канцелярских товаров, массовый адрес регистрации, покупка ящика молока компанией, которая торгует автозапчастями). За подозрениями следует волна запросов, отключение услуг дистанционного банкинга (онлайн-банки, банковские карты и т. п.), отклонение операций на перевод средств и включение сведений о компании в черный список Центрального банка.
Во-вторых, оптимизация работы банковского мониторинга реализуется при помощи программных средств, что приводит к формальной квалификации определенных операций клиентов как сомнительных. Избежать формальной квалификации очень легко: банковскому сотруднику достаточно перепроверить «робота», запросив у компании информацию и документы, проанализировав их и поняв, что деятельность клиента соответствует закону. Но куда проще не вдаваться в подробности и начать применять описанные антиотмывочные меры без запроса у клиента нужных документов.
Базовые рекомендации, которые кратно снижают риски бизнеса попасть в жернова банковского контроля:
1. Банк имеет право запрашивать документы о деятельности компании, а клиент обязан их предоставить. Это требование закона. При этом сам запрос банка к вашей компании – это скорее хорошо, поскольку сотрудники пытаются разобраться в ситуации и не принимают скоропостижных решений. Отвечать на запросы следует подробно, четко и понятно.
Так, если в запросе банк просит предоставить договор, накладные, акты и счета, то нужно предоставить именно запрошенные документы. Предоставление в ответ только договора и накладных будет квалифицировано банком как ненадлежащий ответ на запрос, поскольку акты и счета вы либо намеренно скрываете, или вовсе не оформляете. Если вы видите в запросе излишние документы, которые не относятся к вашей сделке, то следует указать на это в ответе банку (к примеру, укажите в ответе: направляю договор и акт, накладные по договору не оформляются согласно п. 1 договора). Это позволит исключить подозрения в сокрытии документов.
2. Каждая ваша компания должна представлять полноценную бизнес-единицу. Если одна компания группы несет сплошные расходы, а вторая, наоборот, извлекает сплошную прибыль без лишних затрат – обе из них находятся под угрозой, так как для сотрудника банка очевидна дефектность такой модели, под которой может скрываться налоговая оптимизация.
3. Банк видит вашу компанию как выписку по счету. Если в вашей выписке по счету можно найти только «оплату по счету № 1» и «оплату по счету № 2», то можно сказать, что о ваших платежах банку неизвестно ничего. Подробное описание назначения платежа (к примеру, оплата по счету № 1 за поставку запчастей для стиральных машин Bosch по договору № 11 от 11.11.2011 г.) сразу же снимет часть вопросов со стороны банка.
4. Отклонение банком вашей операции на перевод денег означает, что компания попала в «черный список» Центрального банка, который доступен всем остальным банкам.
Включение компании в «черный список» исправимо, существует предусмотренная законом процедура реабилитации. А вот игнорирование реабилитации и попытка открыть счета в других банках может привести к полной потере бизнеса.
5. Блокировка счета и арест средств предпринимателя – миф. Блокировки и арест возможны только в отношении лиц из списка Росфинмониторинга. Предприниматели же «блокировкой» называют ограничение банком доступа к системам дистанционного банкинга на период проведения проверки компании. В условиях отключенного дистанционного банкинга вы не ограничены в возможности проводить платежи через отделение банка с помощью старого доброго бумажного платежного поручения.
6. Налоговая оптимизация бизнеса не является деловой целью, поэтому не стоит учиться методам их проведения в ютубе и у инфоцыган.
Мы проводим вебинары со специалистом в области налоговой безопасности Наталией Морозовой.
Уже есть подробные инструкции-презентации и запись на тему «ЕНВД ОТМЕНЯЕТСЯ. ВДУМЧИВО ВЫБИРАЕМ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
Купить запись |
А также инструкции-презентации и запись на тему «Налоговая безопасность и необоснованная налоговая выгода. Риски, ошибки, доначисления. Субсидиарная ответственность»
Купить запись |
ФИНАЛЬНО
Если для банков закон только внедряется, то налоговая система АИС-3 уже успешно работает в том же формате. Читать об этом здесь