- Жемчуг, как всегда, навсегда
- Бизнес-подарок: как правильно вручить
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках. Часть 2
- Правила раскрытия информации о ювелирных вставках
- Модный разговор или Еще раз о лояльности покупателей
Культура любой нации неразрывно связана с многочисленным перечнем символов, присущих и характерных именно для нее. Самоцветы – чисто русское слово. Оно стало устойчивым символом части русской национальной культуры.
Самоцвет – русский символ
Традиции любви к самоцветам в России уходят к началу XVIII века. Со времен Петра I, давшего импульс разным направлениям отечественной промышленности, началась добыча и обработка российских самоцветов. А с XIX века изделия уральских гранильщиков и камнерезов пользовались заслуженной славой во всем мире, занимая первые места на выставках в Лондоне, Брюсселе, Париже, Вене.
Огромную роль в формировании всенародной любви к самоцветам сыграли три человека: писатели Мамин-Сибиряк, Бажов и академик Ферсман.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – русский прозаик и драматург. Автор многих рассказов и очерков об уральских горщиках и уральских самоцветах: «Уральские рассказы», «Сибирские рассказы» и др. Но главное – очерки Мамина-Сибиряка «Самоцветы».
Павел Петрович Бажов родился в 1879 году около Екатеринбурга. В 1939-м было опубликовано самое значительное произведение Бажова – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Сталинскую премию. Книга «Малахитовая шкатулка» – о самоцветных богатствах земли русской, о талантливых уральских рабочих-умельцах. По мотивам «Малахитовой шкатулки» были созданы кинофильм «Каменный цветок», балет Прокофьева «Сказ о каменном цветке», опера Молчанова «Сказ о каменном цветке». «Малахитовая шкатулка» Бажова издавалась и переиздавалась миллионными тиражами, в том числе и на иностранных языках.
Александр Евгеньевич Ферсман родился в Петербурге в 1833 году. Ферсман был академиком Санкт-Петербургской императорской академии наук, академиком Российской академии наук, Академик АН СССР. Он – великий знаток самоцветов России, популяризатор науки о камнях. Благодаря его книгам «Воспоминания о камне», «Рассказы о самоцветах», «Самоцветы России» и др. миллионы наших соотечественников по-настоящему полюбили самоцветный камень.
Сегодня самоцветы настолько прочно вошли в часть русской культуры, что мы употребляем их названия повсеместно, часто даже не задумываясь над их сущностью. Кто у нас не слышал о футбольном клубе «Рубин»? А еще есть у нас авиационная корпорация «Рубин», и сотни, а может, тысячи магазинов с тем же названием, и мало ли еще что, не имеющее отношения к камням, носит название «Рубин»? Словом «Изумруд» особенно любят у нас называть санатории и пансионаты. Их сотни по всей стране, «Изумрудов» для отдыха. И так далее, до бесконечности по алфавиту, от «Алмаза» до «Яшмы». Что однозначно свидетельствует: самоцвет как символ – это неотъемлемая часть культуры русского народа.
Предмет коллекционирования
Самоцвет в ювелирном изделии – это часть бытового предмета конкретного прикладного назначения (украшения или объекта инвестиции), способного представлять собой некую культурную ценность. А самоцвет в необработанном виде – это не только сырье для гранильной и камнерезной промышленности, но и объект коллекционирования.
Именно коллекционирование самоцветов, как и коллекционирование любых иных минералов и горных пород, является наилучшим способом их использования для сохранения части культуры нации. Попавший в чью-то коллекцию самоцвет начинает свою «новую жизнь» в обществе: переходя из рук в руки, из коллекции в коллекцию, он уже не утрачивается для общества.
Чтобы понять, какую роль самоцветы играют на рынке минералов для коллекций, целесообразно обратиться к изданиям наиболее авторитетного в мире тематического журнала «Mineral Records». В одном из его каталогов, «Private Mineral Collections in Texas (2009)» приведены 443 излюбленных образца минералов из частных коллекций граждан американского штата Техас. Распределение оказалось следующим (в процентах от общего числа):
1) турмалин – 7,4%,
2) родохрозит – 6,5%,
3) флюорит – 6,5%,
4) кальцит – 6,1%,
5) берилл – 6,1%, в том числе:
-
аквамарин – 2,3%,
-
изумруд – 1,1%,
-
гелиодор – 1,1%,
-
красный берилл – 0,7%,
-
морганит – 0,5%,
-
гошенит – 0,5%,
6) самородки золота – 4,3%,
7) пироморфит – 4,1%,
8) корунд – 4,1%, в том числе:
-
рубин – 2,05%,
-
сапфир – 2,05%,
9) вульфенит – 3,8%,
10) топаз – 2,7%,
11) азурит – 2,3%,
12) кварц (без аметиста) – 2,3%,
13) смитсонит – 2,0%,
14) самородки меди – 1,8%,
15) миметит – 1,8%,
16) аметист – 1,6%,
17) гранат – 1,4%, в том числе:
-
спессартин – 0,7%,
-
гроссуляр – 0,7%,
18) диоптаз – 1,4%,
19) шеелит – 1,4%,
20) бразилионит – 1,4%,
21) церуссит – 1,4%,
22) малахит – 1,1%,
23) кунцит – 1,1%,
24) самородки серебра – 1,1%,
25) гемиморфит – 0,9%,
26) пирит – 0,9%,
27) стибнит – 0,9%,
28) амазонит – 0,9%,
29) киноварь – 0,7%,
30) танзанит – 0,7%,
31) ванадинит – 0,7%,
32) алмаз – 0,7%,
прочие – 20,1%.
Очевидно, что за очень малым исключением (самородки металлов и некоторые минералы) камни всех приведенных наименований способны служить сырьем для изготовления ювелирных вставок и уж точно все обладают высокими эстетическими свойствами. Похожее распределение минералов по популярности присутствует и у российских коллекционеров, с учетом, разумеется, особенностей национального восприятия. Причем на российском рынке коллекционных минералов роль самоцветов даже выше – их достоинства более понятны нашим соотечественникам.
Очень важно, что коллекционирование самоцветов – это не только сохранение частичек естественным путем исчезающей природной среды, но это и рост естественно-научных познаний самих коллекционеров. В самом начале люди обычно собирают любые понравившиеся камни и даже особо не различают минералы и горные породы. По мере разрастания коллекции у коллекционеров почти всегда идет рост интереса к специальным знаниям о камнях: они начинают с интересом изучать минералогию, кристаллографию и прочие сопутствующие научные дисциплины. Стоит ли говорить, что образованность людей – это тоже повышение культуры нации?
Истории коллекций
Когда в Европе миновало Средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения вновь вернули интерес к коллекционированию. К собраниям древностей, картин, монет, медалей стали постепенно добавляться коллекции из мира животных, растений, минералов. В России коллекционирование минералов пришло с нововведениями Петра I. В 1716 году был основан Минеральный кабинет Кунсткамеры. Пополнению его Петр придал характер государственного проекта. В 1718 году был подписан указ, где говорилось: «Ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные… и прочее все, что зело старо и необыкновенно – такожь бы приносили, за что будет довольная дача…» По словам Лейбница, Петр I хотел, чтобы они служили «средствами для усовершенствования художеств и наук». Коллекционирование в это время становится чем-то близким к государственной службе. Разнообразными коллекциями, в том числе и минералогическими, владели приближенные Петра.
Еще более развернулось коллекционирование в эпоху Екатерины II. Страсть императрицы к собирательству, положившая начало колоссальнейшей коллекции Эрмитажа, была перенята и ее приближенными. Среди крупнейших коллекционеров того времени оказались обер-камергер Иван Шувалов, глава Академии наук княгиня Екатерина Дашкова, канцлер князь Александр Безбородко, сенатор князь Николай Юсупов. Коллекционером европейского уровня был граф Александр Строганов.
Многие знаменитые персоны увлекались коллекционированием минералов, и впоследствии благодаря их стараниям пополнялись коллекции крупнейших геологических институтов и музеев. Среди них такие известные государственные деятели, как дипломат Г.Х. Струве, министр народного просвещения А.К. Разумовский, министр иностранных дел Н.П. Румянцев. Академик Вернадский писал, что «среди минералогов-любителей в XVIII–XIX веках были замечательные люди: сановники и богачи, крестьяне и горные служащие».
Современные коллекционеры
Любви к камню и сегодня подвластны представители самых разных слоев общества. По утверждению тех, кто отстаивает необходимость запрета обращения необработанных драгоценных камней, у граждан России нет никакой потребности в свободном обороте не только драгоценных, но и вообще необработанных камней (так называемого минерального сырья). Так вот, есть такая потребность. И граждане проявляют интерес к минеральному сырью, причем этот интерес культурный, а вовсе не криминальный, как думают в ряде ведомств.
Единственным известным коллекционером камней в России в наши дни можно считать лишь председателя Совета Федерации Сергея Миронова, часть коллекции которого стала основой «Минерального кабинета» в самом здании Совета Федерации. Сергей Михайлович в прошлом профессиональный геолог, годы проработавший в экспедициях, многие экспонаты своей богатейшей коллекции нашел сам, иные поступили в собрание самыми разными путями, составив в результате удивительное по красоте и научной значимости собрание.
Кстати, в частной коллекции Сергея Миронова есть немало драгоценных камней и самородков драгоценных металлов.
Представленные в коллекции кристаллы рубина в кальцифире из юго-западного Памира (Таджикистан) производят впечатление капель крови на снегу…
Самый известный минерал ярко-желтого цвета – самородное золото. Оно представлено в виде небольшого самородка массой 8,9 грамма, добытого из россыпей Приамурья. У коллекционеров всего мира золотые самородки, особенно оригинальной формы, ценятся значительно больше, чем заключенное в них чистое золото. В XIX веке в России ценили естественную красоту самородков до такой степени, что делали из них броши, просто припаивая к самородку золотую иглу.
Зеленый цвет в царстве минералов лучше всего олицетворяет хромсодержащий берилл – изумруд. Его шестиугольные столбчатые кристаллы в слюдистом сланце, добываемые на знаменитых изумрудных копях Урала, традиционно украшают минералогические коллекции всего мира. Есть они и в коллекции Сергея Миронова, находящейся на Большой Дмитровке.
Впрочем, недавно начавшему возрождаться минерально-коллекционному движению России еще очень далеко до мировых масштабов. Если самые значительные российские ярмарки-продажи минералов посещают несколько тысяч человек, то на минерал-шоу в американский город Туссон ежегодно съезжаются до миллиона любителей камня! За ним следуют такие выставки-ярмарки минералов, как ежегодные минерал-шоу в американском Денвере, немецком Мюнхене и многие другие. В отличие от российских коллекционеров минералов зарубежные коллекционеры не только не стремятся соблюдать инкогнито, но, напротив – гордясь своими собраниями, с радостью издают каталоги собственных частных коллекций. В уже упомянутом каталоге «Private Mineral Collections in Texas (2009)» представлены лучшие образцы из 29 частных коллекций американцев, проживающих в одном только штате Техас. Да, американским коллекционерам минералов ничего не грозит: ни санкции правоохранительных органов с последующим обвинением в уголовно наказуемом хранении драгоценных камней, ни воры и бандиты – они знают, что их собственность под защитой государства.