- 241 голос реальных участников ювелирной отрасли
- Технология VS монополия. Обзор рынка лабораторно-выращенных алмазов ювелирного качества. Часть 1. Upstream*
- УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: концепция и задачи, ошибки и примеры
- Круглый стол: уникальное торговое предложение - как оно работает сегодня?
- Поколение z. Новый потребитель - новые стратегии
Донская государственная инспекция пробирного надзора (ДГИПН) – одна из крупнейших в России. Огромные объемы работы ДГИПН обусловлены большим количеством подведомственных ей регионов. В прошлом году в мартовском номере «Навигатора ювелирной торговли» Геннадий Владимирович ЯРОВОВ, начальник Донской государственной инспекции пробирного надзора, рассказал о специфике ее работы. Материал вызвал большой интерес читателей. Поэтому мы попросили Геннадия Владимировича рассказать об итогах работы инспекции за 2010 год и о ситуации на региональном ювелирном рынке.
Геннадий Владимирович, сколько регионов деятельности у ДГИПН?
Донская государственная инспекция пробирного надзора была создана 18 лет назад в Ростове-на-Дону в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации № 8 от 21 января 1993 года.Районами ее деятельности были определеныРостовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия–Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Астраханская и Волгоградская области.
Во времена СССР эта территория обслуживалась Харьковской и Бакинской инспекциями пробирного надзора. В 2003 году была создана Саратовская ГИПН, под контроль которой отошли Астраханская и Волгоградская области. В 2008 году Ингушская Республика была отнесена к району деятельности Прикаспийской ГИПН. Таким образом, территория деятельности Донской ГИПН объединяет восемь субъектов РФ. С 1995 года в поселке Дагомыс (Сочи) функционирует филиал Донской государственной инспекции пробирного надзора. В 2004 году был открыт пробирный участок в Таганроге. С 2007 года начал действовать пробирный участок во Владикавказе.
Попутно хотелось бы отметить актуальность вашего вопроса. Ведь, к сожалению, есть уважаемые центральные периодические издания, сотрудники которых берутся анализировать деятельность нашей инспекции, не потрудившись вначале уточнить зону ее ответственности.
Расскажите об итогах работы Донской инспекции за 2010 год. Как изменились показатели по сравнению с предыдущим годом?
В 2010 году сохранялась тенденция увеличения изделий отечественного и иностранного производства из серебра, также наблюдалось небольшое увеличение поступления изделий иностранного производства из золота.
Данные показывают, что по сравнению с 2009 годом незначительно возросло поступление золотых изделий российского и иностранного производства в Ростове-на-Дону, а в Сочи наблюдался небольшой спад. Объем же российских изделий из серебра увеличился в Ростове-на-Дону на 43,2%, на сочинском участке – на 107,1%. На таганрогском участке наблюдается снижение поступления золотых и серебряных изделий по всем сегментам. Участок функционирует в рабочем режиме, поэтому спад объемов – явление временное. Во владикавказском участке в сегменте российских изделий из золота уменьшение на 40,2%, в серебряном секторе – увеличение на 76,4%.
Доля украшений иностранного производства в общем количестве изделий, предъявленных в 2010 году на опробование и клеймение, составила всего 0,18% по золоту и 4,97% по серебру. Поэтому можно сделать следующий вывод: в целом объемы поступления изделий российского производства в ДГИПН стабильны, а ввоз импортных изделий невелик.
А какие предприятия являются лидерами в золотом и серебряном сегментах ювелирной отрасли ЮФО?
По итогам 2010 года ведущими поставщиками ювелирных изделий из золота в ЮФО являются ООО «Багет» (Таганрог), ООО «Ростзолото» (Сочи), ООО «Аврора ЮЦ» (Ставрополь), ООО «Караван» (Таганрог), ООО «Аквамарин» (Таганрог), ООО «ПФ Голд» (Таганрог), а также индивидуальные предприниматели Минасян Г.Г. (Сочи), Львов С.Б. (Таганрог), Белоус И.В. (Ростов-на-Дону), Дерягин Е.Ю. (Краснодар). Лидеры по серебру – ООО «Циркон» (Таганрог), ООО «Аврора ЮЦ» (Ставрополь), ООО «Александрия» (Геленджик), ООО «Сотис» (Новочеркасск), ООО «Аквамарин» (Таганрог), индивидуальные предприниматели Львов С.С. (Таганрог), Сухорукова Н.М. (Невинномысск), Ананич В.Б. (Таганрог), Мелконян A.M. ( Ростов-на-Дону). Хочу также отметить, что ростовские предприниматели начали выпуск ювелирных изделий из палладия. Кроме современного и оригинального дизайна эта продукция привлекает потребителей еще и доступной ценой.
И в чем, на ваш взгляд, заключаются секреты их успеха?
Исторически так сложилось, что у нас не было ювелирного производства в промышленных масштабах. Первые такие предприятия появились только после распада СССР, поэтому крупных производителей ювелирных изделий в регионе немного. Это отразилось и на ювелирном рынке. В 90-е годы прошлого века в ассортименте практически каждого магазина присутствовало большое количество ювелирных изделий иностранного производства (как правило, турецкого и польского), иногда они были достаточно низкого качества. К настоящему времени благодаря совместным усилиям государственных контролирующих органов и отечественных производителей ситуация изменилась в корне. На примере Таганрога можно наглядно увидеть, как развивался ювелирный сектор экономики региона.
Так, в 1993 году в Донской ГИПН на специальный учет было поставлено ООО МП «Циркон». На тот момент в Таганроге это было самое крупное ювелирное предприятие. ООО МП «Циркон» производило легкие и современные ювелирные изделия, востребованные на ювелирном рынке, год от года значительно увеличивая объемы производства. С их ростом расширялась и совершенствовалась ювелирная база предприятия (приобреталось современное иностранное оборудование, постоянно производилось обучение персонала новейшим методикам изготовления ювелирных изделий и т.д.). Но тем не менее потребность населения в изделиях предприятия была значительно выше его производственных возможностей. Такая ситуация стимулировала создание и укрепление новых ювелирных компаний. К настоящему времени в Таганроге на специальном учете состоит 74 организации, осуществляющие производство ювелирной продукции. Наиболее крупными из них помимо ООО «Циркон» сегодня являются ООО «Багет», ООО «Аквамарин», ООО «ПФ Голд», индивидуальные предприниматели Львов С.Б. Кириленко Д.А., Шахрай П.А., Ананич В.Б.
Рост количества ювелирных изделий отечественного производства вел к вытеснению с рынка иностранных товаров. Однако с увеличением объемов производства росла и конкуренция, в результате которой производители, имеющие значительные материальные ресурсы, решили развиваться дальше и начали открывать свои ювелирные магазины. Наличие собственного производства давало им возможность осуществления более гибкой ценовой политики и более оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка (выразившегося в изменении ассортимента выпускаемой продукции). Сегодня большинство крупных ювелирных предприятий ЮФО, как правило, имеют собственную сеть ювелирных магазинов.
В настоящее время в наиболее выгодном положении оказались предприятия, имеющие собственные оборотные средства. В условиях, когда все вынуждены снижать свою прибыль на фоне общего падения объема продаж, компании, работающие в основном на заемных средствах, либо выполняющие заказы на изготовление ювелирных изделий на давальческой основе или торгующие на условиях реализации товара с отсрочкой платежа, попали в сложное положение. Кредиты стали недоступными, количество заказов резко упало, как и количество товара, передаваемого на реализацию. Как следствие – снижение доходов, сокращение штатов, текучка кадров. Выйти из такой ситуации предприятиям будет сложно.
А если охарактеризовать ситуацию в разрезе подведомственных ДГИПН регионов?
Конечно, по регионам ювелирный сектор развит неравномерно. По данным специального учета, можно привести следующие усредненные цифры:
Ростовская область:
-
количество производителей ювелирных изделий – 339;
-
количество организаций розничной торговли – 595.
Ставропольский край:
-
количество производителей ювелирных изделий – 108;
-
количество организаций розничной торговли – 244.
Краснодарский край:
-
количество производителей ювелирных изделий – 207;
-
количество организаций розничной торговли – 583.
Республика Адыгея:
-
количество производителей ювелирных изделий – 28;
-
количество организаций розничной торговли – 43.
Республика Северная Осетия–Алания:
-
количество производителей ювелирных изделий – 26;
-
количество организаций розничной торговли – 51.
Кабардино-Балкарская Республика:
-
количество производителей ювелирных изделий – 15;
-
количество организаций розничной торговли – 73.
Карачаево-Черкесская Республика:
-
количество производителей ювелирных изделий – 3;
-
количество организаций розничной торговли – 20.
Чеченская Республика:
-
количество производителей ювелирных изделий – 0;
-
количество организаций розничной торговли – 6.
У нас работают федеральные розничные ювелирные сети (ФРС «Яшма-золото», ФРС «585», ОАО «МЮЗ», ФРС «Адамас» и др.), которые создают сильную конкуренцию и местным производителям, имеющим собственные магазины, и местной рознице. Выигрывает в такой ситуации прежде всего потребитель – то есть мы с вами. Общеизвестно, что сильная конкуренция ведет к снижению цены предлагаемого товара, а также к улучшению качества и расширению ассортимента. Выигрывает и ювелирная отрасль – внедряются новые технологии производства, повышается качество предлагаемого товара, предприятия приглашают специалистов высоко уровня (финансистов, технологов, маркетологов, логистов и т.д.). При этом улучшается социально-экономическая ситуация в регионе в целом – растет количество собираемых налогов, обеспечивается трудоустройство граждан и др.
Какие проблемы ювелирной отрасли вы считаете наиболее актуальными сегодня?
По моему мнению, на сегодняшний день проблема доступности оборотных средств является наиболее острой. Учитывая, что цены на драгоценные металлы постоянно растут, себестоимость товаров также увеличивается. Соответственно усиливается потребность в оборотных средствах. Однако в связи с кризисом многим пришлось отказаться от кредитных денег. В результате – падение объемов производства и уменьшение ассортимента. Как следствие – снижение доходности. На прибыль предприятий сильно влияет и покупательская способность населения. Ювелирные изделия не являются предметами первой необходимости, и, когда встает вопрос, на что потратить деньги, про эти товары вспоминают в последнюю очередь. Немаловажным фактором является и увеличение конкуренции со стороны так называемых недобросовестных участников рынка, которые пользуются ситуацией, сложившейся в сфере осуществления государственного контроля. На сегодняшний день инспекции пробирного надзора не могут самостоятельно осуществлять надзорные функции в том объеме, в котором они существовали до вступления в силу закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В сложившихся условиях необходимо понижения процентных ставок по кредитам, повышение общего благосостояния населения и скорейшее разрешение вопроса о восстановлении надзорных функций со стороны государства в отрасли.
В настоящее время сложилась ситуация, когда вся система пробирного надзора требует глубокого анализа и реформирования: начиная с создания Федеральной службы государственного регулирования и контроля над обращением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ, которая должна будет возобновить государственный контроль в отрасли, и заканчивая переработкой законодательства в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Законодательство надо менять с целью создания благоприятных условий для развития добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также упрощения внешнеэкономической деятельности, экспорта-импорта готовой продукции, необходимо введение единого подхода к опробованию и клеймению ювелирных изделий.
И в заключение ваши пожелания читателям нашего журнала.
Хочу пожелать всем предприятиям щедрых покупателей. Ведь ради них работает и существует наша отрасль. Вот и наша организация в первую очередь стоит на защите прав потребителей. Но, конечно, не все зависит только от покупателя. Внедряйте новые технологии продаж, повышайте культуру и квалификацию менеджеров, будьте в авангарде индустрии торговли ювелирными изделиями!