- Самые тонкие в мире и самые сложные в России: новые рекорды часов от Константина Чайкина
- Страны БРИКС+ обсудили алмазное сотрудничество
- Обман с камнем: Как российский ювелирный рынок заполонили подделки
- «Россия – любовь моя! Искусство ювелиров России. XIX-XXI век»
- Среди россиян растет интерес к персонализации украшений
- Почему попытка добиться наделения Минфина полномочиями и обязанностью развития сферы ДМДК - сегодня главная задача ювелиров
- Россияне стали покупать больше украшений с цветными бриллиантами
- Эксперты оценили спрос на ювелирные украшения на российских курортах
- Золотые точки: ювелирный рынок растёт и уходит в онлайн
- Минпромторг представил проект "Плана мероприятий (дорожную карту) по развитию отрасли драгоценных металлов"
24.10.2023
Борьба регуляторов за обеление рынка ювелирных украшений и драгметаллов в ближайшие месяцы может перейти на новую стадию, в рамках которой малые и средние предприятия попадут под серьезные налоговые проверки.
Проблема в том, что многие из них проводят налоговую оптимизацию за счет соцгарантий собственных сотрудников, выплачивая компенсации в конвертах и лишая тем самым людей доступа к заслуженным пенсиям, больничным и страховым выплатам.
Весной этого года Минфин начал прорабатывать возможность введения новой регуляторной практики, которая разрешит проводить внеплановые проверки ювелирных компаний специалистам Федеральной пробирной палаты. Формальной причиной для этого могут стать подозрения в производстве контрафакта — например, если сотрудники полиции в рамках оперативно-разыскной деятельности изъяли ювелирную продукцию, выпущенную конкретной компанией.
Еще на этапе обсуждения такого регуляторного новшества некоторые отраслевые эксперты опасались, что давление на ювелиров подтолкнет тех из них, кто существует в «серой» зоне, к однозначно нелегальным профессиональным практикам. А тех, кто и ранее искал всевозможные способы уклониться от налогов и честной конкуренции, вряд ли выведет в законное поле.
Тем не менее, необходимость проведения дополнительных проверок в отрасли вполне очевидна, ведь только за 2022 год полицейские изъяли и направили на экспертизу почти 95 тыс. единиц подозрительных ювелирных изделий. Но в результате из-за действующего моратория специалисты были вынуждены отменить 126 плановых проверок и не смогли возбудить 83 административных дела в отношении явных нарушителей законодательства.
Важно отметить, что борьба с незаконными отраслевыми практиками важна как с точки зрения гарантии качества готовой продукции, так и для общих возможностей самого государства выполнять свои социальные обязательства. Конкретно в ювелирной сфере в качестве яркого примера можно привести ситуацию, сложившуюся в Костромской области, где сконцентрировано более половины ювелирных предприятий страны.
Практически каждый десятый занятый житель региона получает зарплату «в конверте», что в совокупности с другими «серыми» схемами, которыми пользуются некоторые местные ювелирные предприятия, по подсчетам Минтруда наносит общий экономический ущерб региону в 4 млрд рублей ежегодно.
При этом только в первом полугодии объем отгруженной продукции в этой отрасли вырос на треть и составил 25 млрд рублей. Рост оборота не мешает ювелирам занижать официальные зарплаты своих сотрудников или вовсе выплачивать их наличными людям, трудоустроенным без какого-либо договора. По данным портала hh.ru, зарплатные предложения у отраслевых компаний региона находятся в диапазоне 50-200 тыс. рублей, но официальные данные далеко не всегда выглядят именно так.
Например, согласно данным системы «Спарк», у местных ювелирных компаний АО «Красносельский Ювелирпром», ООО ЮЗ «Вероника», ООО «Инталия» и нескольких других средняя зарплата находится в диапазоне 14,9—19,3 тыс. рублей. Такие цифры получаются от пересчета отчислений предприятий в ФНС и внебюджетные страховые фонды — это означает, что сотрудники таких компаний не могут претендовать на справедливые больничные выплаты или полноценную будущую пенсию. В то же время, другие компании не экономят на соцгарантиях своих сотрудников — те же ООО «НЬЮГОЛД», ООО «ЮЗ Аквамарин», ООО «Империал» и другие, по данным «Спарка» платят работникам от 50,1 тыс. до 68,2 тыс. рублей в среднем.
Несмотря на наличие недобросовестных практик, многие компании продолжают выступать за предоставление им различных льгот, фактически шантажируя местные власти благополучием местных жителей — словно те находятся в заложниках. Так, еще 1 января этого года для ювелиров были отменены упрощенные налоговые режимы, что фактически вынудило компании перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость — благодаря этому налоговые сборы в региональный бюджет выросли почти в два раза, рассказал губернатор Костромской области Сергей Ситников.
Однако, вместо того, чтобы работать в соответствии с общими налоговыми правилами наряду с другими предприятиями обрабатывающей промышленности, ювелиры продолжают требовать особого отношения к своему бизнесу. В мае этого года они направляли в адрес местного правительства коллективное письмо, после чего замгубернатора Алексей Афанасьев выступил с заявлением о том, что в Минфин были направлены предложения по возврату упрощенной системы налогообложения для таких компаний.
Очевидно, что предоставление льгот в ситуации, когда отрасль применяет недобросовестные практики вроде дробления крупных компаний на несколько небольших юрлиц вкупе с занижением официальных зарплат своих работников и экономией на социальных выплатах, не должно стоять на повестке дня — в первую очередь надзорным органам необходимо завершить работу по обелению рынка. Поэтому следующим вполне логичным шагом после одобрения внеплановых проверок и введения обязательной маркировки продукции должны стать масштабные налоговые мероприятия в отношении подозрительных компаний — только так можно гарантировать соблюдение трудовых и социальных прав рабочих ювелирной отрасли наряду со всеми остальными гражданами.
Источник: Новые известия