В ноябрьском номере «Навигатора ювелирной торговли» за 2008 год была опубликована статья «Бриллиантовый бум - обзор российского рынка украшений с бриллиантами». Данный материал вызвал живейший интерес и многочисленные отклики наших читателей. В продолжение этой темы сегодня мы публикуем мнения двух экспертов ювелирной отрасли по вопросам развития бриллиантового рынка.
Владимир Орлов, исполнительный директор ООО «Адиам»: «Российский рынок бриллиантов можно охарактеризовать двумя словами – капля в море»
«Я бы разделил российский рынок на три части. Первая – бриллиантовая массовка, камни классической круглой формы массой до 0,10-0,20 карат. Этот сегмент – основа рынка в силу того, что ассортимент большинства производителей ориентирован на использование именно этих бриллиантов. Вторая часть – камни средней и выше средней ценовых категорий, круглые бриллианты 0,30-1,50 карата, как правило, сертифицированные. Этот сегмент показал хорошую динамику роста в последние годы, что объективно отражало рост благосостояния ценителей ювелирных украшений. И третья часть – бриллиантовая экзотика, камни фантазийных цветов и форм, бриллианты крупных размеров. Этот сегмент – самая незначительная часть рынка, что связано как с отсутствием должного ассортимента таких камней в предложении, так и с еще только формирующимся спросом.
К большому сожалению, число российских производителей бриллиантов из года в год сокращается. Кроме традиций русской огранки, об их конкурентных преимуществах больше сказать нечего. Все остальные факторы - а это и условия кредитования, и налогообложение отрасли, и постоянно растущая себестоимость огранки в России - не в пользу отечественных фабрик.
Что касается конечных покупателей ювелирных изделий с бриллиантами, то я бы отметил разницу в потребительском поведении мужчин и женщин. Первые – более прагматичны в выборе, как правило, подстраивают свой выбор под бюджет, который заранее держат в голове. Выбор вторых больше основан на эмоциональной составляющей – «нравится - не нравится», «идет мне или нет», «что скажут подруги или коллеги по работе».
Если сравнивать российский рынок бриллиантов с аналогичными рынками Индии, Бельгии, Израиля или США, то, не смотря на существенный рост за последние 15 лет, его можно кратко охарактеризовать двумя словами – капля в море. В условиях наступившей нестабильности в экономике трудно делать прогнозы даже на несколько месяцев вперед, но, как говорят, diamonds are forever! Вот и проверим…»
Давидов Михаил, учредитель ООО «Алито Даймондс Форэвэ»: «Отечественных бриллиантов на российском рынке примерно 50%»
«Российский бриллиантовый рынок сегодня имеет вполне достойный уровень, он соответствует мировым стандартам, не смотря на то, что в последние три года требования стали значительно выше, чем раньше. Отечественных бриллиантов на рынке примерно 50%, причем они отличаются более высоким качеством по сравнению с европейскими и американскими аналогами. Хочется также отметить, что в последнее время у нас ощущается рост спроса на камни средней ценовой категории. Основными российскими производителями бриллиантов я считаю «Якутские бриллианты» и «Кристалл».
Если говорить о перспективах, то я думаю, что все зависит от общей ситуации на рынке, надо учитывать и нынешний кризис. Но в целом наблюдается тенденция к расширению российского рынка бриллиантов».