Еще в рубрике
- Рынок роскоши #journeeluxe
- Сильное Звено цепевязального рынка. «Бронницкий Ювелирный Завод» + PL-Lucente = ТД «Объединенные Цепевязальные Заводы»
- Ильгиз Фазулзянов. Он покорил горы и открыл ювелирную галерею
- ESTET FASHION WEEK: осень-2017
- V Ювелирный бал
Самое популярное:
30 июня 2009 года в рамках V Ежегодного Бизнес-Форума предприятий реального сектора экономики России, проводимого «Деловой Россией», состоялось отраслевое совещание «Алмазно-бриллиантовый комплекс и ювелирная отрасль». На нем обсуждались наиболее актуальные проблемы отрасли, касающиеся всех ее участников – от государственных и общественных структур до производителей и розничных предприятий. Говорили и спорили о многом.
О наболевшем
Открыл отраслевое совещание его ведущий – Александр Шиманов, член комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Он отметил, что в законодательстве, регулирующем деятельность ювелирной отрасли, есть застарелые проблемы, большая часть которых осталась с советских времен, установки, противоречащие друг другу, и даже отдельные положения, требующие скорейшего искоренения. В связи с этим сегодня необходимо внести в Государственную Думу ряд законопроектов, которые позволят отрасли развиваться более динамично, убежден депутат. К таким законопроектам он, в частности, отнес введение добровольного клеймения изделий, поставляемых на экспорт, и маловесных изделий; внесение изменений в статью 29 «Закона о драгоценных металлах» (способ транспортировки драгоценностей и режим работы предприятий, которые обрабатывают и перерабатывают драгоценные камни и металлы, должен определять собственник); внесение изменений в Уголовный кодекс РФ в части отмены статей 191–192; отмена пошлин на ввоз в Россию драгоценных камней и на оборудование для ювелирной отрасли и др.
Валерий Радашевич, генеральный директор Гильдии ювелиров России, озаглавил свое выступление так: «Ювелирная промышленность в российском государстве: букет парадоксов». «Промышленность родилась в условиях рынка, а пуповина оказалась не отрезанной, и мы вот так болтаемся в условиях административной системы», – сказал он. И предложил конкретные меры:
1. Ввести специальное государственное клеймо для клеймения импортных ювелирных изделий. Это даст возможность выделить в торговле импортные ювелирные изделия и определить источник их происхождения.
2. Закрепить опробование и клеймение импортных изделий за определенной пробирной инспекцией. Это даст возможность контролировать количество изделий, прошедших таможенное оформление, и соответствие их количества количеству товаров, предъявляемых в территориальную пробирную инспекцию на опробование и клеймение – то есть устранить возможность легализации незаконного импорта.
3. Ужесточить наказание за торговлю ювелирными изделиями без государственных клейм, ввести статью, предусматривающую конфискацию изделий без государственных клейм плюс штраф в размере розничной стоимости этих изделий.
4. Усилить контроль Пробирной палаты России за ювелирными изделиями в торговле.
5. Ввести добровольную аттестацию в ювелирных магазинах, создать специальные аттестационные комиссии.
О зарубежном опыте
О практике других стран в области регулирования работы ювелирной отрасли рассказал Карен Авакян, генеральный директор Компании «Формика». Он привел в пример Таиланд и Китай:
«В Таиланде добывают лишь сапфир и рубин, другие камни импортируются туда в виде готовых вставок или сырья и обрабатываются на территории страны. При этом импортер платит всего лишь 7% пошлины. В России же мы платим 20% пошлины и 18% НДС. Но это еще не все: буквально вчера – 29 июня – в Таиланде было объявлено, что при импорте ювелирного сырья 7-процентная пошлина заменяется 1-процентной! Делается это для снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности тайских производителей. А также для легализации поставок сырья из других стран. Не секрет, что в Таиланде ювелирный бизнес всегда был в значительной степени теневым, поэтому данная мера направлена на решение этой проблемы. Остается лишь добавить, что клеймение в стране добровольное, многие ювелирные предприятия сосредоточены в специальных экономических зонах, где для компаний-экспортеров создан просто налоговый рай: пошлины нулевые, НДС нулевой, налог на прибыль – 0%. Если те же предприятия желают продать свой товар на территории Таиланда, они платят всего 1% НДС.
А в Китае разработали подробнейшую классификацию всех природных и синтетических камней, выработали четкий и понятный критерий их сортировки по качеству и оценке, чего, к сожалению, у нас нет до сих пор. В стране нет обязательного клеймения, но в любом крупном городе есть экспертные лаборатории, которые имеют оборудование для экспресс-определения проб золота, серебра или платины и для определения стоимости камней. При выявлении несоответствия пробы или неправильной оценке камня китайское законодательство предусматривает настолько жесткое наказание, что все производители сами контролируют качество своей продукции. Поражает также открытость информации: о рынке цветных камней Китая, объемах их производства, размерах импорта и экспорта и т.п. При такой открытости нет места для теневого бизнеса и для коррупции контролирующих органов».
В законодательстве, регулирующем деятельность ювелирной отрасли, есть застарелые проблемы, большая часть которых осталась с советских времен…
После всего сказанного Карен Авакян вернулся к российским реалиям. Он отметил, что сегодня в России практически отсутствуют предприятия, производящие ограненные камни из природных минералов и цветных синтетических камней. А имеющиеся ограночные предприятия прекратили свое существования в основном из-за отсутствия дешевого и качественного отечественного сырья и высоких пошлин на импортное сырье. Промышленно добываются и обрабатываются только алмазы и незначительно – уральские изумруды. Поэтому большинство российских производителей используют ювелирные вставки импортного производства. В соответствии с действующим законодательством при импорте всех ювелирных вставок платится 20-процентная пошлина, 18 -процентный НДС, что делает стоимость камней в полтора раза дороже, учитывая транспортные расходы. В среднем доля ювелирных вставок в стоимости изделия составляет от 16 до 20%. То есть от размера пошлин сильно зависит себестоимость изделий, производимых в России. Чем она выше, тем ниже конкурентоспособность продукции российских ювелиров. Такие огромные поборы заставляют многих производителей и торговлю обходить пошлины путем занижения стоимости камней или просто путем контрабандного завоза. Снижение пошлины позволило бы поднять конкурентоспособность отечественных изделий и увеличить уплату реальных налогов в казну.
О государственном контроле
Борис Борисов, первый заместитель руководителя Пробирной палаты РФ, в своем выступлении отметил, что Пробирная палата подтверждает необходимость внесения в законодательство поправок, так или иначе касающееся ювелирного производства и ювелирной торговли - этого требует развитие рынка в России за последние 10 – 15 лет, а также обеспечение перспектив дальнейшего развития. «Палата даже считает себя «соавтором» отдельных предложений, приведенных господином Шимановым – отметил спикер. - Однако, нельзя согласиться с упорно реанимируемой - зачастую непрофессионалами - идеей реформирования пробирного надзора. Говорят, что опробование и клеймение накладно для производителя. Посмотрим: 1 грамм золота 585 пробы в изделии стоит 1500 рублей, пошлина в бюджет за клеймение изделия, которое стоит 4–6 тысяч (в зависимости от массы) составит 10 – 30 рублей. Золото 750 пробы в изделии стоит около 2000 рублей за грамм, государственная пошлина за клеймение – та же. Подобное соотношение и по серебряным изделиям. Ясно, что государственная пошлина за опробование и клеймение существенным образом не влияет на цену и конкуренцию при сбыте продукции».
«В ряде законопроектов предлагается клеймение сделать добровольным, причем сам производитель должен будет этим заниматься, – рассказал Борис Борисов. – Как будто он не будет тратить ресурсы и средства на клеймение. Производитель затратит на это в 10, в 100 раз больше, чем пробирная инспекция! У нас в отрасли 1100 предприятий и около 3000 предпринимателей – на всех клейм не наберешься, их просто никто не сможет сделать – это нереально. Поэтому я считаю, что подобные предложения не учитывают реальностей. При рассмотрении таких законопроектов надо не слушать красивые слова, а думать о том, каким образом и кто все это будет делать. Кто будет производить анализ, откуда он возьмет технологии, приборы, методики? Все это выглядит крайне несерьезно».
Что касается законодательства, то Борис Борисов согласился с общим мнением присутствующих, что оно требует серьезной доработки.И привел в пример 191-ю статью УК, в результате нечеткости и неясности которой физические лица подвергаются необоснованному уголовному преследованию. Изменение подобных норм – задача номер один, без этого никакой инициативы и действий со стороны предпринимателей, никакого развития рынка просто не будет, отметил спикер. Он предложил собравшимся действовать по всем правилам: «Есть положение о Минфине, где написано, что Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области драгоценных металлов и драгоценных камней. Для того чтобы решить проблемы ювелирной отрасли, необходимо создать рабочую группу при Минфине. Тогда все будет сделано профессионально, будет использован опыт ювелиров, юристов и других специалистов… И, может быть, что-то наконец сдвинется с места».
Валерий Рудаков, председатель комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгметаллами и драгкамнями и изделиями ТПП РФ, также согласился с тем, чтонадо совершенствовать законодательство: «Сегодняшние законы мешают работать ювелирной промышленности. Что государство должно контролировать на ювелирных предприятиях? На мой взгляд, всего три вещи. Во-первых, чтобы они не работали на незаконно добытом или ворованном сырье. Во-вторых, чтобы все ювелирные изделия были качественными – для этого есть Пробирная палата, которая хорошо все это может контролировать. В-третьих, выполнение налогового законодательства, сохранение прав трудящихся. Все! Больше ничего не надо. Тогда ювелирное производство будет расти и развиваться».
Сегодняшние законы мешают работать ювелирной промышленности
О Стратегии
Больше всего споров вызвало обсуждениевопросов, связанных со «Стратегией развития ювелирной отрасли России». Она была подготовлена инициативной группой под руководством Владимира Збойкова и опубликована на нескольких отраслевых сайтах для обсуждения. Однако текст документа вызвал так много споров, что на собрании Гильдии ювелиров России «Стратегия» принята не была. Тем не менее все участники совещания признали, что программный документ отрасли необходим. Вопрос только в том, что там будет прописано и кто будет заниматься его разработкой.
«Стратегия развития ювелирной промышленности – это программа государства, бизнеса и общественных организаций, – отметил Владимир Збойков. – Это программа повышения конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли, перехода на экспортную ориентацию, борьбы с незаконным оборотом. Стратегия должна создавать систему – систему реформирования отраслевого законодательства, взаимодействия бизнеса и власти в ювелирной сфере. Любой бизнес по своей природе рвется к большей прибыли. И чтобы обществу не было от этого вреда, государство должно разумно вмешиваться в рыночные отношения… Оптимальным управлением ювелирной отраслью является тесный союз между саморегулируемой общественной организацией и государственными институтами. По сути – государственно-частное партнерство на отраслевом уровне. Но такое партнерство должно опираться на совместно подготовленную и принятую программу. Проект «Стратегии» подготовлен – это 150 страниц. Естественно, он создавался немногочисленным коллективом, но теперь его нужно запустить по кругу – доработать с участием экспертов всех заинтересованных структур».
Участники совещания приняли решение о создании рабочей группы, которая займется разработкой «Стратегии». Причем решили подойти к ее составу структурно: привлечь одного эксперта от Госдумы, одного от ТПП, одного от Гильдии ювелиров России, одного от «Деловой России» и т.д. Координатором создания рабочей группы и дальнейших действий по формированию и продвижению «Стратегии» стал Александр Шиманов, член комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Участники совещания приняли решение о создании рабочей группы, которая займется разработкой «Стратегии развития ювелирной промышленности».
О некоторых итогах
Последним выступил Флун Гумеров, президент компании «Алмаз-Холдинг». Он перечислил цели, намеченные год назад на отраслевом совещании, и рассказал, насколько удалось добиться успеха по каждому из пунктов: «Первое: запрет на вывоз драгоценных металлов и производство изделий вне таможенной зоны РФ. Это, как мне кажется, единственный пункт, который выполнен на 100%. Есть соответствующее постановление правительства по этому вопросу. Второй пункт: реформирование пробирного надзора. Мы ставили вопрос о том, чтоб контроль перешел из сферы производства в торговлю. Однако с 1 мая 2009 года по закону сотрудники пробирных инспекций не имеют права приходить с проверками на розничные предприятия. Третий момент: отмена ввозных пошлин. Мы активно работали, получили положительный ответ рабочей группы, но, к сожалению, правительственная комиссия отменила это решение. Четвертый пункт: ужесточение ответственности за торговлю контрабандными изделиями. Положение гласило: внести изменения в закон о драгоценных металлах и камнях. Эта работа идет…»