- 241 голос реальных участников ювелирной отрасли
- Технология VS монополия. Обзор рынка лабораторно-выращенных алмазов ювелирного качества. Часть 1. Upstream*
- УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: концепция и задачи, ошибки и примеры
- Круглый стол: уникальное торговое предложение - как оно работает сегодня?
- Поколение z. Новый потребитель - новые стратегии
Костромская область известна как ювелирный край, где сосредоточены крупнейшие российские ювелирные производства, где производится львиная доля всех отечественных ювелирных изделий. На развитие бренда «Кострома – ювелирная столица России» направлены областные программы и ресурсы. О том, чего стоит поддержание такого громкого статуса областным властям, нам рассказал губернатор Костромской области, Игорь Николаевич Слюняев.
Игорь Николаевич, расскажите, пожалуйста, какую помощь областная администрация оказывает ювелирным производителям и торговым компаниям в кризис?
Хочу сказать, что администрация Костромской области уделяет достойное внимание ювелирной отрасли. Сегодня в регионе действует областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области на 2009–2013 гг.», по которой ювелирные предприятия имеют право на субсидии. Речь идет о субсидировании банковских процентных ставок, лизинговых платежей, об удешевлении стоимости выставочных площадей. Чтобы такую поддержку получить, предприниматели проходят конкурсный отбор. В прошлом году в рамках этой Программы мы предоставили субсидии из областного и федерального бюджетов 4 организациям по производству ювелирных изделий и 6 индивидуальным предпринимателям, на общую сумму 4,6 млн. рублей. Для поддержки и развития ювелирного бизнеса мы стараемся без проволочек выделять земельные участки под строительство новых и реконструкцию действующих производств, предоставлять в аренду помещения. Мы решаем вопросы кадрового обеспечения ювелирных предприятий за счет выпускников Костромского государственного технологического университета и Красносельского училища художественной обработки металлов. Кроме этого, сейчас на рассмотрении находится проект по строительству выставочного центра для демонстрации достижений ювелирного искусства и организации оптовой торговли ювелирными изделиями.
В прошлом интервью нашему изданию были названы три основные проблемы ювелирной отрасли Костромской области – толлинг, время клеймения и налоговый нигилизм. Первая проблема решена, а как с двумя другими? Как обстоит дело с трудностями системы ювелирного образования, о которых также говорилось в прошлом интервью?
Нам удалось достичь значительных сдвигов в решении озвученных проблем. Сроки клеймения, с введением дополнительных рабочих мест в Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора, сегодня составляют порядка 3–5 дней и соответствуют срокам, указанным в Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ. Для создания единого «налогового поля» и равных условий для производителей в настоящее время администрацией Костромской области разработана законодательная инициатива о внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Принятие предлагаемых поправок позволит уравнять конкурентные преимущества налогоплательщиков, осуществляющих ювелирную деятельность, пресечь схемы дробления бизнеса с целью минимизации налоговой нагрузки и обеспечить дополнительные поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Кроме того, областной администрацией разработан проект закона «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Что касается кадрового обеспечения, то на базе Костромского технологического университета уже организован Центр ювелирного мастерства и технологий. На первоначальном этапе университет разработал учебные планы и уже формирует группы по 5 программам дополнительного профессионального образования: компьютерное 3D проектирование ювелирных изделий; компьютерное 2D проектирование рекламы ювелирных изделий; фототехнологии в ювелирном дизайне; ювелирное материаловедение; организация и обеспечение ювелирно-художественных производств. Также мы проработали вопрос об организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, а также безработных граждан в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда области и программы «Содействие занятости населения Костромской области».
Какие предприятия Вы можете назвать лидерами костромской ювелирной отрасли? Почему одни в кризис выжили и даже добились успехов, а другие – нет. В чем секреты успеха лидеров отрасли?
По данным УФНС России по Костромской области количество налогоплательщиков, занимающихся производством ювелирных изделий, сегодня составляет 382 юридических лица и 885 индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято более 8 тыс. человек, в регионе перерабатывается более 33 % драгоценных металлов от общего количества перерабатываемого золота и серебра в России. Широкую известность в стране получили наши крупные предприятия ОАО «Красносельский ювелирпром» и ОАО «Костромской ювелирный завод». Отлично зарекомендовали себя на ювелирном рынке молодые компании ООО «Костромская ювелирная фабрика «Топаз», «Аквамарин», «Инталия», «Диамант» и многие другие. Торговый сектор области представлен порядка 95 торговыми точками, основная часть которых сосредоточена в Костроме. Среди них такие известные магазины, как «Аметист», «Рубин», «Голдстрим», «Александрит», сеть ювелирных салонов «Линии любви».
Думаю, секрет их успеха – в широком ассортименте товаров, высочайшем качестве изделий, ориентации на спрос потребителей и гибких условиях поставок. И самое главное – внимание и индивидуальный подход к каждому клиенту. Я знаю, что торговые сети области в течение всего периода экономического спада широко практиковали систему скидок и бонусов. Также применялась схема кооперации при изготовлении изделий.
Ситуация в ювелирной отрасли меняется к лучшему. За первый квартал отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг в фактических ценах на сумму 3,6 млрд. рублей или 63 % больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Как областные власти в дальнейшем собираются поддерживать ювелирную отрасль?
Мы стараемся строить диалог с ювелирным сообществом. Диалог, основанный на взаимоуважении и доверии. С одной стороны, мы понимаем: ювелирный бизнес, как и любой другой, любит тишину и не приемлет жесткие вмешательства извне. С другой стороны, существует целый ряд социальных обязательств, которые ювелирные предприятия должны принимать на себя.
В самом начале своего пути в качестве губернатора, я обещал красносельским ювелирам привести в порядок дорогу из Костромы в село Красное-на-Волге. Это обещание выполнено. Считаю, это показатель того, что мы, областная власть, готовы к сотрудничеству, и готовы эффективно распоряжаться налогами и сборами, которые поступают в бюджет. Для того чтобы строить дороги, жилье, приводить в порядок инженерные сети, фасады зданий и сооружений, обустраивать регион – нужны средства. А других источников дохода, кроме как налоги и сборы, у региональной и федеральной власти нет. Поэтому наш основной призыв к ювелирным предприятиям – начислять и выплачивать реальные заработные платы. Я был приятно удивлен, когда ознакомился со статистикой 2009–2010 года: «Красносельский Ювелирпром», «Костромской ювелирный завод» и ряд других предприятий пошли по пути увеличения фонда оплаты труда.
Почему так важно заниматься легализацией заработных плат и уходить от «серых» зарплатных схем?
Потому что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц – формируют почти 80% областного бюджета. За счет того, что мы системно занимались легализацией бизнеса и увеличением фонда оплаты труда, бюджет Костромской области не потерял доходов в кризисном 2009-м году. Хотя большинство регионов закончили финансовый год с большими потерями. Как я уже сказал, мы реализуем областную программу «Государственная поддержка ювелирной отрасли в Костромской области на 2009–2013 гг.». Ее цель устойчивое развитие производства ювелирных изделий в Костромской области, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, продвижение брэнда «Кострома – ювелирная столица России». Кроме этого, сейчас по моему поручению работает группа экспертов на предмет возможности создания в регионе ювелирного кластера.
Причем, по факту этот кластер уже сложился – в Красносельском муниципальном районе, где расположена наибольшая часть ювелирных заводов и предприятий. Планируется присоединить сюда предприятия из Волгореченска и Костромы и юридически все оформить. Мы серьезно думаем над тем, чтобы пойти по пути налоговых послаблений для предприятий этого кластера (налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю). Но при условии жестких гарантий по фонду оплаты труда и по «зарплатному» налогу. По нашим расчетам, создание ювелирного кластера поможет достичь докризисных объемов производства продукции и их дальнейшего роста. Возрастут объемы реализации ювелирной продукции, будут созданы новые торговые места в выставочном центре, который планируется построить, численность занятых в ювелирной отрасли увеличится к 2013 году на 30%. До конца текущего года у нас будет время, чтобы обсудить все условия данных новаций и законодательно их проработать.
Как производители Костромской области продвигают свою ювелирную продукцию на российском и зарубежных рынках? Как администрация региона им в этом помогает?
Ни для кого не секрет, что наши ювелирные предприятия активно принимают участие в выставка-ярмарках, как региональных, так и международных. Яркими примерами здесь служат такие значимые мероприятия как: Международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», проходящий ежегодно в конце июня в Костромской области; Санкт-Петербургский ежегодный международный форум ювелирной индустрии, проходящий в феврале в ЛЕН ЭКСПО; Московская оптовая ювелирная биржа, проходящая в сентябре в Гостином Дворе и многие другие.
Администрация Костромской области с целью расширения рынков сбыта ювелирных изделий тесно взаимодействует с торговыми представительствами Российской Федерации в Европейских странах и странах СНГ.
Проведены переговоры о сотрудничестве с Индийскими, Тайваньскими производителями. Речь на них шла о расширении рынков сбыта. Кроме того, проведены официальные переговоры с Послом Щвейцарии. В числе прочих вопросов обсуждалась тема перспективного развития ювелирной промышленности. Аналогичная работа идет с представителями Финляндии, Китая, Японии и других стран.
Что Вы хотели бы пожелать читателям журнала «Навигатор ювелирной торговли»?
В зарубежных поездках я всегда обращаю внимание на то, что российская продукция за рубежом либо вообще не представлена, либо представлена скудно. Хотя, например, продукция таких брендов как «Сникерс» и «Кока Кола» сегодня продается в каждом населенном пункте, в каждом захудалом уголке глобального мира. Оказавшись на костромской земле, поработав здесь, я понял, что мы можем претендовать на достойное место в мире ювелирных изделий. Если взять в качестве примера экономику успешных стран (хотя мы тоже являемся относительно успешной страной), то, например, в Китае 5-я статья доходов принадлежит ювелирной промышленности. В связи с этим я хочу пожелать нашим ювелирам новых рынков сбыта, успешной розницы и хороших продаж. И не забывать о вопросах социальной ответственности перед обществом.