- 241 голос реальных участников ювелирной отрасли
- Технология VS монополия. Обзор рынка лабораторно-выращенных алмазов ювелирного качества. Часть 1. Upstream*
- УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: концепция и задачи, ошибки и примеры
- Круглый стол: уникальное торговое предложение - как оно работает сегодня?
- Поколение z. Новый потребитель - новые стратегии
На территории Свердловской области ювелирное производство развивалось исторически. Это связано с богатейшими сырьевыми запасами драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, а также с работой уральских мастеров, творения которых сегодня известны не только в России, но и далеко за ее пределами. О положении дел в отрасли, тенденциях и перспективах развития мы беседовали с Александром Юрьевичем ПЕТРОВЫМ, министром промышленности и науки Свердловской области.
Александр Юрьевич, когда зародился и как развивается сегодня промышленный сектор ювелирной отрасли области? Какие производственные предприятия являются лидерами рынка?
На территории Свердловской области ювелирное производство существует давно – с XVIII века. Ведь у нас находятся богатейшие сырьевые запасы драгоценных и полудрагоценных камней и металлов (табл. 1). Зарождение производства началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов. А с конца XIX века уральская ювелирная традиция получила известность не только в России, но и за ее пределами. Мастерство ювелиров слало визитной карточкой территории и до сих пор востребовано ценителями. В XX веке ювелирное производство вышло на серьезный производственный уровень, что негативно отразилось на индивидуальности изделий.
Справка
Таблица 1. Запасы драгоценных металлов и драгоценных камней Свердловской области (по данным на 2009 год)
Вид полезного ископаемого |
Количество месторождений |
Балансовые запасы (А+В+С1+С2)
|
Объем добычи в 2008 году | |
Изумруды |
6 |
63 тонны |
- | |
Демантоиды |
2 |
248 кг |
- | |
Топаз и берилл |
1 |
31 тонна |
- | |
Золото |
235 |
316 тонн |
7,2 тонны | |
Платина |
88 |
53 тонны |
305 кг |
По данным Уральской государственной инспекции пробирного надзора, в Свердловской области производство ювелирных изделий осуществляют 173 хозяйствующих субъекта. У нас работает около 10 крупных предприятий по производству ювелирных изделий – ОАО «Ювелиры Урала», ОАО «Драгоценности Урала», ООО «Ювелирная компания АСБ», ООО «Уральская ювелирная фабрика», ООО «Уралювелирголд», ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов», ЗАО ПКФ «ЭРМИ» и другие, а также более 150 небольших производств и мастерских. Если говорить о конкретных цифрах, то уровень производства за 11 месяцев 2009 года снизился на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (табл.2). Это связано с кризисом, который затронул практически все отрасли, и ювелирная промышленность не стала исключением.
Кадры для ювелирного производства в Екатеринбурге готовят несколько высших учебных заведений: в Уральской архитектурной академии обучаются художники, дизайнеры и модельеры ювелирного дела, а Уральский горный университет и Уральский технический университет выпускают технологов ювелирного производства.
СПРАВКА
Таблица 2. Производство ювелирных изделий предприятиями Свердловской области в 2009 году*
Наименование вида продукции, единица измерения |
Произведено за |
Темп роста, в % к | |||
ноябрь 2009 г. |
11 месяцев 2009 г. |
октябрю 2009 г. |
ноябрю 2008 г. |
11 мес. 2008 г. | |
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ФАКТИЧЕСКИХ ЦЕНАХ (БЕЗ НДС И АКЦИЗА), тыс. руб. |
50 236,00 |
51 1138,0 |
100,5 |
66,9 |
49,4 |
в т.ч. по крупным и средним |
44 327,00 |
44 0895,0 |
100,5 |
74,3 |
50,2 |
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С БРИЛЛИАНТАМИ, штук |
1359,00 |
14 819,0 |
88,4 |
56,3 |
53,4 |
в т.ч. по крупным и средним |
х |
8016,0 |
81,9 |
65,0 |
43,7 |
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С КАМНЕМ, штук |
9231,00 |
98 066,0 |
99,0 |
59,2 |
64,3 |
в т.ч. по крупным и средним |
х |
х |
96,3 |
62,5 |
64,4 |
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ БЕЗ КАМНЯ, штук |
7525,00 |
61 131,0 |
132,4 |
128,3 |
95,0 |
в т.ч. по крупным и средним |
х |
45 957,0 |
140,4 |
60 |
102,7 |
ЦЕПИ ИЗ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА, штук |
738,00 |
7286,0 |
61,5 |
46,4 |
11,5 |
в т.ч. по крупным и средним |
х |
х |
54,6 |
46,7 |
9,6 |
КОЛЬЦА ОБРУЧАЛЬНЫЕ, штук |
3353,00 |
27 622,0 |
136,9 |
100 |
57,7 |
в т.ч. по крупным и средним
|
х |
х |
138,1 |
110 |
56,9 |
*По данным Свердловскстата
А что происходит в розничном сегменте? Какова ситуация в ювелирной торговле области?
По состоянию на 1 января 2010 года реализацию ювелирных изделий в области осуществляют 222 специализированных торговых предприятий, из них в Екатеринбурге – 86, в Нижнем Тагиле – 23, в Первоуральске – 8, в Серове и Новоуральске – по 6 и т.д. (по оперативным данным администраций муниципальных образований области). У нас работают как федеральные, так и местные ювелирные торговые сети. Среди них: ТС «Ювелиры Урала», ЮД «Моисейкин В.В.», ТС «Ю-Лайн», ТС «585», ТС «Голдис», ТС «Адамас», ТС «Ориенталь», ТС «Русское золото», ТС «Ювелирный парад» и многие другие.Ассортимент ювелирных изделий, представленных в продаже, очень широк: изделия из золота, серебра, платины без вставок и с вставками из натуральных драгоценных и полудрагоценных камней и искусственных материалов, при этом качество изделий стабильно высокое.К сожалению,в розничном товарообороте области доля ювелирных изделий невелика – всего 0,6%, зато в объеме реализации доля отечественных товаров составляет 60%. Мы надеемся, что ювелирная торговля с каждым годом будет наращивать обороты и радовать наших покупателей широким ассортиментом и качественными изделиями.
Раз уж речь зашла о покупателях, расскажите о специфике потребления ювелирный изделий в вашем регионе. Каковы особенности спроса?
Структура продажи ювелирных товаров в Свердловской области выглядит примерно таким образом: дорогие и эксклюзивные изделия – 35%, средний ценовой сегмент – 15–20%, ниже среднего – 45–50%. Кстати, раньше цифры выглядели немного по-другому: на долю среднего сегмента приходилось 50–60%, а на VIP-сегмент – не более 10–15%. Так что структура потребительского спроса меняется.
По данным Свердловскстата, средняя розничная цена на кольцо обручальное (1 грамм золота) за период с 2007 по 2009 год увеличилась на 74%. Это связано в первую очередь с ростом стоимости драгоценных металлов, цены на которые устанавливает Банк РФ в соответствии с изменениями курса доллара.
СПРАВКА
Таблица 3. Средние потребительские цены на ювелирные изделия по Свердловской области, руб.*
Наименование товара |
2007 г. |
2008 г. |
Отношение 2008 г. к 2007 г. |
2009 г. |
Отношение 2009 г. к 2008 г. |
Кольцо обручальное, гр. |
763,02 |
1001,33 |
+31% |
1331,05 |
+33% |
*По данным Свердловскстата
И в заключение – Ваши пожелания читателям журнала «Навигатор ювелирной торговли».
Я желаю всем читателям вашего журнала творческих успехов и процветания бизнеса. Радуйте российских покупателей интересным ассортиментом, высоким качеством продукции и конкурентоспособными ценами. Также хочу пожелать всем семейного благополучия и осуществления всего задуманного!