- Оксана СЕНАТОРОВА, издатель журнала «Навигатор ювелирной торговли»: «Магазины оказались на передовой…»
- Михаил ПОТАПЕНКО, генеральный директор ООО «Арт-Ювелир»: «Самое главное для розничного предприятия – правильный выбор поставщиков!»
С 11 по 14 апреля в Дубае прошла ежегодная встреча президентов алмазных бирж мира (WFDB Presidents’ Meeting). Одним из важнейших решений данного мероприятия было принятие мировой программы сертификации ювелирных магазинов с помощью марки WFDB (Всемирная Федерация Алмазных Бирж) – своего рода знака качества, подтверждающего то, что его обладатель заслуживает доверия в сфере продажи бриллиантов. Подробно о данной программе, которая будет активно внедряться в 2012 году, нам рассказал Алекс ПОПОВ, президент Московской Алмазной Биржи.
Алекс, как была создана программа сертификации ювелирных магазинов с помощью марки WFDB?
В мире существуют несколько схем сертификации ювелирных магазинов. Наиболее известная и широко распространённая – это Council for Responsible Jewellery Practices, или в вольном переводе – Совет ответственного ведения дел в ювелирной отрасли. Очень громоздкое название и громоздкая структура, в которую входят 280 крупнейших сетей мира. Это отличная система сертификации с независимыми аудиторскими проверками, которая охватывает драгоценные камни, металлы, соблюдение торгового законодательства, уровня обслуживания покупателей и т.п. К сожалению, стоимость членства в CRJP настолько высока, что это могут себе позволить только очень большие сети. CRJP активно содействует с Всемирной Федерацией Алмазных Бирж (WFDB), CIBJO и другими отраслевыми организациями, такими как Всемирный Золотой Совет, Платиновый Совет и т.п.
Другая работающая программа сертификации торговцев и производителей бриллиантов и драгоценных камней, членов Всемирной Федерации Алмазных Бирж, ранее распространялась только на оптовый (B2B) сектор. Но в этом году WFDB приняла решение о переносе этого положительного опыта сертификации на потребительский уровень (В2С) путем распространения ритейловой марки WFDB. Эта мировая программа сертификации ювелирных магазинов Всемирной Федерации Алмазных Бирж (WFDB) находится в настоящее время в последней стадии разработки. Она базируется на существующей программе WFDB Mark, которая действует с 2008 года. Разработкой так называемой ритейлерской программы занимается специальный комитет, в состав которого входят президенты алмазных бирж Лондона, Гонконга, Сингапура, Москвы, Нью-Йорка и пр. Программа начнет внедряться в 2012 году.
Каким образом и кто будет принимать решение, что тот или иной магазин заслуживает доверия в сфере продажи бриллиантов? Каким критериям магазин должен соответствовать?
Критерии сертификации описаны в специальных документах (специальные документы смотрите на нашем сайте – NJT.RU – прим. ред.). Для магазинов критерии не будут сильно отличаться. Вкратце их суть можно сформулировать следующим образом: не выдавать то, что продается, за что-то другое, или, простыми словами, не обманывать покупателя. Принятие решения ложится на комитет независимых специалистов в каждой стране. Никто не заставляет ритейлера быть экспертом-геммологом или не собирается учить его чему-либо, хоть программа и предусматривает обучение персонала - в тех случаях, когда ритейлер этого желает. Главное – не обманывать покупателя. Подчеркиваю – только покупателя. Всемирная Федерация не заменяет и не претендует на роль контролера государственных интересов.
Каков будет механизм получения марки WFDB? И сколько магазину придется заплатить за сертификацию?
Механизм получения марки будет опубликован в сентябре. Все участники рынка во всех странах получат обращение одновременно. Решение о выдаче или невыдаче с указанием причин и способов их устранения будет приниматься в течение двух-трех недель на местном уровне. После этого (в случае положительного решения) начнется процесс занесения в мировую базу данных: изготовление диплома, значка, и пр., а также пересылка из штаб-квартиры Федерации – это займет еще 45-60 дней. Стоимость будет варьироваться в зависимости от страны и от оборота магазина или сети. Она будет сформирована таким образом, чтобы покрыть расходы Федерации на сертифицирование и донесение информации до потребителя, и одновременно быть выгодной ритейлеру.
Магазин, получивший право на использование марки WFDB, будет занесен в базу данных Федерации, которая станет доступна каждому потребителю ювелирных изделий. Магазин также получит ряд льгот и привилегий, связанных с доступом на алмазные торговые площадки, образовательными программами, курсами обучения персонала, страховыми программами и другими инструментам поддержания доверия потребителя. Помимо значка, который можно печатать на визитках, инвойсах, рекламе и пр., ритейлеру будет выдаваться еще и диплом, подписанный президентом Всемирной Федерации Алмазных Бирж (WFDB).
А почему магазинам выгодно иметь марку WFDB?
Марка WFDB – это аттестация порядочности, символ того, что данный магазин взял на себя обязательство быть «прозрачным» со своими покупателями. А ритейлеру, который заинтересован в поддержании своей репутации, всегда выгодно иметь еще одно доказательство своей добросовестности. Помимо этого обладатель марки WFDB приобщается к самому привилегированному мировому сообществу, что накладывает определенные обязательства, но и приносит огромную пользу. Помимо «косвенных» выгод существуют и конкретные материальные преимущества в виде скидок и специальных предложений, доступных для членов сообщества благодаря Всемирной Федерации. Подчеркну еще раз: марка WFDB - это не средство конкурентной борьбы, а доказательство порядочности магазина. Нам бы очень хотелось, чтобы все магазины поддерживали нормы и обязательства WFDB, и чтобы ювелирная торговля велась без обмана покупателей.