Иногда банки не являются лучшими друзьями продавцов алмазов, но по крайней мере в одном случае они были палочкой-выручалочкой. Это было, когда банки в ответ на высокие цены на сырье, на которые многие алмазные производители соглашались против своей воли, помогли отрасли, сократив финансирование сырья.
С начала 2013 года цены на алмазное сырье чрезмерно возросли. Компания De Beers подняла цены на 6%, и многие другие добывающие алмазные компании также подняли цены на сырье в этот период. В то же самое время цены на бриллианты поднялись только на 1,5% с января по июнь.
На рынке, где разница между фабрично-заводской стоимостью изделия и выручкой от его продажи низкая (3–4% в лучшем случае), разница между быстро растущими ценами на алмазное сырье и почти не растущими ценами на бриллианты – это разница между низкой рентабельностью и ее отсутствием.
Многие утверждают, что президент компании De Beers Филипп Мельер считает, что до тех пор, пока клиенты согласны платить, жалобы на то, что цены слишком высокие, – пустая болтовня, так как клиенты продолжают покупать. В соответствии с одним источником, Мельер сказал клиенту, который жаловался на высокие цены, что он отложит товар, потому что всегда найдется пара-тройка покупателей, которые этот товар купят.
Если президент компании De Beers считает, что в такой ситуации – когда товар откладывается, потому что цены слишком высоки, солидному элитному клиенту следует перестать быть клиентом, это приведет к непременному прекращению долгосрочных отношений крупнейших поставщиков отрасли с их клиентами.
Это требует пояснения. Сайтхолдеры обеспокоены тем, что если они откажутся от товара, то перестанут быть клиентами. В связи с этим они могут покупать товары, даже если им это экономически невыгодно, чтобы предотвратить негативное влияние на поставки в дальнейшем. Другие покупают дорогой товар и хранят его в надежде, что он станет экономически выгодным в будущем. Для них покупка – это инвестиция, а не вопрос доверия цене.
Новые управляющие? Банки начинают действовать от имени производителей
Еще немного истории. В октябре 2002 года, в самом начале глобального экономического кризиса, индийские индивидуальные производители не захотели ухудшить свое положение, заявив DTC (Алмазная торговая компания), что они не могут покупать их товар. Вместо этого они вступили в зонтичную организацию индийской промышленности – Gem and Jewelry Export Promotion Council (Совет по стимулированию экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий) и объявили запрет на импорт алмазного сырья в ноябре того года. Таким образом, все были единогласны.
Ситуация, в которой клиенты больших добывающих предприятий хотят отказаться от товаров, но понимают, что не могут этого сделать из-за своей безопасности, вернулась на этот раз с противоположной стороны – дело в дисбалансе цен на алмазы и бриллианты.
Зайдите в банки. Эти учреждения, обеспокоенные низкой рентабельностью клиентов, решили принять меры и ограничить доступ трейдеров к алмазному сырью сокращением гарантированного базового финансирования закупок алмазного сырья. Простыми словами, они сокращают финансирование закупок алмазов.
ABN AMRO, ведущий банк, финансирующий индустрию, проинформировал некоторых своих клиентов о том, что сокращает финансирование закупок на 70–80% и может также ужесточить другие условия в дальнейшем. Антверпенский алмазный банк (ADB) – другой важный банк, обслуживающий отрасль, также заинтересован в сокращении гарантированного финансирования закупок алмазного сырья. И Государственный банк Индии (SBI) объявил 21 августа, что прекращает финансирование закупок.
«Наше беспокойство как банка вызывает отсутствие рентабельности компаний по переработке сырья, которые мы финансируем. И мы не собираемся финансировать их будущие убыточные активы», – написал один банкир в электронной почте.
Учитывая ситуацию, банкиры все более требовательны не только к тому, кто получает кредиты, но и к причинам запроса кредита, чтобы уменьшить потенциальные риски.
Являются ли банки хранителями алмазного рынка? Получается, что они приняли на себя старую роль De Beers. По крайней мере они оказывают индустрии большую услугу, вынуждая производителей ограничить закупки, что фактически является голосованием против отсутствия конфиденциальности в подходе добывающих предприятий к политике повышения цен.
Снизятся ли цены в будущем?
Как бы то ни было, призыв отрасли, кажется, начинает доходить до компании De Beers, хотя и очень медленно. На заседании акционеров компании в августе 2013 года, после того как банки начали предпринимать вышеописанные шаги, цены на две трети лотов были снижены, некоторые более чем на 5%. В целом, однако, снижение было очень низким – на 1–2% меньше, чем требовалось производителям, хотя это был шаг в правильном направлении.
Время покажет, будут ли цены снижаться и дальше и на сколько и последует ли компания «АЛРОСА» примеру компании De Beers. А пока индустрии следует рассчитывать только на себя: конечно, поблагодарить банки за то, что они проявили себя как ответственные партнеры в данной ситуации, и воспользоваться окном возможностей во время снижения цен на закупки алмазного сырья.
Взгляд в будущее
Алмазная отрасль находится в состоянии изменения. И в когда-то легкой на подъем индустрии происходят серьезные перемены. Упомянутые выше соглашения Базель II и Базель III – это основа и стимул для образования новых финансовых институтов, ориентированных на алмазы. И все это, в свою очередь, требует большей прозрачности – особенно в том, что касается корпоративных отчетов и цен.
Есть еще одна серьезная перемена, о которой все банкиры, с которыми мы беседовали, считают необходимым упомянуть: перемещение отдела продаж компании De Beers в Ботсвану и изменение положения ряда алмазных центров в связи с этим перемещением.
Сортировочный центр компании De Beers уже переехал в город Габороне, столицу Ботсваны, а отдел продаж закончил подготовку к переезду. После столетнего пребывания компании в Лондоне впервые собрание международных клиентов компании состоялось в Габороне в ноябре 2013 года.
Одним из преимуществ Антверпена является относительная близость к Лондону. Предполагается, что переезд в Африку окажет негативное влияние на Бельгийский алмазный центр. Насколько велики будут изменения, конечно, трудно предсказать, но банкиры согласны с тем, что произойдет некоторый спад. Что-то подобное было с Израильским алмазным центром, который пережил международный торговый спад в первые годы после кризиса 2008 года.
Этим центрам надо найти способы развития бизнеса. Банк Leumi в Израиле больше не собирается финансировать алмазные фирмы. И если произойдет дальнейший спад в Израильском центре, будет ли это означать, что Union Bank, ведущий банк страны, финансирующий алмазную индустрию, сократил свое участие в финансировании отрасли? Даст ли это повод новым банкам воспользоваться возможностью и выйти на арену?
В то время как эти два центра сталкиваются с растущими проблемами, в Арабских Эмиратах новый центр развивается и использует удобный момент. Деятельность Дубайской алмазной биржи (DDE) превращает страну в заметного игрока индустрии, иногда за счет других центров. Здесь новые банки имеют возможность войти в алмазную отрасль и предоставить ее участникам дополнительные фонды.
Более того, есть несколько банков, финансирующих алмазную отрасль, которые заинтересованы в том, чтобы и другие банки вступали в игру. С их точки зрения, в отрасли большой спрос на финансирование и недостаточно банков. Они хотят, чтобы огромная зависимость отрасли от них уменьшилась, и отрасль только выиграет от конкуренции – в том случае, если будет много банков, из которых можно выбрать.
А самое главное – развивающихся центров недостаточно для того, привлекать банки. Чтобы привлечь больше банков, необходимы улучшенные нормы ведения отчетности, отличная репутация и увеличение прибыли. И путь к этой цели в настоящее время открыт.