Какие бы бури ни носились в умах дизайнеров ювелирной моды, одной теме они будут верны всегда. Вернее, двум темам, которые, как близнецы, близки друг другу: флора и фауна, растения и животные. Благоухающие и цветущие, с одной стороны, бегающие, прыгающие и летающие, – с другой, тысячелетия они служат украшением женской нежности и мужской брутальности. Дело лишь в очерёдности. Драгоценные клумбы периодически уступают пальму первенства драгоценным зверинцам. В этом сезоне ювелирные бренды отдали очередную дань природе, выпустив несколько коллекций, посвящённых и флоре, и фауне.
В первую очередь здесь надо вспомнить о Cartier. Фирма, эмблемой которой стала пантера, выпустила коллекцию брошей, в которой есть романтические букеты-жардиньерки, очаровательные щенки болонки и символичные попугаи-неразлучники. Подтверждение всеобщей любви к природе можно найти на прилавках практически любого ювелирного салона. Изящные кольца, украшенные цветами, лепестки которых сплошь застланы драгоценной цветной рябью, широкие перстни, изрезанные пышным растительным орнаментом, подвесы со знаками Зодиака, кольца с резными лягушками и змейками. Мы носим всю эту живность и растительность, не задумываясь, почему мы это делаем. Возможно, психологи объяснят, что таким способом жители мегаполисов неосознанно стремятся стать ближе к природе. Но, может быть, связь еще глубже. Ведь изначально люди использовали животные и растительные символы не столько для украшения, сколько для того, чтобы защитить себя. Наверное, самым древним анималистическим украшением был клык животного. Надевая его, мужчина присваивал силу побежденного им зверя.
Позже люди начали переносить изображения значимых для них растений и животных на ювелирные украшения; это характерно буквально для всех культур. Древнейший анималистический символ – бык, священный агнец, который использовался в жертвоприношениях. У многих народов он был знаком плодородия, силы земли. Это самый распространенный символ сексуальной энергии. Древние египтяне считали, что жуки-скарабеи рождаются особями только мужского рода, обладают огромной силой и способностью к возрождению. Поклоняясь скарабеям, египетские воины надеялись получить частицу этой силы. Двенадцать животных небесного астрологического календаря означали замкнутый цикл космической энергии. Используя изображения этих животных в украшениях, можно было «подключиться» к потоку этой энергии.
Среди типично женских животных были жаба и лягушка. Первая олицетворяла уродство, за которым кроется прекрасная душа. Вторая была покровительницей женского домашнего дела. Именно отсюда появился известный всем с детства персонаж – царевна-лягушка.
На мужских древнегреческих украшениях часто встречались изображения свирепых хищников и животных. Они были связаны с темой силы и смерти, символизировали власть и могущество. На женских украшениях тоже изображались животные, но совсем с иной целью. Львицы, бараны, быки, олени и антилопы должны были стать магическим средством притяжения представителей противоположного пола.
Самые древние растительные символы плодородия – зерно, корень и стебель – встречаются в украшениях буквально всех народов. Древние персы изображали в украшениях розу – олицетворение любви. Лотос часто встречался в украшениях древних египтян, он был посвящён богине плодородия Исиде и богу солнца Осирису. Как лотос на Востоке, так лилия на Западе означали чистоту, покой, воскресение. Несколько лилий на одном стебле символизировали девственность, возрождение и бессмертие. В христианстве лилия говорит о чистоте и невинности, являясь символом Девы Марии. В японской культуре пион – символ долголетия, хризантема означает материальное благополучие, а мотылёк – бессмертие души.
С течением веков люди стали забывать о первопричинах, которые привнесли флору и фауну в ювелирные украшения. Дамы самых разных сословий носили цветочные броши у корсажа, подвесы со змейкой, серьги в виде розочек. Однако тайная магия мира природы влекла и тех, кто делал ювелирные украшения, и тех, кто их носил. В вечно популярной теме самовыражались практически все известные дизайнеры и ювелиры, вознося на пьедестал красоты свои любимые цветы и животных. Так, Фредерик Бушерон обожал делать украшения со змеями и другими рептилиями, Жан Фуке – бабочек и стрекоз, Лалик – разнообразных рыб, а Коко Шанель – львов, оленей и петухов.
Настоящую революцию в области ювелирной флористики произвел Лалик. Его украшения – прекраснейший из гимнов, посвящённых цветам. Говоря о ювелирах-«цветочниках», невозможно забыть о роскошных клумбах от Van Cleef & Arpels, знаменитой орхидее от Tiffany, изысканных камелиях от Chanel, нежных ландышах от Dior, тропических цветах от C.R.Bruner. Многие из этих украшений сегодня легендарно известны, а ювелиры между тем не останавливаются, вновь и вновь колдуя над образами животных и цветов. Быть может, эта извечная любовь объясняется тем, что гербарии и бестиарии предоставляют широкое поле для фантазии художников-ювелиров. Флора и фауна нашли своё отражение в барокко и романтизме, минимализме и готике, ар-деко и модерне. Для изготовления украшений используют разнообразные камни всевозможных цветов, древние техники и новейшие технологии высокоточного литья, цветные бриллианты, жемчуг, эмали и золото с различными лигатурами – розовое, зелёное, серое, белое, чёрное, не считая традиционных жёлтого и красного.
Ювелиры не устают удивлять, а мы никогда не перестанем носить броши в виде перламутровых стрекоз, сапфировые серьги-васильки, кулоны с черепашками, кольца с лягушками. Что-то есть в них милое и беззаботное, что привносит праздник в нашу жизнь. Даже скорпион, типично мужской знак, олицетворяющий смерть, силу и благородство, выглядит изящной вещицей, притягивая мужской взгляд к женской груди, если он ювелирно выполнен из благородных металлов и драгоценных камней. А это как раз то самое, к чему стремились и древние гречанки, и наши современницы…