Еще в рубрике
- Что должно быть в вашей CRM. Ключевые возможности для бизнеса и сотрудников
- С драгоценных на тугоплавкие. Неювелирные металлы в ювелирных украшениях
- Ювелирная «природа» и ее репродукции
- Наравне с природой? Синтезированная реальность ювелирных вставок
- Ювелирная керамика: на хайпе нового времени
Самое популярное:
Травление (протрава, протравка) – антикоррозийная и декоративная обработка металла путём воздействия веществами, растворяющими поверхностный слой, с целью декорирования – сплошного (матовое травление) или частичного (вытравливание узора, надписи и т. п.).
Художественное травление – один из способов отделки ювелирных изделий, широко распространённый, наряду с такими техническими приёмами, как, например, фигурное литьё, ковка, чеканка, гравировка, филигрань, чернь, финифть и т. д. Художественное травление металла придаёт изделиям изысканность, художественную ценность и выразительность. Используется в сочетании с гравировкой, матированием, насечкой. Оно даёт более расплывчатые линии, делая переход от узора к фону едва заметным.
Травление может быть позитивным или негативным. Позитивным называют получение узоров в виде углублений, при негативном же орнамент остаётся на поверхности, а вытравливается поверхность вокруг него. На первый взгляд, весь процесс кажется достаточно простым, однако, существует множество секретов, которыми должен владеть мастер.
Весь процесс слагается из трёх этапов: нанесение основного кислотоупорного покрытия на поверхность; выполнение рисунка; собственно травление. Предохраняющее покрытие наносится на предварительно очищенную поверхность. Затем тонкой иглой вычерчивается требуемый рисунок или надпись. Для достижения нужной глубины и декоративного эффекта поверхность может быть протравлена не один раз. В заключение изделие тщательно промывается в проточной воде.
Для травления различных металлов используют определённые протравы. Так, для травления золота применяется «царская водка»: в определённой пропорции смешанные азотная и соляная кислоты; серебро, медь и латунь травят разбавленной азотной кислотой; сталь травится в серной кислоте.
Во всей красоте и художественной выразительности техника травления проявляется при наличии на изделии значительной поверхности. Таким образом, наиболее часто эта техника применяется мастерами в украшении скульптуры малых размеров, светильников, декоративных панно, холодного и огнестрельного оружия, столовых приборов.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД
Впервые художественное травление металла стали применять средневековые оружейных дел мастера. Украшения на их изделиях не уступали тем, что выходили из-под рук искусных ювелиров. Травлением оружейники заменили один из трудоёмких процессов – ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств.
В XVIII–XIX веках в Европе особенно широко развернулось производство оружия из поддельного дамаска. Европейские кузнецы до конца так и не разгадали секрета производства дамасской стали, но преуспели в производстве клинков с имитацией её рисунка с помощью травления. В Италии (Милан), в Испании (Толедо), в Германии (Золинген), во Франции (Льеж) и в Англии стали широко производить так называемый «ложный булат». «Ложные булаты», особенно золингеновские и толедские, приобрели известность благодаря высокой степени полировки и красивым узорам, которые наносились на клинки различными методами.
Со второй половины XVII века в Европу из Турции стали попадать образцы ружей с узорчатыми стволами. Музейные коллекции показывают, что в Индии, Афганистане, Иране и Турции даже армейские ружья и малокалиберные орудия часто делали из узорчатого металла. В Западной Европе лишь в самом конце XVIII века научились изготавливать стволы из «дамаска», подражая восточным образцам. Первые такие стволы сварили в Льеже, а уже в 1808 году около 500 мастеров работали там над изготовлением подобных ружей. Выявление узоров производилось травлением стволов всеми мыслимыми способами и самыми разнообразными составами.
ЮВЕЛИРНЫЕ ФАНТАЗИИ
Большое разнообразие декоративного оформления ювелирных изделий демонстрируют современные зарубежные мастера. В произведениях современного ювелирного искусства золото, платина, серебро являются равноправными партнёрами бриллиантов и других драгоценных камней. В дизайне украшений используются сочетания благородных металлов и камней с бронзовыми сплавами, деревом, шёлком, стеклом и другими материалами. Подобный союз даёт возможность создавать новые художественные образы, для воплощения которых применяется множество разнообразных техник обработки поверхностей, таких как инкрустация, гравировка, насечка и т. д. Современные технологии побуждают к разработке новых идей, а ручной труд делает каждое изделие, рождённое фантазией художника, неповторимым. При создании ювелирных изделий используется и травление металлических поверхностей. Сочетание протравленных рисунков с полированными поверхностями разных цветовых оттенков подчёркивает фактуру материала, форму украшения, создаёт игру светотени, делает вещь современной и оригинальной. Изделие оживает в пространстве, привлекает внимание своей необычностью; порой особое изящество ему придаёт небольшой протравленный штрих. Травление относительно больших поверхностей подчёркивает объёмность, одновременно лишая избыточной тяжеловесности. Изделия геометрических форм с преобладанием металла приобретают оригинальность и декоративность, будучи украшенными протравленным узором.
ВО СЛАВУ РОССИИ
В России травление использовали тульские мастера. Излюбленными мотивами травлёного орнамента на тульских заводах были переплетённые лентами розы, знамёна, геральдические эмблемы. В XVII веке травлёным орнаментом украшались палаши; надписи и орнаменты наносились на клинок и на гарду. На многих тульских саблях путём травления делались надписи «за храбрость», «с нами Бог» и другие.
В лучших традициях продолжают работать и мастера Златоуста. Современные художники-гравёры создают охотничьи ножи и кинжалы, разнообразные столовые приборы, кубки, подсвечники, подносы, предметы церковной утвари в тончайшей технике рельефной вытравки и золочения, с соблюдением старинных рецептов и технологий, которыми в совершенстве владели старые мастера. Уникальное искусство златоустовской гравюры зародилось в начале XIX в. прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовская оружейная фабрика была основана в 1815 году и, по замыслу её создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для армии и флота. Для обучения мастеров были приглашены немецкие мастера-оружейники, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. На основе местных традиций и приёмов европейских мастеров и был создан особый узнаваемый стиль златоустовской школы. Образцы оружия, созданного мастерами Златоуста, хранятся в крупнейших музеях России, Европы, в частных собраниях.
На Кавказе производство узорчатых стволов зафиксировано уже в первой половине XVIII века. Так, в Оружейной палате хранится ружьё кавказской выделки со стволом из дамаска, датированное 1732 годом. Полагают, что стволы для этого и других подобных ружей произведены в дагестанском селении Харбук, из которого стволы поступали для дальнейшей сборки и украшения в Кубачи.
Помимо огромного разнообразия техник, которыми владели оружейники, в декоративном оформлении ножен и рукоятей в небольшом количестве использовалась и техника травления. Подобно европейским мастерам, дагестанские оружейники использовали травление для получения декоративного рисунка и при нанесении надписей. Особой популярностью среди горцев пользовались клинки с протравленным, гравированным или клеймёным «волчком» – схематичным изображением волчонка с герба города Пассау, славившегося своими оружейниками. Позже его присвоили золингенские мастера, в XIX в. поставлявшие оружие на Восток, в том числе на Кавказ. Травление использовалось в небольших количествах на ножнах и рукоятях в знаменитых кубачинских орнаментах.
ХУДОЖНИК-ОРУЖЕЙНИК
Среди современных художников-оружейников непревзойденным мастером, владеющим уникальной техникой многослойного травления, можно назвать московского мастера Андрея Корешкова. Как правило, он создаёт не одно произведение, а целую серию работ, объединённых общностью конструкции, формы и характера декора. При этом мастер находится в постоянном творческом поиске, и ни одно изделие внутри малой серии не повторяет другое буквально. Мастер создаёт на клинках великолепные изобразительные, орнаментальные композиции и миниатюрные надписи. Его пейзажи напоминают произведения китайской живописи, выполненные кистью и тушью с потрясающим натурализмом и точностью в передаче деталей, удивительные по тончайшей проработке нюансов. Причём в некоторых работах мастера объектом изображения становится не столько сам пейзаж, сколько неуловимо меняющееся состояние природы. Обращает на себя внимание скрупулёзная проработка деталей: прожилки сорванного листка; миниатюрная фигурка освещённой молнией летящей птицы; легкая рябь водной глади; луна, которая под разным освещением то появляется, то исчезает... Чтобы полноценно оценить, прочувствовать работу мастера, требуется непосредственный контакт с изделием, его нож надо подержать в руках, рассматривая под разными углами.
К травлению Корешков пришёл через гравюру. Со временем появилось ощущение, что штихелем невозможно достичь живописных эффектов, которые даёт травление. По словам мастера, описание технологии многослойного травления можно уместить на нескольких листах, однако существует множество тонкостей, которые открываются только в процессе работы, путем бесчисленных проб и ошибок. Многое зависит от правильно подобранного травильного раствора, консистенции краски и, конечно, от качества самого металла: только на поверхности равномерной структуры получается идеально гладкое травление, которое может быть «выполировано в зеркало». Удачно подобранный материал можно травить десятки раз, усиливая декоративный эффект изображения. В зависимости от художественного замысла мастер протравливает поверхность нужное количество раз и до нужной глубины. Многое зависит и от степени полировки каждой детали изображения, благодаря которой достигается зрительная глубина и контрастность. В своих работах Корешков использует различные приёмы, совмещая травление с такими ювелирными техниками, как всечка, резьба, гравировка, инкрустация.
Источником вдохновения современных ювелиров и оружейников служат традиции прошлых веков: чуть искривленные, причудливые украшения стиля барокко, изысканность, тонкость линий и подчёркнутая орнаментальность рококо, элегантная отточенность стиля ампир, гибкость форм эпохи модерна. Пропущенные сквозь призму современного видения, произведения минувшего рождают новые формы Красоты.
