- Золотое десятилетие
- Ювелирная карта России
- Как удивлял ювелирный рынок в 2022 году?
- Зумеры: будущее индустрии
- Миллениалы в ювелирном ритейле. Драйверы роста
Бриллиант – мечта любой женщины и предмет гордости любого мужчины. Мы любим бриллианты, потому что они такие сверкающие и ценные. Бриллианты делают нас значимыми. Они – признак нашего статуса, респектабельности и вкуса. Бриллиант – это еще достаточно надежное и перспективное вложение средств.
Так почему же это камень столь важен для нас? Потому что он дорого стоит или потому, что он свидетельствует о нашем благосостоянии и социальном положении? Потому что нам лестно обладать им, или потому что это замечают другие? Бриллиант – это драгоценность или престижная вещь? А, может быть, выгодное вложение капитала?
Цена и ценность
У каждого бриллианта есть своя цена – в зависимости от его индивидуальных характеристик – цвета, чистоты, веса, формы и качества огранки. Однако будет ошибочным полагать, что, взяв в руки, скажем, прайс-лист Rapaport и, найдя в нем нужную позицию по этим характеристикам, мы с точностью определим стоимость вожделенной покупки. Цена бриллианта – не застывшая в камне догма, это живой механизм, зависящий еще от множества факторов.
Общая экономическая ситуация, как в отдельно взятой стране, так и во всем мире (глобализация!), оказывает непосредственное влияние не покупательскую способность населения. В тяжелые времена люди в первую очередь перестают покупать предметы роскоши, а бриллианты – в авангарде этой категории товаров. Ярчайший пример – недавний финансовый кризис, потрясший экономику всей планеты.
Осенью 2008 года спрос на товары категории «люкс» и, в частности, на драгоценности, катастрофически упал. Соответственно упали в цене и бриллианты – на десятки процентов! Алмазная и ювелирная отрасль понесли тогда страшные потери. Достаточно сказать, что в крупнейшем в мире гранильном центре – Индии - примерно полмиллиона из 800000 занятых в отрасли рабочих были уволены.
Однако в целом, алмазно-бриллиантовая отрасль, в сравнении с другими сферами бизнеса, вышла из кризиса с относительно небольшими потерями. В конце 2009 года началось восстановление рынка, которое продолжается и интенсифицируется по сегодняшний день.
За 2010 год спрос и цены на бриллианты достигли рекордных показателей. Так, среднее значение индекса цен на бриллианты Polished Prices на конец 2010 года составляло 133,2 пункта, что на 3% превышает среднее значение индекса в ноябре того же года, и на 13,8% выше соответствующего показателя по итогам 2009 года.
В конце июня 2011 года другой индекс цен на бриллианты – IDEX Online установил рекорд, перейдя границу в 142,25 пункта, это самый высокий уровень индекса с момента его основания в июле 2004 год.
К концу 2010 года уровень цен достиг абсолютных максимумов в сравнении с сентябрем 2008 года, тенденции роста и оптимистические настроения участников рынка только усиливались и крепли.
Согласно данным аналитиков Rapaport Group, средние цены сертифицированных бриллиантов в 2010 году выросли на 10,3 процента. Такой рост явился следствием сразу двух факторов: быстрым ростом спроса на двух крупнейших развивающихся рынках – в Индии и Китае, и ограниченным предложением на рынке бриллиантов.
Эти примеры свидетельствуют о существенном повышении торговой активности на всех мировых рынках бриллиантов. За первое полугодие 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, среднемировые цены на бриллианты выросли на 15,4%. В июне нынешнего года, по сравнению с июнем 2010 года, рост цен составил фантастические 18,5%! Бриллианты снова вернули себе подобающую позицию в иерархии предметов роскоши.
Инвестиции: эмоциональные и разные
Само собой разумеется, что украшения с бриллиантами приобретают люди небедные. И людей таких становится все больше. Например, по данным агентств Capgemini и Merrill Lynch, опубликованным в ежегодном докладе «Мировое благосостояние» за 2011 год, людей, которых даже выделили в класс - high-net-worth-individuals – «высокообеспеченные физические лица» - с 2010 года стало больше на 8,3%, а их совокупное состояние за это же время выросло на 9,7%, составив 42,7 триллиона долларов.
В этом же докладе говорится, что из так называемых «эмоциональных инвестиций», совершенных этой категорией граждан, на ювелирные изделия, драгоценные камни и дорогие часы, приходится 22%. На Ближнем Востоке этот процент еще выше – 29%.
«Эмоциональные инвестиции», однако, доступны не только сверхбогатым. Средний класс, включая российский, тоже вполне может позволить себе (и позволяет, только на более скромном уровне) то, что относят к таким вложениям: украшения, недвижимость, автомобили, путешествия.
Но вернемся к бриллиантам. А может ли «эмоциональная инвестиция» одновременно быть еще инвестицией в привычном, практическом смысле? Просто выгодным вложением средств?
В течение последних десятилетий делалось немало попыток превратить алмазы и бриллианты в «коммодити», биржевой товар. Значительная часть таких попыток носила откровенно мошеннический характер. Стали появляться «липовые» инвестиционные компании. Одна из таких компаний, учрежденная в 1977 году в Аризоне De Beers Diamond Investments Ltd., продавала «инвестиционные бриллианты» по телефону. Разумеется, эта фирма не имела никакого отношения к «большому» De Beers, но ее примеру последовали еще около 200 компаний, продающих «инвестиционные бриллианты».
Не увенчались успехом и попытки сделать из алмазов и бриллиантов биржевой товар. Их специфика, а также цикличные изменения потребительского рынка, полностью перекрывают им путь на фондовую биржу. Их удел – биржа алмазная да сделки между дилерами, трейдерами и производителями ювелирных изделий. Однако все это – институты отраслевые, воплощение того, что в маркетинге называется «В2В» (англ. Business to Business). А что если рассмотреть вопрос в разрезе «В2С» (англ. Business to Consumer)? Может ли бриллиант быть хорошей инвестицией для конечного потребителя?
Определенно да, если речь о «тезаврационных инвестициях», то есть инвестициях, осуществляемых с целью накопления. Это могут быть вложения, в том числе, в драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия. Специфическая черта тезаврационных инвестиций - отсутствие текущего дохода по ним. Однако, по определению, инвестиции - это вложение средств с целью получения прибыли. Собственно прибыль и является целью инвестиций. И, если учитывать то, что инвестиции – это вложение долговременное, то по прошествии определенного срока тезаврационные инвестиции трансформируются в традиционные.
Но здесь тоже не все однозначно.
Каков же вывод?
Скажем, если вы захотите продать изделие с инвестиционным бриллиантом, вам потребуется покупатель, который захочет купить именно то, что вы хотите продать. Извечная проблема спроса и предложения.
Чтобы реализовать украшение с бриллиантом, лучше всего обратиться к специалистам – ювелирную фирму или магазин. Придется заключить договор комиссии, а перед этим отдать изделие на экспертизу. Средства, затраченные на экспертизу и потерянные на комиссии, сведут «на нет» вашу прибыль. Если только камень действительно не уникален, навряд ли вы получите ту сумму, которую затратили, покупая изделие.
Допустим, вы нашли частного покупателя. Но доверяет ли он вам? Может ли он быть уверенным, что камень настоящий? Гарантия от подделки, опять же, экспертиза. Или предмет продажи должен нести на себе марку известного бренда и иметь к тому необходимые сертификаты. Но, покупая такое изделие, вы уже заплатили надбавку за имя. Теперь, продавая его, эту надбавку можно потерять.
Остается вариант инвестиции, так сказать, в чистом виде: сертифицированный неоправленный бриллиант. Но разве мы покупаем драгоценности, чтобы держать их в сейфе?
Так стоит ли приобретать украшение с бриллиантом в качестве инвестиционного вложения? Доводов в пользу такой покупки также немало. Назовем лишь несколько.
Люди традиционно не доверяют банкам, особенно в нашей стране, поэтому значительная доля накоплений наших сограждан – «портативные» и «мобильные», то есть – в наличности или драгоценностях.
Ювелирные изделия – важная эмоциональная инвестиция, они, как правило, представляют собой элемент фамильного наследия. В этом случае ценность украшения имеет уже два аспекта: материальный и нематериальный.
Бриллианты – отличная антиинфляционная инвестиция. Со временем они только поднимаются в цене, по крайней мере, не меньше, чем растет уровень инфляции. Бриллианты – незаменимая инвестиция в кризисные времена, и недавняя рецессия только еще раз доказала это.
Так каков же вывод?
По нашему глубокому убеждению, бриллиант – это уникальный предмет средоточия разнообразных физических свойств, материальных и моральных ценностей, эмоциональных проявлений и эстетических переживаний. Как сказано в подзаголовке этой статьи – это одновременно и драгоценность, и символ, и капитал. Самая твердая в прямом и переносном смысле инвестиция.
А решение – принимать Вам.
Группа компаний «Кристалл» - крупнейший в России и Европе центр производства бриллиантов и украшений с бриллиантами.
ПО «Кристалл» специализируется на производстве бриллиантов категории «премиум». Конкурентные преимущества этой продукции хорошо известны широким слоям мирового алмазно-бриллиантового сообщества, производителям ювелирных изделий и конечным потребителям.
«Кристалл» - активный участник международного рынка бриллиантов, его сбытовая сеть охватывает крупнейшие мировые центры торговли алмазами, бриллиантами и ювелирными изделиями, расположенные в Европе, США, Японии, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также СНГ.
ОАО «ПО «Кристалл» - первый и единственный российский сайтхолдер «The Diamond Trading Company», торгового подразделения алмазодобывающей компании «De Beers».