- Золотое десятилетие
- Ювелирная карта России
- Зумеры: будущее индустрии
- Миллениалы в ювелирном ритейле. Драйверы роста
- Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Ожидания и реальность 2022. Тенденции 2023
Автор: Николай КОНДРАТЬЕВ, аналитический центр «585*Золотой»
Как отреагировал ювелирный рынок России на вызовы 2022 года? Что показал анализ работы ритейла? Что было предсказуемым, а что неожиданным?
В конце года традиционно подводим итоги. И отмечаем наметившиеся направления.
Какие темпы роста рынка ожидались? Удалось ли сделать правильный прогноз?
В конце 2021 года эксперты прогнозировали умеренный темп роста рынка в 2022 году в диапазоне от 5 до 10%. В начале года наблюдались хорошие темпы роста рынка: Росстат заявлял о росте в первом квартале 2022-го относительно первого квартала 2021 года 16% (хотя эта оценка кажется немного завышенной). Во втором квартале темпы роста стали отрицательными, в третьем, по данным Росстата, было зафиксировано падение продаж на 10%. Наиболее значительный вклад в отрицательную динамику продаж третьего квартала внесли низкие продажи сентября. По оценкам аналитического центра «585*Золотой», темп роста ювелирного рынка по итогам года будет составлять около 1%, что заметно ниже ожиданий на начало года, но выше негативных прогнозов, которые делались весной.
В течение всего 2022 года рыночные показатели были очень нестабильны. Колебания темпов роста по месяцам к аналогичному периоду 2021-го, по нашей оценке, составляли от –15 до 10%. Основные факторы таких колебаний рынка – настроение потребителей, на которое повлияла новостная повестка, скачки цен, уход некоторых игроков люксового сегмента.
Такая нестабильность с одной стороны требует способности принимать быстрые решения, так как изменения происходят очень быстро, с другой стороны – неопределенность требует умения руководителей оставаться спокойными и не поддаваться панике.
Рынок не обвалился, как ожидали многие. В этой ситуации проиграли компании, которые заморозили и остановили проекты развития технологий бизнеса и повышения эффективности деятельности
Какова динамика крупных игроков? Продолжается ли консолидация рынка?
В конце 2021 года, по данным «Инфолайн», на топ-3 игроков рынка, в которые входят ювелирные сети Sunlight, «585*Золотой», SOKOLOV, приходилось 28% рынка. На середину 2022-го доля троих лидеров составила 30%, причем сильнее всего выросла доля у SOKOLOV. «585*Золотой» также увеличили долю рынка, а доля Sunlight показала снижение более чем на один процентный пункт.
Рост доли рынка самых крупных игроков связан с развитием технологий коммуникаций с клиентами и целевого маркетинга, наличием качественной информации о клиентах и их потребностях, в случае с SOKOLOV основной вклад в рост рынка внесло открытие новых магазинов и наращивание клиентской базы.
В 2022 году наблюдается быстрый темп роста продаж ювелирных украшений на маркетплейсе Wildberries. Темпы роста составляют около 50%, доля рынка превысила 3%.
Какой средний чек ожидали? Что произошло на самом деле?
На 2022 год прогнозировался рост среднего чека на уровне 6%. По факту рост составляет более 12%, то есть заметно превосходит прогноз.
Самое интересное, что средний чек продолжает расти, несмотря на снижение цен на изделия, которое наблюдается с мая–июня 2022-го.
На 2022 год прогнозировался рост среднего чека на уровне 6%. По факту рост составляет более 12%, то есть заметно превосходит прогноз
Число посетителей ювелирных магазинов выросло?
После отмены всех коронавирусных ограничений были позитивные ожидания относительно трафика в торговые точки, прогнозировался рост на уровне около 5%. При этом полного восстановления трафика до уровня допандемийного 2019 года не предполагалось.
По факту роста трафика в 2022 году не наблюдается, что может быть вызвано снижением числа потенциальных покупателей (отъездом людей из страны и крупных городов), перетоком покупателей в онлайн. Особенно плохую динамику демонстрирует трафик в торговых центрах.
По итогам 2022 года будем наблюдать снижение серебра в общей доле количества продаж впервые за долгие годы
Что популярнее – золото или серебро?
В течение нескольких лет наблюдалась тенденция роста серебряных изделий в общем количественном объеме продаваемых ювелирных украшений, достигая 60% объемов продаж. В 2022 году доля серебряных украшений была нестабильной: она заметно выросла в марте–апреле на фоне резкого скачка цен, однако за этим последовало снижение. И по итогам 2022-го будем наблюдать снижение доли серебра в общей доле продаж впервые за долгие годы.
Какие категории удивили в 2022 году?
В 2022-м ожидалось, что категориями-лидерами будут изделия с фианитами разных цветов. По факту лидерами по показателям темпов роста в натуральном выражении более 10% в 2022 году стали обручальные кольца и изделия с натуральными вставками. Изделия с фианитами оказались в аутсайдерах по темпам роста – падение продаж в штуках более 20%.
Как менялись цены в 2022 году?
На 2022-й прогнозировался умеренный рост цен. Однако вследствие быстрого скачка стоимости доллара в марте 2022 года цены резко поднялись, в некоторых сетях рост цен был двукратным.
На декабрь 2022 года цены почти такие же, как в декабре 2021 года
В июне цены начали снижаться у всех игроков и продолжают движение вниз. Таким образом, на декабрь 2022-го цены почти такие же, как в декабре 2021 года.
Очень интересно сравнить изменение цен на ювелирные изделия с изменением цен в конкурирующих категориях. Так, цены на косметику, согласно данным Росстата, выросли на 25%, на бытовую технику и электронику – на 16%, продукты стали дороже на 16%, одежда подорожала на 8%, при этом рост средней рыночной цены на ювелирные изделия составляет около 5%.
Еще одним интересным явлением стало то, что вопреки расхожему мнению средняя стоимость грамма золота на маркетплейсах выше среднерыночной почти на 20%.
Какие тренды актуальны для 2023 года?
1. Акцент на качество обслуживания.
Текстовый анализ отзывов клиентов, проведенный аналитическим центром «585*Золотой», показывает, что всё больше клиенты отмечают, что хотят вежливого человеческого отношения в процессе обслуживания. О характеристиках обслуживания, таких как вежливость, приветливость, доброжелательность, говорят чаще, чем о ценах и об акциях. Личное общение консультанта и покупателя будет ключевым фактором продаж
2. Рост цен из-за перехода на НДС будет незначительным.
Крупнейшие игроки и так являются плательщиками НДС, а региональным сетям требуется удерживать свою долю рынка, так что ожидать роста цен на 20% не стоит.
3. Усиление консолидации рынка.
Топ игроков займет более трети рынка. Возможно, произойдут первые крупные поглощения на ювелирном рынке.
4. Выход азиатских поставщиков.
Из-за ухода иностранных поставщиков часть спроса не закрыта. Крупные игроки начали предлагать изделия, аналогичные тем, что продавались люксовыми брендами. Но это не закрывает потребность полностью. Поэтому можно ожидать более активный выход на рынок РФ производителей из Азии.
5. Сохранение высоких темпов роста продаж на маркетплейсах.
Вместе с развитием маркетплейсов в целом будет развиваться ювелирная категория. Крупные и мелкие игроки перешли от тестирования площадок к амбициозным планам по увеличению продаж. По итогам 2023 года суммарная доля продаж через маркетплейсы может превысить 6% доли рынка.
В заключение
В 2022 году было много сюрпризов и неожиданностей. Макрофакторы оказывали значимое влияние на рынок. При этом рынок не обвалился, как ожидали многие. В этой ситуации проиграли компании, которые заморозили и остановили проекты развития технологий бизнеса и повышения эффективности деятельности.
Сложности на рынке не означают, что нужно останавливать жизнь и ждать лучших времен. Эксперты «585*Золотой» с оптимизмом смотрят в 2023 год и видят значительные рыночные возможности для компании, которые всегда возникают, несмотря на происходящие изменения.