Еще в рубрике
- Обзор ситуации на ювелирном рынке: цифры, факты, лидеры отрасли
- Пробирная палата России провела Общественный экспертный совет
- Алексей Юрьевич ПЕТРОВ, начальник Верхне-Волжской Государственной инспекции пробирного надзора «Каждое второе российское изделие из драгоценных металлов произведено нашими ювелирами»
- Итоги 2016 года: цифры, факты, лидеры отрасли
- Пробирная палата провела пресс-тур в честь празднования 317-летия пробирного надзора
Самое популярное:
В последние месяцы ювелирная общественность активно обсуждает вопросы регулирования деятельности предприятий отрасли. Многих участников рынка беспокоит, что власти намерены ввести дополнительный контроль над производством ювелирных изделий. И это на фоне того, что государственная поддержка отрасли явно недостаточна. Что происходит на самом деле и чем это грозит ювелирам? На эти вопросы отвечает Сергей Николаевич Дяченко заместитель начальника отдела ФКУ «Пробирная палата России», ответственный секретарь Общественного экспертного совета.
Никакой отдельной инициативы по введению внеплановых государственных проверок на ювелирных производствах нет. Речь идет о приведении полномочий пробирного контроля в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В рамках данного закона предусмотрена возможность проведения внеплановых проверок, но она может быть реализована практически только в двух случаях: 1) по истечении срока исполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; 2) нарушение прав потребителей. Ни в одном законопроекте, который бы обсуждался в последнее время, не было предусмотрено никаких новых контролирующих структур, предназначенных специально для проведения проверок на ювелирных производствах.
В настоящее время на сайте Минфина России опубликованы поправки в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Их цель – привести в соответствие с ФЗ полномочия ФКУ «Пробирная палата России» по осуществлению пробирного контроля, которыми она обладала до 2009 года. В случае их принятия ФКУ «Пробирная палата России» сможет в рамках своей уже существующей организационной структуры и исключительно в пределах своей компетенции, проводить проверочные мероприятия в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, в его ювелирном секторе, а именно по выявлению нарушений требований соответствующего законодательства (наличия именника и клейма на изделиях, постановка на специальный учет и т.д.).
Практически все эксперты одной из основных угроз развития российского ювелирного производства называют недобросовестную конкуренцию со стороны нелегальных производителей и фирм, легализующих контрабанду под видом собственной ювелирной продукции. Добросовестному участнику рынка тяжело конкурировать с низкокачественными, но дешевыми изделиями таких «производителей». Сами они с рынка не уйдут. Поэтому необходимо выявлять и пресекать их незаконную деятельность, создавая тем самым условия для развития настоящего ювелирного производства. Особенно актуально это в свете грядущего снижения импортных пошлин в рамках вступления России в ВТО. Мы должны всячески способствовать укреплению позиций российского производителя. В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» одна из основных целей пробирного надзора – защита прав изготовителей ювелирных изделий от недобросовестной конкуренции. Приведение контрольных функций пробирного надзора в соответствие с ФЗ 294
позволит более эффективно решать эту задачу. Конечно, это не станет панацеей от всех проблем, которые сейчас есть на рынке ювелирных изделий, но позволит переломить складывающуюся негативную тенденцию. Однако без поддержки добросовестных ювелиров это будет сделать невозможно. Необходимо создавать конкурентную среду, которая способствовала бы росту реального производства и вытесняла с рынка мошенников. Для решения этой задачи необходимы совместные усилия всех участников ювелирного рынка.
Нередко производители ювелирных изделий упрекают государство в недостаточной поддержке отрасли. Отмечу: чтобы государство оказывало эффективную помощь развитию российскому производству и торговле ювелирными изделиями, необходимо понимать ее цели и задачи, а сформулировать их могут только сами ювелиры. Помощь – вещь конкретная: кому помогать, как, в каких объемах? Без ответа на этот вопрос любая помощь рискует превратиться в набор экономически необоснованных решений. Необходимо, чтобы ювелиры проявили инициативу по формированию основных направлений развития своего сектора экономики. В настоящее время он работает исключительно на базе рыночных механизмов, и государство не может диктовать предпринимателям, в каком направлении им развиваться.
На рынке существуют общественные объединения ювелиров, которые должны заниматься разработкой подобных программ. Например, ассоциация «Гильдия ювелиров России». Но пока мы слышим от нее только лозунги и призывы. Активная конкретная работа ведется в основном для защиты интересов отдельных крупных участников ювелирного рынка – членов ассоциации. Это вполне закономерно. Однако ювелирное производство – это еще и тысячи средних и малых ювелирных предприятий. Им тоже нужна поддержка и может быть даже в большей степени. Без экономически обоснованной концепции развития это сделать сложно. Нужны не общие слова, а программа, выстроенная на базе экономических расчетов. В рамках такой программы стали бы понятны масштабы и направления государственной поддержки.
