Еще в рубрике
- Обзор ситуации на ювелирном рынке: цифры, факты, лидеры отрасли
- Пробирная палата России провела Общественный экспертный совет
- Алексей Юрьевич ПЕТРОВ, начальник Верхне-Волжской Государственной инспекции пробирного надзора «Каждое второе российское изделие из драгоценных металлов произведено нашими ювелирами»
- Итоги 2016 года: цифры, факты, лидеры отрасли
- Пробирная палата провела пресс-тур в честь празднования 317-летия пробирного надзора
Самое популярное:
Теги:
Сегодня мы рассмотрим ситуацию по итогам 2014 года в ювелирной отрасли Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Адыгея, Республики Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республики. Именно эти области относятся к Донской государственной инспекции пробирного надзора (ДГИПН). Специалисты инспекции предоставили «Навигатору ювелирной торговли» данные за последние годы, а прокомментировать цифры и рассказать о работе предприятий округа в сложной экономической ситуации мы попросили ее начальника Алексея Валерьевича МИХАЛИНА.
Алексей Валерьевич, расскажите об итогах работы вашей инспекции за последние годы. Как менялись показатели, каковы основные тенденции?
Достаточно интересная картина получается при проведении обобщенного анализа динамики поступления в Донскую ГИПН изделий на опробование и клеймение. Так, мы видим постоянный рост как объемов отечественного производства, так и импортируемой продукции вплоть до 2008 года. Сопоставительный анализ 2008-2009 годов четко демонстрирует снижение поступления золотых изделий отечественного производства на 38%, иностранного производства - на 81,3%, серебряных изделий иностранного производства - на 71%. В то же время рост отечественного производства ювелирных изделий из серебра сохранялся до 2013 года - на него кризис 2008 года не оказал какого-либо значимого влияния.
В период с 2009 по 2012 год на подконтрольной территории мы наблюдали тенденцию уменьшения объемов клеймения продукции из золота отечественного производства при увеличении объемов клеймения продукции из серебра отечественного производства. При этом объемы представляемой продукции иностранного производства оставались практически неизменными и достаточно низкими.
В 2014 году в связи с рядом экономических и политических процессов поступление изделий из серебра по сравнению с предыдущим годом уменьшилось: отечественного производства - на 46,47%, иностранного -на 22,79%. Импортные изделия из золота в 2014 году в инспекцию вообще не поступали. Поступление золотых изделий российского производства за 2014 год по сравнению с 2013-м уменьшилось на 5,9%. Если в целом сравнивать эти данные с показателями опробования и клеймения предыдущих лет, то при сохранении таких темпов на уровень 2007-2008 годов ювелирная промышленность региона выйдет еще не скоро (см. таблицу 1).
Давайте рассмотрим прошедший год подробнее.
В целом за 2014 год Донская ГИПН по объемам клеймения ювелирных изделий показала достаточно неплохие результаты, сопоставимые с результатами прошлого года, однако тенденция к спаду присутствует. Характерно, что на Юге России по сравнению с прошлым годом значительно уменьшились объемы клеймения изделий иностранного производства. Например, доля серебряных товаров иностранного производства от общего количества предъявленных на опробование и клеймение изделий составила всего 3,1%. А изделия иностранного производства из золота, платины и палладия в 2014 году в госинспекцию вообще не поступали. Ювелирных изделий отечественных производителей в 2014 году поступило: из золота -1 271 242 штуки общим весом 2672 кг; из серебра - 645 480 штук общим весом 1574 кг; 802 палладиевых изделия общим весом 8,2 кг и 224 платиновых изделия общим весом 0,9 кг (см. таблицу 2).
Таблица 1. Динамика поступления изделий в Донскую ГМПН за период с 2004 по 2014 год
Таблица 2. Поступление ювелирных изделий в Донскую ГиПН в 2014 году
Таблица 3. Объемы изделий (штук) производителей Ростовской области и Ставропольского края (инспекция г. Ростов-на-Дону), Краснодарского края и Республики Адыгея (участок г. Сочи), РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республики (участок г. Владикавказ) в общем количестве изделий, поступивших в аналогичных периодах 2012, 2013 и 2014 гг. в Донскую ГиПН
Помимо операций опробования, анализов и клеймения Донская ГИПН осуществляет экспертизу музейных экспонатов. На подведомственной госинспекции территории зарегистрировано более 60 музеев, в состав фондов которых входят экспонаты, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Специалисты музейной группы проводят экспертизы уникальных предметов и археологических экспонатов, найденных в курганах на Ростовской земле. С V века до н.э. донские степи населяли воинственные племена скифов. Уникальная коллекция из скифского золота и серебра проходила экспертизу именно в стенах Донской инспекции. Своей известностью в мире Ростовский областной музей обязан прежде всего этой коллекции, представляющей уникальные изделия из золота и серебра - Х века н.э. Коллекция экспонировалась на выставках в Японии, Франции, Шотландии, Швейцарии. Всего за 2014 год была проведена экспертиза 2313 музейных экспонатов из драгоценных металлов.
Кроме того, благодаря участию сотрудников контрольно-надзорного аппарата госинспекции в надзорных мероприятиях, проводимых правоохранительными органами различных субъектов РФ, за 2014 год было выявлено более 600 изделий из драгоценных металлов без оттисков государственных пробирных клейм или с оттисками поддельных пробирных клейм. В ходе надзорных мероприятий, проведенных совместно с органами военной прокуратуры, были выявлены и поставлены на учет неучтенные драгоценные металлы в количестве 30 кг золота, 430 кг серебра, 2,8 кг платины и 5 кг металлов платиновой группы. За 2014 год Донской госинспекцией было рассмотрено 85 дел об административных правонарушениях по различным статьям КоАП РФ.
А что происходит в разрезе подведомственных вашей инспекции регионов? Как изменились региональные показатели по сравнению с предыдущими годами?
Данные по опробованным и заклейменным изделиям представлены в таблицах 3 и 4 (количество и масса). По регионам Донской ГИПН ювелирный сегмент отрасли развит неравномерно. В большей степени он представлен в Ростовской области и Ставропольском крае -более 70% производства золотых и более 80% производства серебряных изделий, 100% производства палладиевых и платиновых изделий от общего количества предъявленной в госинспекцию ювелирной продукции. В Сочинском участке (Краснодарский край, Республика Адыгея) в 2014 году наблюдается спад поступления золотых и серебряных изделий по количеству и массе. Минимальный объем ювелирного производства - в республиках Северного Кавказа (Владикавказский участок), хотя там в отдельных регионах существуют свои давние традиции изготовления изделий из драгоценных металлов. Кроме того, в этих субъектах РФ до сих пор встречается такое нецивилизованное явление, как торговля низкокачественной ювелирной продукцией на рынках. Естественно, что добросовестным производителям трудно конкурировать с низкокачественной продукцией, как правило, ввезенной контрабандой или изготовленной нелегально.
Данные, представленные в таблице 5, показывают, что по сравнению с предыдущими годами незначительно уменьшилось количество поступления золотых изделий российского производства (-5,9%), но их масса возросла на 5,1%. Уменьшились количество и масса поступивших серебряных и палладиевых изделий. В 2014 году возросло поступление платиновых изделий.
Данные, представленные в таблице 6, демонстрируют резкий спад поступления импортных изделий в 2014 году. Количество и масса серебряных изделий уменьшились в среднем на 30%. Импортные изделия из золота, платины и палладия в 2014 году вообще не поступали.
Расскажите о предприятиях-лидерах вашего округа.
Как вы понимаете, не все предприятия хотели бы афишировать свои достижения, поэтому будет не совсем корректно, если я начну их называть. В то же время могу отметить, что «локомотивом» производства золотых изделий является одно из предприятий Таганрога, на втором месте - ювелирное производство в Ставрополе, а замыкает тройку лидеров - производителей золотых изделий предприятие из Сочи.
По количеству изделий из серебра лидером 2014 года является производитель из Ставрополя, а места со 2-го по 5-е занимают производители из Таганрога.
Хотелось бы подчеркнуть, несмотря на то что Таганрог не является областным центром, он, безусловно, - ювелирный центр подконтрольной нашей инспекции территории: как по количеству производимой продукции, так и по количеству ювелирных производителей.
Объемы производства ювелирных изделий из металлов платиновой группы незначительны. Единственным массовым производителем ювелирных изделий из палладия и платины в ЮФО и СКФО является ИП Орехов И.В., его модели отличаются современным и оригинальным дизайном.
Все производители на подконтрольной госинспекции территории не останавливаются на достигнутом - улучшают ассортимент, запускают в производство новые модели, обновляют и переоснащают парк оборудования. Конечно, кроме лидеров существуют и множество других, не менее достойных во всех отношениях производителей, которые стараются сохранить и объемы производства ювелирных изделий, и рабочие места.
Какие цели и задачи вы считаете основными на данном этапе работы? Почему? Что бы вы хотели изменить в функциях и работе вашей инспекции?
Основными целями функционирования государственной инспекции пробирного надзора на данном этапе остаются опробование и клеймение ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, а также участие в контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой правоохранительными органами в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Что касается первого направления, то я вижу свою ближайшую задачу в обеспечении максимально комфортных условий для наших клиентов - производителей ювелирных изделий, начиная от бытовых удобств и заканчивая сокращением сроков исполнения заказов на опробование и клеймение ювелирных изделий, улучшением производственной базы госинспекции.
Касаясь второго направления, можно сказать, что основная задача госинспекции заключается в обеспечении тесного взаимодействия с правоохранительными органами. В рамках действующего законодательства сотрудники контрольно-надзорного аппарата инспекции участвуют в качестве специалистов в проверках, проводимых правоохранительными органами в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Опираясь на свои профессиональные знания, специалисты инспекции стремятся обеспечить высокое качество и полноту таких проверок, непременно заботясь о соблюдении законных прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По поводу изменений хотелось бы пояснить, что госинспекция как территориальное подразделение ФКУ «Российская государственная пробирная палата» выполняет функции, возложенные на нее государством в соответствии с потребностями отрасли. В случае каких-либо изменений в законодательстве или потребностях отрасли госинспекция, безусловно, будет трансформироваться с целью безупречного выполнения возложенных на нее задач и функций. Что касается моего личного мнения, то я противник революционных изменений и считаю, что все изменения должны носить эволюционный характер, чтобы исключить возможность потери накопленного коллективом опыта и знаний и всего того, что выгодно отличает нашу госинспекцию от иных государственных органов.
Какое новое оборудование и новые технологии начала использовать в последнее время ваша инспекция? Как это сказалось на качестве работы и сроках клеймения изделий?
Во втором полугодии в инспекцию поступил лазерный комплекс для пробирного клеймения ЛК «ПРОлазер-М20», что позволило нам внедрить технологию сканаторного нанесения государственного пробирного клейма на ювелирные изделия методом лазерной маркировки.
Эта технология характеризуется большей детализацией изображения и большей скоростью маркировки благодаря высокой точности и большой скорости перемещения луча, что позволило расширить номенклатуру изделий для такого клеймения, в том числе - изделий малых размеров и сложных форм, а также сократить сроки и повысить качество лазерного клеймения. Кроме того, этот станок позволяет наносить именники производителей лазерным способом непосредственно во время клеймения.
Ввод в эксплуатацию второго современного автоматического титратора Т50 фирмы Mettler Toledo существенно сократил время и увеличил объем проведения химических анализов отобранных образцов ювелирных изделий, что повысило качество работы лаборатории и сократило сроки проведения пробирных операций.
Какие проблемы ювелирные отрасли вы считаете наиболее актуальными сегодня?
На мой взгляд, на сегодняшний день можно выделить следующие основные моменты:
■ несовершенство законодательной базы РФ, регулирующей сферу производства и реализации драгоценных металлов;
■ приостановка полноценного контроля органами пробирного надзора деятельности субъектов ювелирного сектора экономики после вступления в действие Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года привела к наполнению рынка некачественной и контрафактной ювелирной продукцией иностранного производства, что отразилось на отечественном производителе, добросовестных продавцах. Как правило, такие ювелирные изделия не соответствуют заявленной пробе, на них отсутствуют оттиски государственных клейм или имеются оттиски фальшивых пробирных клейм, что в конечном итоге отражается на покупателе и нарушает его права! Теперь такую «продукцию» можно приобрести не только на незаконных «золотых базарах», но и в обычных ювелирных ма¬газинах;
■ снижение покупательского спроса на ювелирную продукцию в условиях достаточно сложной экономической ситуации в РФ;
■ постоянно меняющийся валютный курс и колебание цен на драгоценные металлы создают неопределенность на ювелирном рынке.
А какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в систему взаимодействия инспекций пробирного надзора с ювелирными предприятиями?
Отсутствие государственного контроля в сфере производства и реализации ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней создает неравную конкуренцию между крупным и средним (мелким) бизнесом, способствует наполнению ювелирного рынка низкосортными изделиями иностранного производства, нередко ввезенными незаконным путем. На этом фоне ментальность отдельных недобросовестных отечественных производителей ювелирных изделий не может удержать их от соблазна выполнять заказы на изготовление изделий из драгоценных металлов без опробования и клеймения их государственным пробирным клеймом, занижать массовую долю драгоценных металлов в применяемых сплавах. Наглядные примеры такого положения дел неоднократно освещались в соответствующих передачах центрального телевидения.
С другой стороны, отсутствие государственного контроля в сфере производства и реализации ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при попытке их приобретения оставляет покупателя один на один с недобросовестным реализатором.
Таким образом, действующая система требует реформирования, включающего восстановление в полном объеме государственного регулирования и контроля над обращением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ, проработки законодательства в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней с целью создания благоприятных условий для развития добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также упрощения внешнеэкономической деятельности, в частности, процедур экспорта-импорта готовой продукции.
Заинтересованным читателям известно, что в Государственной Думе принят в первом чтении законопроект, предполагающий ожидаемые ювелирным сообществом изменения в законодательных актах, регулирующих эту сферу. Остается набраться терпения и дождаться этих поправок в окончательной редакции - теперь уже во время весенней сессии наших законодателей.
И в заключение - ваши пожелания читателям журнала.
Конечно же, в первую очередь я желаю всем здоровья и благополучия в новом, 2015 году, и пусть наступивший год будет насыщен новыми планами, творческими идеями и финансовыми успехами!
Благодаря вековым традициям ювелирного искусства и развитию дизайнерской мысли российский ювелирный рынок имеет огромный потенциал. Для дальнейшего развития и стабильного роста ювелирной отрасли необходимо внедрение новых технологий продаж, повышение культуры и квалификации менеджеров, стоящих на переднем крае индустрии торговли ювелирными изделиями. Это позволит повысить имидж Российской Федерации как страны, способной добывать, перерабатывать и превращать свои золотые ресурсы в качественную и эксклюзивную продукцию.
