- Инвестиции в полудрагоценные камни
- Дина НАСЫРОВА, генеральный директор марки Ilgiz F: «Коллекцию ювелирных украшений нужно монетизировать»
- Александр ЧАМОВСКИХ, владелец JF Carat и бренда CHAMOVSKIKH, глава Гильдии ювелиров Урала: «Мы обучаем наших розничных партнеров ювелирным инвестиционным продажам»
- Александр ЧАМОВСКИХ, владелец JF Carat и бренда CHAMOVSKIKH, глава Гильдии ювелиров Урала: «Вкладывать деньги нужно в камни с высокими характеристиками»
- Андрей ЯНЧЕВСКИЙ, совладелец компании GOLD4U.ru: «Самыми интересными для инвестирования являются крупные бриллианты с высокими характеристиками»
На отраслевой конференции «Рынок драгоценных камней и ювелирных изделий. Насущные вызовы и перспективы развития», состоявшейся недавно в Гильдии ювелиров России, с докладом на тему «Бриллиант как привлекательный инвестиционный инструмент» выступил Александр ТИХОМИРОВ, заместитель начальника Управления клиентской политики и маркетинга АК «АЛРОСА» (ПАО). Сегодня мы публикуем наиболее интересные отрывки из его доклада.
Добыча, спрос и цены
В последние несколько лет в мире добывается 120-130 млн карат драгоценных камней, из которых ювелирные алмазы составляют 25%. Мировой объем добычи алмазов в динамике (2004-2015 годы) представлен на графике 1.
Какими бы большими ни казались эти цифры, в последние несколько лет наблюдается падение добычи алмазного сырья. И это оказывает позитивное влияние на поддержку цен на бриллианты. Даже если в ближайшее время будут открыты новые месторождения (чего за последние десятилетия почти не случалось), стоимость их разработки (производственные расходы по запуску месторождения и добыче алмазов) будет достаточно высокой. Кроме того, спрос на алмазы выше, чем их предложение на мировом рынке. Соотношение добычи и спроса на алмазы показано на графике 2.
Что касается цен на бриллианты, их динамика отражена на графике 3, а сравнение изменения динамики цен на основные активы представлено на графике 4.
Особенности бриллианта
Благодаря De Beers и ее культовой маркетинговой кампании бриллианты известны во всем мире и имеют статус роскоши.
Между тем бриллианты помимо эстетической привлекательности обладают следующими уникальными характеристиками:
■ понятие «бриллиант» известно во всем мире;
■ бриллианты не подвержены действию времени, любому природному алмазу не менее 900 миллионов лет;
■ бриллианты имеют:
■ высокую капиталоемкость,
■ малый размер,
■ просты в хранении и содержании;
■ удобны в транспортировке;
■ мультивалютны - бриллианты продают/ покупают во всем мире в долларах США/ евро/фунтах/юанях/рублях;
■ существуют общепризнанные стандарты по оценке бриллианта;
■ переход права собственности не подлежит государственной регистрации, нет сложных процедур оформления права собственности на бриллианты;
■ за обладание бриллиантами не нужно платить налоги; а в России владелец имущества освобожден от уплаты налога с дохода от реализации данного имущества, если имущество находилось в собственности более трех лет;
■ цена на бриллианты подвержена небольшим колебаниям, но в долгосрочной перспективе показывает рост.
Развитие информационных технологий привело к тому, что получить информацию об индикативных ценах на бриллианты не составляет проблем. Публикации в IDEX Online и на других ресурсах изменили ситуацию и привели к прозрачности рынка.
Таким образом, если понимать под «товаром» (commodity) предметы, которые можно использовать для обмена, и при этом качество данных предметов можно однозначно квалифицировать на основе стандартных критериев, то бриллиант имеет потенциал стать одним из таких товаров (commodity). Точнее - самым прекрасным товаром.
События, происходящие на мировом рынке, подтверждают данный факт.
■ В Сингапуре в мае этого года начала работу биржевая площадка SDiX, на которой будут продаваться боксы с бриллиантами.
■ Rapaport group совместно с GIA начали выпускать сертификаты на инвестиционные бриллианты Investment Diamond Reports (IDR).
Российские реалии
Инвестиционная ситуация на российском рынке не отличается от общемировой.
■ Инвесторы ищут инвестиционные инструменты, не зависящие от курсов валют, цен на нефть, цветные и драгоценные металлы.
■ Рынок испытывает потребность в реальных сберегательных инструментах, а не в производных от товарных активов.
Тем не менее проведенный анализ показал: существует ряд факторов, сдерживающих использование бриллиантов как инвестиционного актива в России. Основными из них являются:
1. В России нет авторитетной геммологической лаборатории, заключение которой не подвергалось бы сомнению.
2. Существует миф, и продавцы бриллиантов его всячески поддерживают, о сложности определения характеристик бриллиантов и об исключительной уникальности каждого бриллианта.
3. Существующая система налогообложения. Инвестор при покупке бриллианта уплачивает НДС, который ему не возвращается при продаже бриллианта. Таким образом, инвестор при вложении в бриллианты теряет 18% стоимости бриллианта.
Пути решения проблем
Рассмотрим подробнее перечисленные выше факторы и пути решения создаваемых ими проблем:
1. Согласно Постановлению № 372 от 5 апреля 1999 года ограненные драгоценные камни могут быть реализованы физическим лицам только в сопровождении сертификатов. Выдача сертификатов производится в соответствии с ФЗ № 184 от 7 декабря 2002 года «О техническом регулировании». Сертификация проводится в соответствии с ГОСТ Р 52913-2008.
Между тем наличие сертификата не гарантирует владельцу драгоценного камня, что при продаже бриллианта цена будет формироваться с учетом характеристик, указанных в сертификате. Более того, покупатель, порой осознанно, будет стараться занизить эти характеристики.
Следовательно, необходимо защитить инвестора от субъективности оценщиков. Необходимо развивать доверие к институту сертификации. Для этого можно использовать опыт других товарных активов. К примеру, на рынке драгоценных металлов существует ассоциация LBMA (London Bullion market association), стандарты GOOD DELIVERY на драгоценные металлы. Раз в несколько лет все аффинажные заводы, входящие в данную ассоциацию и выпускающие слитки со статусом качества GOOD DELIVERY, проходят процедуру тестирования, где проверяется качество продукции данных заводов. Проводится это несколькими способами: лаборатория завода проверяет химический состав тестового слитка; завод направляет для теста свой слиток с подробным описанием химического состава.
С драгоценными камнями можно поступить аналогично, более того, в данном случае это будет менее затратно, поскольку слитки драгоценных металлов разрушаются при проведении экспертизы, бриллианты - нет.
2. В качестве решения проблемы развеивания ореола таинственности вокруг характеристик каждого бриллианта и исключительной компетенции геммолога по проведению анализа характеристик бриллианта можно предложить следующее: создать единую базу данных с информацией об индивидуальных особенностях инвестиционных бриллиантов и наносить на бриллиант маркировку либо использовать уникальные особенностей каждого камня, образующиеся при шлифовке. В настоящее время проводится анализ данных способов.
В этом случае эксперту будет достаточно зайти в базу данных, найти соответствующий бриллиант и с помощью специального оборудования сравнить информацию, указанную на камне и в базе данных.
3. Следующая проблема - НДС.
АК «АЛРОСА» (ПАО) и Минфин РФ провели ряд совещаний по данному вопросу. Нельзя сказать, что в Минфине не понимают этой проблемы. Более того, были предложены различные варианты, позволяющие сделать привлекательными инвестиции в бриллианты, при этом не отменяя НДС. Именно сейчас идет работа над этим вопросом.
АК «АЛРОСА» (ПАО) совместно с товарной секцией Московской биржи прорабатывает вопрос о запуске торгов бриллиантами. Запуск торгов бриллиантами на Московской бирже позволит:
■ обеспечить прозрачную систему ценообразования на новый финансовый инструмент;
■ привлечь к проведению операций с инвестиционными бриллиантами профессиональных участников рынка, финансовые институты;
■ фискальным органам - получить ценовую базу для расчета налогообложения операций с инвестиционными бриллиантами.
Нельзя сказать, что все просто, приходится сталкиваться и с техническим трудностями, и со скепсисом коллег, но в «АЛРОСЕ» уверены, что все получится.
На первый взгляд кажется, что, идя в ретейл, «АЛРОСА» вступает в конкуренцию с ювелирными компаниями за деньги покупателя. Но это не так.
Во-первых, ювелиры продают эмоции, а мы хотим продавать инструмент, позволяющий сберечь накопления.
Во-вторых, в случае успешной реализации нашего проекта мы создадим условия для вторичного рынка драгоценных камней, что сделает ювелирные изделия с бриллиантами более ликвидными, а следовательно - увеличит спрос на них.
В-третьих, нужно понимать, что ювелиры - не главное звено в цепи реализации бриллиантов, и они не могут нести ответственность за состояние цен на бриллианты. Главным звеном являются потребители, ведь они в конечном счете решают, что является приемлемым уровнем цен.
В заключение хочется отметить, что мы активно используем опыт наших коллег с сингапурской биржевой площадки, а также анализируем весь существующий опыт по инвестициям в бриллианты. Данный проект большой, инфраструктурный, требующий значительных трудовых и финансовых инвестиций, но АК «АЛРОСА» (ПАО) готова идти на это.