- D&sign srl: превращая пространство в эмоции
- VIP-зона: мал золотник, да дорог
- Магазин deluxe
- Маленький магазин – большие проблемы
- Концептуальный магазин
На рубеже XIX века и века XX в искусстве сложился качественно новый художественный язык, впитавший изобразительные и архитектурные традиции предыдущих столетий. Источником вдохновения для создателей этого направления послужило искусство Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Древнего Новгорода и Пскова. По-новому было осмыслено шатровое зодчество XVI века и народное деревянное зодчество Русского Севера. Однако для стиля, названного «неорусским», принципы древнерусского искусства послужили лишь мотивом, метафорой, игрой ассоциаций.
Интерьер, выполненный в неорусском стиле, предполагал свободу и тонкий вкус, заявлял пренебрежение к мещанству и давал простор для творчества. Автор мог смело сочинять свою сказку. Это способствовало появлению удивительных по красоте и декоративности убранств.
В современном интерьере, опирающемся на этот стиль, не нужно слепо копировать образцы начала XX века, можно дать волю фантазии, воплощая свое личное представление об искусстве Древней Руси.
ПАЛАТЫ БЕРЕНДЕЯ
Неорусский (его также называют новорусским и псевдорусским) стиль зародился в Абрамцевском кружке, в который входили выдающиеся живописцы тех лет. Кружок был тесно связан с театром, и многие из его членов работали над театральными декорациями. Так, Васнецов создал для пьесы Островского «Снегурочка» эскизы палат Берендея, которые стали квинтэссенцией неорусского интерьера. Исходным пунктом послужил макет деревянного дворца царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском, сохранившийся с Екатерининской поры.
Своды васнецовских палат опираются на массивные колонны, напоминающие колонны-кубышки в деревянных храмах Русского Севера. Сводчатые потолки синего цвета пышно декорированы символами Солнца, изображениями Жар-птицы, дракона и других животных. Деревянные перила, наличники, лестницы украшены резьбой. В целом интерьеру присущи декоративность и звучность красок.
В современном интерьере, опирающемся на неорусский стиль, можно дать волю фантазии, воплощая свое личное представление об искусстве Древней Руси
ФАСАД
На фасады зданий в неорусском стиле словно выплескивается часть интерьера, появляются майоликовые панно с изображениями лиловых ирисов, водорослей и рыб (майоликовые ягоды и цветы использовал Шехтель на фасадах Ярославского вокзала), как будто не вместившимися в пределы стен. Кстати, стены, подобно фасадам, также нельзя назвать оторванными от интерьерного творческого процесса.
Языку «новорусского» стиля присущи такие выразительные средства, как мозаика, щипцовая кровля, напоминающая русский терем, завершения в виде башенок, скульптурные изображения сказочных персонажей. Вспомните здание посольства Франции или особняк Перцовой возле храма Христа Спасителя в Москве. Блестящим образцом стиля является и фасад Третьяковской галереи, спроектированный В. М. Васнецовым.
Ларец – искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.
Майолика – вид керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытых глазурью.
Наличник – декоративное обрамление оконного проема.
Подстолье – основание стола, состоящее из боковых опор (ног) и перегородки между ними.
Поставец – невысокий шкаф для посуды.
Щипцовая кровля – вид кровли, скаты которой образуют остроконечное навершие.
ОСВЕЩЕНИЕ
Поскольку люстры вошли в обиход лишь в XVIII веке, то не существует древнерусских образцов центральных, крупных светильников. Основополагающим для создания осветительных приборов может стать мотив свечи или лучины. В этом случае, пожалуй, применима техника традиционной ковки. Возможно также использование подвесных электрических ламп, стилизованных под масляные. Еще один вариант: ажурный канделябр в виде стилизованной под русский фольклор птицы. В качестве декора светильников могут быть использованы листья из медных пластин.
По понятиям древности, красота старинных русских хором заключалась не столько в соответствии архитектурных частей, сколько в их своеобразии, разновидности и самостоятельности
НАЛИЧНИК
Еще одним элементом стиля является наличник. Он может служить как декором фасада, так и внутреннего убранства, обрамляя зеркала. Такой наличник имеет колонки по бокам, навершие в виде крыши терема. Декорируется он резными птицами Сирин и другими мифическими существами. Однако можно использовать и более строгий вариант, оставив лишь колонки по бокам.
МЕБЕЛЬ
Продуманный подбор мебели поможет создать интерьер в подлинно неорусском стиле. Для древнерусской мебели были характерны каркасность и конструктивность, она располагалась вдоль стен, освобождая основное пространство. В неорусском стиле могут объединяться диван, кресло, столик. Однако мягкая мебель практически не используется. Роль диванов, например, играют монументальные скамьи.
В декоре применяется глухая резьба с растительным орнаментом. Солнце, русалки, Жар-птица, птица Сирин, львы – вот круг персонажей, встречающихся в декоре. Здесь применимы два основных метода декорирования: во-первых, трехгранно-выемчатая геометрическая резьба (прялки, рубели, солонки, задки телег, коромысла), во-вторых, объемная изобразительная резьба (наличники, карнизы и подкарнизные доски). Также применима пропильная резьба, при которой элементы узора образуют ажурную сетку. Для обработки досок подойдет тонирование и матовая полировка. Это позволит показать структуру древесины, что, в свою очередь, подчеркнет архаизм облика предметов. В неорусском стиле предпочтительны бук, дуб и клен.
Стулья отличает простая форма, массивность и скульптурность. Спинка чаще всего сплошная, декорированная резьбой. Ножки имеют форму четырехугольных брусков, между которым со всех сторон устроены решетки. Грани ножек могут иметь полукруглые выемки.
Стол обычно массивный и устойчивый. Верхняя доска – столешница – не имеет никаких украшений, основной декор сосредоточен на подстолье. Однако резьба может покрывать и края столовой доски, и грани ножек, которые заканчиваются резными перехватцами. В стол могут быть встроены ящички, украшенные филенками с круглыми розетками посредине.
В качестве декора может использоваться фурнитура с узором, напоминающим деревянную резьбу. Для изготовления накладок и всевозможной мебельной фурнитуры используются различные металлы и их сплавы: бронза, латунь, медь, железо.
Лавкам и скамьям неорусский стиль уделяет самое пристальное внимание, так как они, пожалуй, были основными предметами мебели в русской избе. Несмотря на то, что лавка сама по себе – предмет довольно незатейливый, художники Абрамцевского кружка спроектировали образцы, по красоте и изяществу не уступающие барочным креслам.
Лавка и сегодня может занять достойное место в интерьере. Одной стороной она должна примыкать к стене, с другой – поддерживаться подставками из толстой доски или резными столбиками-ножками, суженными к середине. Между ножками устраивают дверцы, таким образом превращая лавку в ларец.
Врубель предложил следующий вариант скамьи: монументальная, декорированная майоликой со стилизованными цветами, персонажами русских сказок, напоминающая изразцовую печь. К слову, печи и камины (или их имитации), украшенные разноцветными майоликовыми панно, также помогут расставить необходимые акценты в интерьере.
Сундук и шкатулка являются необходимыми дополнениями в неорусском интерьере. Могут использоваться расписные, сплошь покрытые резьбой предметы. В старину для прочности их оковывали железными полосами. Утратив свое функциональное значение, в начале ХХ века такие полосы стали служить лишь элементом декора, призванным как бы «состарить» предмет.
Для неорусского стиля характерны массивные шкафы в виде поставцов и ларей, а также популярные в петровские времена шкафы в два яруса. Шкафы декорируются росписью, глухой или пропильной резьбой в древнерусском ключе. А. М. Васнецов изготовил замечательный буфет – монументальный, с витражными стеклами на створках, коваными ручками на фасаде и нижних ящичках. Пожалуй, это один из уникальных образцов стиля, в котором монументальность и изящество слились в неразрывное целое.
Неважно, что именно послужит источником вдохновения – Политехнический музей, особняк Перцовой или здание посольства Франции, главное, чтобы интерьер магазина стал достойным преемником стиля
КЕРАМИКА
Печи, печные изразцы, печи-лежанки, камины покрываются керамической плиткой. Нюанс: в начале ХХ века стал применяться технологический метод восстановительного обжига, в результате которого на изделии появляется радужный отблеск. Разумеется, необязательно искать подлинники того времени, достаточно изготовить реплику с приглянувшихся образцов.
Неорусский стиль – это не только причудливый стиль, рожденный Васнецовым и Врубелем, но и представление каждого из нас о культуре Древней Руси. Иными словами, в рамках этого стиля и сегодня могут рождаться отличные идеи. Неважно, что именно послужит источником вдохновения – Политехнический музей, особняк Перцовой или здание посольства Франции, главное, чтобы ваш интерьер стал достойным преемником стиля.
Резьба трехгранно-выемчатая – вид резьбы, для которой характерны трехгранные
геометрические узоры, состоящие в основном из ромбов и треугольников.
Резьба пропильная – ажурная сквозная резьба по дереву, выполненная специальной пилой.
Резьба объемная – вид резьбы, предполагающий моделировку деталей с наложением их на доски, основу.