Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони. Родиной подстаканника, как полагают искусствоведы, была Англия, популяризировавшая чай по всему миру. У кого-то из художников-англичан появилась идея вставить стеклянный стакан в металлическую оправу и использовать для чайных церемоний. В Англии подстаканники достаточно быстро исчезли из обихода, да и в других странах они не прижились, и их производство переместилось в Россию. А здесь даже в поездах подстаканник стал необходимым атрибутом чаепития.
По второй, «народной», версии, считается, что в дореволюционной России женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам – только из стекла... Сами понимаете, чай был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства для защиты нежных ладоней мужчин.
В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что в начале подстаканник выполнял только вспомогательную функцию и выглядел, скорее всего, довольно неказисто.
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. До революции многие серьёзные фирмы (в том числе возглавляемые Хлебниковым, Фаберже, Садиковым) изготавливали подстаканники, которые всегда были в обиходе и традиционно являлись хорошим подарком родственникам, сослуживцам и начальству. В течение длительного периода подстаканники были в числе самых распространённых, «демократичных» подарков во всех российских сословиях, сверху донизу. Их дарили и императору, и обычному мещанину.
XIX век и начало XX-го характеризуется в судьбе подстаканника как высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литьё. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается в основном для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение «больших» художественных стилей – готики, ренессанса, модерна.
С началом революции производство подстаканников прекратилось вообще и было возобновлено маленькими частными артелями только в период НЭПа. В технологии их производства, наряду с уже известным литьём, появились гравировка и выдавливание рисунка.
Начиная с 30х годов ХХ века, подстаканник вдруг стал популярным, мало того, он начал нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда – это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода ставится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высокоточная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.
Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40х – начала 70х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава меди, никеля и цинка с глубоким серебрением, мельхиора, пищевого алюминия и нержавеющей стали. Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Но предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления,было около тридцати.
В наши дни тоже выпускаются подстаканники и их спектр широк: от ручных авторских до заводских штампованных изделий. Как и в старые добрые времена, крупными заказчиками подстаканников являются железные дороги, и именно в поездах проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет.
ФАБРИКА СТОЛОВОГО СЕРЕБРА «ARGENTA», генеральный директор Перевалова Жанна Владимировна.
Подстаканниками мы занимаемся давно и традиционно. По сути, это был один из первых видов товара, который мы освоили (производство находится в г. Кольчугине).
Мы очень серьёзно отнеслись к этому виду изделий, и, как показывает практика, не ошиблись. Это один из хитов в нашем ассортименте, товар, постоянно пользующийся спросом, ведь подстаканники – излюбленный подарок чиновникам и вообще мужчинам.
У нас на сегодня четыре комплекта, состоящих из подстаканника, стакана, ложки и футляра. Есть подстаканники «Меценат»; «Георгий Победоносец», с московскими эмблемами и символами власти; подстаканник «Герб» с федеральным гербом и символами власти. Подстаканники комплектуются красивыми ложками частично ручной работы. Есть подстаканники без позолоты и позолоченные частично или полностью, с чернением или без него. Очень большое внимание уделено упаковке. Футляр, который придает комплекту завершённость, благодаря которой он становится отличным готовым подарком.
Помимо серебряных, мы изготавливаем и латунные подстаканники. Ставку на этот вид продукции не делаем, но заказчиков много. Мы готовы выполнить практически любые пожелания заказчика: сделать любую коллекцию по его эскизу из материала на выбор – серебра или латуни. Возможности нашего производства уникальны в сравнении с другими пред приятиями отрасли: оборудование позволяет изготавливать штампы в очень короткие сроки.
Мы производим только штампованные изделия, и наше конкурентное преимущество – это безупречное качество штампа. Мастерство изготовителей штампов даёт возможность получать выпуклый, очень чёткий рисунок. Можно передать даже штрихи, позволяющие создавать оттенки света, падающего из окон, как, например, в серии «Вокзалы России».
Очень большое внимание уделяется качеству полировки поверхностей. Мы принципиально не используем гальванические покрытия, поскольку со временем оно частично сходит, и изделие становится «плешивым».
Изготовление самого штампа занимает 2-3 недели, в зависимости от продолжительности этапа согласования эскиза и модели. Мы можем оперативно изготовить дополнительные формы, позволяющие добавить к нашим базовым моделям литые изобразительные элементы, требуемые клиентом: эмблемы, логотипы, надписи, гербы и т. п.
Цена: просто подстаканник (не в комплекте) – от 5500 рублей за штуку. Существует сетка скидок от общей суммы заказа. Как правило, мы предлагаем клиентам оплачивать изготовление штампа отдельно от самих изделий.
КАЗАКОВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской (Горьковской) области под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промысла, начавшего свою деятельность в середине 1930х годов. В 1939 году здесь была собрана первая развертка подстаканника.
ТОО «Казаковское предприятие художественных изделий» специализируется на изготовлении изделий в технике скань (филигрань). В 1960-1970е годы мастера предприятия разработали широкий ассортимент филигранных изделий, включавших наряду с ювелирными украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, вазочки и др.
Филигрань – это ажурные, сквозные изделия, напоминающие морозные узоры на стекле или мягкий и нежный узор осенней паутины. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл – эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров – вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Для казаковских изделий характерен, в основном,«белый» цвет посеребрённой медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса. Орнамент филиграни может быть геометрический – зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный. Основные мотивы – цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Филигрань удачно сочетается с другими материалами – эмалью, деревом, костью, резным камнем.
Казаковские филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, они отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира.
ООО «КАВИДА», генеральный директор Киреев Юрий Евгеньевич.
Семь-восемь лет назад крупная компания «АФК Система» обратилась к нам с просьбой разработать для них сувениры. И я, исходя из их логотипа, предложил сделать подстаканники. Идея понравилась, так появился наш первый подстаканник.
На сегодняшний день тема подстаканников актуальна. В России у представителей всех поколений подстаканник ассоциируется с домом, с семьёй. Это элемент связи поколений. С другой стороны, человека формирует не только среда общения, но и среда обитания, в том числе предметы повседневного быта. Они, как говорится, «греют душу». Наши клиенты – а это люди весьма состоятельные, – не раз признавались, как им приятно видеть, приходя к гости, что подаренный подстаканник входит в число избранных, любимых предметов хозяев.
Мы делаем очень много литых – серебряных и латунных – подстаканников, и новая волна интереса к ним – это во многом наша заслуга. Наши изделия могут быть украшены камнями, например, гранатом или любыми другими, которые предпочтет заказчик. Кстати, сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пользуется нашим серебряным подстаканником с природным пейзажем.
На выбор материалов повлияло то, что латунь со временем благородно темнеет и дает матовый блеск, а позолота частично сходит, и если попробовать её подполировать, то «облезает» вся.
В «Кавиде» есть разработки на любой вкус, и надо отметить, только свои – копий мы не делаем. Вся тематика – сказочная, охотничья, пейзажная, архитектурная, анималистическая, историческая, бытовая – находится в пределах культуры России. А с точки зрения стиля в наших изделиях можно найти и ампир, и барокко, и классицизм, и модерн...
Вы выполняем тиражи от 1 экземпляра. Для корпоративных подарков и сувениров часто на стандартный декоративный фон ставится тот или иной логотип, герб города, эмблема клуба или что-то ещё. В месяц «Кавида» изготавливает до 700 подстаканников.
В чём преимущества литья перед другими технологиями? Эстетические возможности художественного литья очень широки. Оно позволяет делать сложный просечной орнамент и рельефы, то есть то, что невозможно выполнить, например, штамповкой.
Литьё по выплавляемым восковым моделям подразумевает тиражирование с очень высоким качеством. Сначала изготавливается восковая модель, потом первая модель, которая подчеканивается и гравируется, далее следует вторая восковая модель, мастер-модель и т. д. Для одного подстаканника может быть последовательно изготовлено до трёх подготовительных моделей. В конце концов, для стенок подстаканника изготавливают восковую форму в виде рельефной полосы, которую затем сворачивают трубкой. За тем отдельно льют подстаканник, донышко и ручку, и слесарь-сборщик их собирает.
Далее следует тонировка, чернение, изготовление эмали и т. д. Поэтому наши изделия дороги. В розничной продаже латунные подстаканники стоят от $1800, серебряные – от 10 тысяч. Упаковка возможна из картона, тканевая или из дерева.
Время изготовления заказа партии подстаканников сильно зависит от того, как долго будет длиться этап согласования эскиза. Около 2–3 недель занимает подготовка модели. На изготовление партии из до 200 подстаканников понадобится примерно неделя.
У компании есть выставочный торговый зал в Москве на Андреевской набережной.
ЗАО «ТД «КОЛЬЧУГ-МИЦАР»
Мельхиоровые подстаканники в советское время были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. Они часто служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод.
В 1902 году, на базе старейшего в России предприятия цветной металлургии было создано Кольчугинское посудное производство. С тех пор уже более 100 лет здесь профессионально занимаются изготовлением посуды, столовых приборов и памятных сувениров из металла. А с 1997 года цех по производству посуды и столовых приборов, был выделен в отдельную структуру – Торговый Дом «КольчугМицар».
Подстаканники Кольчугинского завода ЗАО ТД «Кольчуг-Мицар» – это уже поистине легендарные изделия, известные каждому россиянину. Теперь это не только мельхиоровые подстаканники, ставшие негласным стандартом в своем классе, а целый ряд изделий для любого ценового сегмента – никелированный нейзильбер, посеребрённые и позолоченные подстаканники, VIP-изделия из чистого серебра.
Предприятие изготавливает мельхиоровые, латунные, серебряные подстаканники для оснащения поездов, вагонов-ресторанов с логотипами железной дороги заказчика (к примеру, с нанесением бренда, фирменного знака, наименования железнодорожной ветки, ж/д направления, вокзала), позолоченные и посеребренные подстаканники для ресторанов, эксклюзивные и именные VIP-подстаканники из серебра 925 пробы для представительских, бизнес и корпоративных подарков. Среди заказчиков – крупнейшие коммерческие и государственные предприятия и холдинги России, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, органы законодательной и исполнительной власти, Администрация Президента РФ и Правительство Москвы, тысячи предприятий и просто люди, ценящие красоту и качество.
В «КольчугМицар» можно разместить заказ эксклюзивного подстаканника с символикой, инициалами, фамильным гербом. Подстаканник для чая с вашим логотипом станет незабываемым подарком для партнёров по бизнесу и необычным сувениром к любому событию либо знаменательной дате.
Предприятие – крупнейший изготовитель и поставщик мельхиоровых, позолоченных и посеребрённых подстаканников для ресторанов, эксклюзивных и именных VIP-подстаканников из серебра 925 пробы для представительских, бизнес и корпоративных подарков.
Вслед за последними тенденциями отрасли в ЗАО ТД «Кольчуг-Мицар» появилась новая линия производства – изделия из чистого серебра 925 пробы. Чтобы придать твёрдость и блеск изделиям, препятствовать оксидированию (окислению и потемнению), на них гальваническим методом наносится защитный слой серебра марки Ср. 99.99.
На заводе экспериментируют с формой и составом изделий, чтобы получались интересные коллекции. Выпускаются не только серии, но и штучный, редкий товар, чтобы владельцы столового серебра могли похвастаться неповторимым экземпляром.
За последнее время предпочтения россиян в отношении посуды, из которой пьют чай, изменились. Однако подстаканник остается востребованным и в наше время. Это изделие, способное украсить любой чайный стол и внести душевную теплоту в дружеское и семейное застолье. По данным исследования, проведенного одной из крупных чайных компаний, около 2% жителей России используют подстаканник в быту. Подстаканник, веющий дыханием ушедшей эпохи, продолжает жить и снова входит в моду.