Еще в рубрике
Самое популярное:
Камень – это природный материал, сопутствующий человеку на протяжении всего развития цивилизации, и во многом благодаря которому это развитие было возможно. Прочность, твёрдость, долговечность, пригодность к обработке и определили особую, незаменимую роль камня в истории материальной культуры – и в домашнем обиходе людей, и в строительстве. Красота и редкость некоторых камней (которые стали называть «драгоценными») сделали их мерилом материальной ценности и показателем богатства их владельцев.
Декоративные свойства и красота камней определили их значение в духовном развитии цивилизации – использовании камней для создания произведений искусства.
Различные области применения камня определяли специфические требования к его свойствам. Особое место в «человеческой» истории камня занимает его использование для создания произведения декоративно-прикладного искусства, в частности – мозаик из камня, «каменной живописи».
Искусство создания мозаик очень древнее, оно зародилось на Востоке задолго до начала нашей эры. Оно было существенной частью культуры Египта, Греции, Византии, Рима. Мозаика (дословно – «посвященная музам») – это изображение, созданное из кусков материалов, в частности камней, различных по свойствам (цвет, структура, блеск и т. д.).
В зависимости от формы элементов, используемых при создании мозаики, выделяют несколько её видов. Первый – это «византийская» и «римская» мозаики, в которых изображение набирали из кусочков кубической или прямоугольной формы. Второй вид – «флорентийская» мозаика. В ней изображение создаётся из плотно подогнанных друг к другу кусочков камней произвольной формы. Третий – «русская» мозаика, имитирующая структуру монолитного камня (малахита, лазурита и яшмы).
Флорентийской мозаика называется потому, что этот вид инкрустации был изобретён во Флоренции, которая на три века стала европейским центром этой декоративно-прикладной техники работы с камнем. Расцвет искусства пришёлся на середину XVI века, когда лучшие мастера работали в придворных мастерских Великого Герцога Тосканского Фердинандо Медичи I.
Особенностью флорентийской мозаики является тщательная, «без швов» подгонка всех элементов создаваемой картины. Использование естественных особенностей камня – цветовых переходов, вкраплений, прожилок и трещин, позволяет мастерам создавать яркие, красочные композиции. Кроме использовавшихся при создании «римских» мозаик мраморов и ониксов, флорентийские мастера, значительно расширив «минеральную палитру», стали применять яшмы, агаты, бирюзу, лазурит, кварц и другие ярко окрашенные камни. Все вместе их называли «твердыми камнями». Отсюда и пошло второе, известное во всем мире название флорентийской мозаики – pietre dure.
Прежде процесс создания каменной картины в технике флорентийской мозаики состоял из нескольких этапов. Сначала художник делал рисунок будущей картины, который приспосабливали к возможностям камня специалистами-«подборщиками» камней. Затем этот рисунок разбивался на фрагменты, которые выпиливали из соответствующих кусков камня. После тщательной подгонки и притирки для абсолютного прилегания кусочков, их помещали на ровную подложку, которая служила основанием мозаики, склеивали специальными мастиками, шлифовали и полировали до зеркального блеска.
Каждый этап необходим для создания мозаичного произведения и требует специальных навыков. Особенно важно создание эскиза, по которому делается мозаика. Невозможно формальное перенесение в мозаику какого-либо изображения с художественного полотна. Композиция должна задумываться для конкретного материала и именно в этом материале воплощаться. Поэтому эскиз будущей работы сначала изучается с точки зрения возможностей камня, обдумываются необходимые для её реализации приёмы, тонкости и уловки. Затем, чтобы добиться максимальной реалистичности и яркости создаваемой картины, мастер начинает работу по подбору минералов, определению цветовых оттенков и переходов, использованию вкраплений, слоистости и других особенностей камня.
В технике флорентийской мозаики и в настоящее время создаются картины, вставки для мебели, столешницы, шкатулки, декоративные панно. Благодаря этой технике появилась новая возможность, которой не было у мастеров, работавших в технике «римской мозаики», – создание миниатюр и использование их в ювелирном искусстве.
Фрагментарная (смальтовая) мозаика, являясь, по сути, растровым изображением, создаёт эффект, который становится видим лишь на расстоянии (как на полотнах художников-пуантилистов, например, Жоржа Пьера Сёра). У флорентийской мозаики таких ограничений нет. В ней все элементы соединены друг с другом так, что создают эффект «каменной картины» с максимально сглаженной композицией. В мозаичных миниатюрах для достижения наибольшей выразительности можно использовать различные свойства камней, которые отсутствуют у смальты: мелкие детали, плавные переходы цвета, вкрапления и пр. Опытный мастер может разглядеть внутри камня волнующие и эмоциональные рисунки и сюжеты. Существенную роль играют такие свойства камней, как способность бликовать, по- разному пропускать и преломлять свет, иризировать, изменять окраску. Всё это порождает необычайно красочные мотивы, в которых присутствуют экзотические птицы и бабочки с переливающимися и сверкающими крыльями, цветы, растения, орнаменты и узоры. В таких композициях возможно то, что недостижимо в технике смальтовой, «римской» мозаики.
Искусство флорентийской мозаики продолжает развиваться и сейчас. Современные технологии обработки камня позволяют добиваться высокой точности подгонки фрагментов мозаики. Появились новые, более эффективные связующие компоненты, клеи, есть новые приемы полировки. Однако это всего лишь вспомогательные инструменты. Время изготовления мозаик существенно не уменьшилось: ускорился процесс вырезания фрагментов, но по-прежнему складываются и полируются мозаики вручную. Сложенная картинка не становится живой, если в ее создании не участвовал настоящий мастер. По-настоящему прекрасные произведения мозаичного искусства создаются руками, глазами и душой мастера, желанием показать всю красоту камня, который Бог создал раньше человека, и который увидел Свет раньше человека.
