Ярославские мастера XVII века в совершенстве овладели такой сложной техникой обработки металла, как чеканка высокого рельефа. Крупные цветы, изогнутые стебли, плоды и листья, изображения животных и человека сплетаются в единый узор, покрывающий весь предмет. Во всем этом угадываются традиции деревянной резьбы. Ярославских серебряников как искусных мастеров приглашали для работ в мастерские Московского Кремля и Троице-Сергиева монастыря. В 1652–1653 годах девять ярославских мастеров участвовали в создании иконостаса Успенского собора в Московском Кремле.
Характерные черты художественного стиля второй половины XVII века – жизнерадостность, нарядность, красочность. В произведениях яркость красок и блеск эмали не уступают по великолепию насыщенным цветам драгоценных камней. Зачастую в наиболее парадных, дорогих изделиях эмаль наносится на высокорельефную чеканку, а также на гравировку. Мастера продолжают использовать эмаль по скани.
Стремление ювелиров второй половины XVII столетия к повышенной декоративности, пышности и нарядности иногда приводило к перегруженности изделий драгоценными камнями, жемчугом. Россия в этот период, как и ранее, не добывала собственных драгоценных металлов и камней. Самоцветы закупались в Индии, Китае, Персии и других странах, металлы поставляла Западная Европа. Мелкий жемчуг и перламутр добывали в отечественных озерах и реках, а крупный привозили из Персии.
На рубеже XVII–XVIII столетий расширение торговых, дипломатических и культурных контактов России со странами Западной Европы, привозы изделий, новых по своему функциональному назначению, по форме и декору, способствовали освоению новых форм и сюжетов декора ювелирных изделий. Достижения мирового искусства были творчески восприняты и переработаны русскими мастерами. В этот период особого расцвета достигает искусство живописной эмали и, особенно портретной миниатюры. Русские серебряники продолжают развивать искусство сканого узора. В XVIII веке появляется все больше предметов украшенных исключительно в технике скани. Мастера разнообразят этот прием, накладывая скань на позолоченное серебро, цветное стекло или металл, покрытый цветной эмалью.
В начале XVIII века русское дворянство перестает вести замкнутый домашним кругом образ жизни. Двор Елизаветы Петровны, обретя славу одного из самых блестящих в Европе, привлекал большое количество иностранных мастеров, которые шли в ногу с европейским искусством и творчески переосмысливали русский опыт. Это придавало особый характер развитию серебряного и золотого дела. Изделия русских серебряников этого времени, испытывают влияние стиля рококо. Русские мастера, заимствуя европейские формы, производили предметы декоративного убранства интерьеров, сервизы, кофейники, чайники, молочники, шоколадники и пр. Традиционную исконно русскую посуду с этого времени использовали только для пожалований и наград.
Произведения стиля рококо, как правило, отличаются сложной формой, украшены причудливым вычурным орнаментом, выполненным в основном в техниках чеканки и литья. Литьем обычно выполнялись отдельные детали предметов: ножки, закрученные в виде волют, ручки имеющие вид завитков, навершия крышек, имитирующие связки плодов и цветов, фигуры, служащие ножками потиров, кубков, ваз. Часто в стилизованный растительный орнамент вплетаются изображения фантастических птиц и животных. Нередко чеканятся амуры со стрелами, человеческие фигуры в картушах, обрамленных пышными ветвями, архитектурные сооружения, реальные животные и растения. Золотые и серебряные изделия 60-х годов XVIII века часто украшают живописной эмалью, которая пришла на смену разнообразным эмалям XVII века. Для эмалей характерны яркие: красные, желтые, зеленые, синие цвета. Колористической гамме эмали соответствует подбор драгоценных камней: густо-красные рубины, васильково-синие сапфиры, сверкающие весенней зеленью изумруды.
Торговое, промышленное и культурное первенство на Севере России переходит от Сольвычегодска к Великому Устюгу. Великоустюжскую чернь отличает необыкновенно темный цвет с четко выраженным рисунком на золоченом фоне. Для нее характерна и тонкая черневая гравюра, и опущенный канфаренный фон изображений, который дополнялся резными или чеканными, золочеными или серебряными деталями. Ювелирные изделия Великого Устюга XVIII века по разнообразию предметов, их форме, изяществу декора, выделялись не только в России, но и среди черневых изделии Европы.
В 70-х годах XVIII века пышное, вычурное, асимметричное рококо сменяется новым художественным направлением – строгим классицизмом. Ювелирные изделия этого стиля украшают столь любимые в античные времена цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви. Декор симметричен, выполнен в технике литья и низкой чеканки. Для предметов этого времени характерно наличие больших гладких плоскостей, которые дают возможность особенно хорошо выявить красоту самого металла.
Во второй половине XVIII века продолжается развитие живописной эмали. Ее колорит резко меняется. Преобладает двухцветная эмаль холодных тонов (преимущественно серо-голубая). Ее холодные тона соответствовали простым геометрическим формам и сдержанному лаконичному узору. Мастера органично сочетали эмали и драгоценные камни, среди них главенствующее место принадлежало бриллиантам.
В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Золотые и серебряные изделия органично сочетались с классицистическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Кубки, вазы, подсвечники изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками.
Благодаря тому, что чай становится популярным у русских, появляется множество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара. Распространяется мода на разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. В моду входят аквамарины, агаты, топазы, ониксы, кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавали особое смысловое значение, и располагали их в изделии в таком порядке, что первые буквы названий, составляли имя или девиз.
Во второй половине XIX века в Москве и Петербурге создаются крупные ювелирные объединения, использующие новые приемы механической обработки драгоценных металлов. Владельцы этих объединении собирают в своих мастерских лучших специалистов, приглашают для работы ведущих художников, искусствоведов. В Москве были широко известны фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Семенова, в Петербурге – Морозова, Грачева, Фаберже.
В мастерских фирмы Фаберже работало около пятисот человек. Обладая художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Широчайший ассортимент изделий включал: табакерки, пудреницы, ароматницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги и т. п. Предметы, выполненные фирмой, отличаются виртуозной ювелирной техникой и оригинальностью художественного замысла. Фаберже, например, придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Это нововведение имело большой успех. В течение одиннадцати лет Фаберже получал от императорского двора заказы на изготовление пасхальных яиц-подарков.
Фирма Овчинникова, основанная в 1851 году, славилась на всю Россию эмалевыми изделиями. Она изготавливала повторяющие форму посуды Древней Руси декоративные чашки, блюдца, солонки, чарки, украшенные эмалью разных видов, в том числе витражной. Фирма Хлебникова славилась черневым искусством. Некоторые изделия этой фирмы, украшенные чернью, были экспонированы на художественно-промышленной выставке 1882 года. Фирма Хлебникова славилась черневым искусством. Некоторые изделия этой фирмы, украшенные чернью, были экспонированы на художественно-промышленной выставке 1882 года. Только по черни специализировалась фабрика Семенова, чьи изделия конкурировали с фирмами Овчинникова, Хлебникова и получали награды на международных и всероссийских выставках.
После классицизма в искусстве с 30-х годов XIX века начинается поиск нового стиля. Мастера переосмысливают европейское художественное наследие всех предшествовавших эпох. Наряду с этим, наблюдается повышенный интерес к древнерусским формам и мотивам, увлечение натуралистическими растительными формами. Всемирная выставка 1889 года (Париж) продемонстрировала черты нового стиля, увенчавшего творческие искания II половины XIX века. Он получил название «модерн». Текучие пластические формы, струящиеся, плавные линии рисунка, вторящие увядающим ирисам и водяным лилиям, позволяют безошибочно опознать произведения модерна.
Одна из крупнейших коллекций Оружейной палаты – предметы, изготовленные иностранными мастерами в XIII-XIX столетиях. Большинство из них попало в Россию в качестве посольских даров. Встрече и приему иностранных послов придавали большое политическое значение. Для торжественных приемов было построено в XV веке специальное здание – Грановитая палата. Приемы в Кремле обставлялись с особой пышностью в присутствии многих бояр и высших должностных лиц. После вручения «верющей» (верительной) грамоты важной церемонией было обязательное подношение привезенных послами даров. По этикету того времени каждое посольство привозило с собой богатые подарки. Подарки царю от равных по положению властителей назывались «любительными поминками», подношения послов лично от себя назывались «челобитьем». Богатые и многочисленные дары привозили так называемые «великие посольства»: ведь зачастую успех переговоров зависел от ценности привезенных даров. Русские послы в свою очередь во время ответных визитов делали иностранным государям не менее пышные подношения, иногда в полтора-два раза превышающие по ценности полученные.
Собрание российских государственных регалий (от латинского regalis – принадлежащий царю) – самое значительное в Европе. В него входят венцы, короны, бармы, скипетры и державы, нагрудные цепи, наперсные кресты, государственные щит и меч, «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича».
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая «Шапка Мономаха».
Согласно официальной государственной теории, этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. К великокняжеским и царским регалиям в России относили бармы – широкие воротники-оплечья со священными изображениями. Держава, символизирующая владычество над миром, и скипетр появляются в России как атрибуты царской власти в правление Ивана Грозного. Знаками царского сана в XVI–XVII веках являлись массивные золотые нагрудные цепи и наперсные кресты.
В XVIII столетии, после провозглашения Петра I императором, держава, скипетр и царские венцы сменились императорскими коронами, а бармы – мантиями. В 1742 году при коронации Елизаветы Петровны впервые был использован государственный меч, должный напоминать государю о его миссии защитника добра. Вероятно, в XVIII столетии в церемониях коронации стали использовать и государственный щит.
Высочайший художественный уровень предметов из собрания Оружейной палаты, их красота и неповторимость свидетельствуют о самобытной культуре русского народа и подтверждают особую значимость прославленного музея.