Мифы и легенды о богах и героях донесли до нас множество историй об огромной волшебной силе, которой человек издавна наделял золото. Золотом украшались рукописи, сияли покрытые золотом бронзовые скульптуры, «горели» фоны и нимбы святых христианских икон.
На Руси золото издавна было в большом почёте. Духовные и договорные грамоты князей, а потом и царей, содержат многочисленные сведения о драгоценных предметах из золота, бережно передававшихся по наследству: золотых окладах икон и богослужебных книг, золотых крестах, цепях, поясах, кубках, ковшах, блюдах, ювелирных украшениях. Золото на Руси, как и во всём мире, рассматривалось и как символ богатства, и как символ могущества и власти. Таким же отношением к золоту наполнены и европейские исторические хроники, и письменные предания Востока.
Выставка «Золото. Металл богов и царь металлов» в Государственном историческом музее знакомит с хранящимися здесь выдающимися памятниками истории и культуры двух последних тысячелетий, созданными из золота или с его применением.
Экспозиция первого зала рассказывает об исключительной, отражающей сложные мировоззренческие представления роли золота в возникновении памятников религиозного характера. Во втором зале представлены выдающиеся достижения мастеров Руси, Востока и Запада, создававших исключительные по красоте и значению предметы, бывшие символами власти и ее материализованных проявлений. Памятники третьего зала представляют украшенные драгоценными камнями разнообразные золотые и позолоченные изделия, ставшие реальными воплощениями идей богатства и роскоши.
МЕТАЛЛ БОГОВ
Разделенный на две части, начальный зал выставки отведен показу памятников культового характера. Первая его часть посвящена церковному искусству православной Руси. Состав памятников, их художественный облик и искусность исполнения объясняют современному человеку сделанный далёкими предками выбор православия в качестве официальной религии древнерусского государства. Учитывая, что христианский храм всегда был вместилищем разнообразных и разновременных памятников, олицетворявших непрерывность религиозной традиции, здесь показаны образцы древнерусской мелкой пластики, иконы и богослужебные книги в золотых и золочёных окладах, литургические наборы, церковная утварь, осветительные приборы, массивные напрестольные и благословенные кресты, дарохранительницы, водосвятные чаши, богато украшенные драгоценными камнями митры, брачные венцы, панагии. Этот сияющий золотом, поражающий красотой зал – своеобразный камертон для всей выставки.
Вторая половина зала знакомит с уникальными памятниками XI–XIX вв. других христианских конфессий. Представлены католические потиры, различные типы крестов, дарохранительницы, золотой с драгоценными камнями и эмалями архиерейский посох; напрестольный крест, потир и другие памятники армянской работы; памятники, относящиеся к литургии грузинской церкви; уникальная панагия молдо-влахийского происхождения; поражающие изяществом, кипарисовые в драгоценных оправах кресты и панагии греческой церкви. В отдельных витринах выставлены реликвии других крупнейших религий. Об иудаизме рассказывает древний золотой перстень священнослужителя, высокохудожественные предметы домашнего и синагогального обихода. Среди памятников ислама особое место занимают серебряные позолоченные футляры для рукописных сур Корана. Буддизм представлен бронзовыми позолоченными скульптурами божеств тибетского пантеона; китайские народные верования – уникальной для российских музейных собраний коллекцией массивных, золотых китайских амулетов-оберегов XIX в.
МЕТАЛЛ ЦАРЕЙ И СИМВОЛ ВЛАСТИ
Во втором зале представлены «золотые» памятники, связанные с событиями русской и мировой истории, с выдающимися историческими личностями и их разнообразными деяниями.
Зал открывается витриной с уникальными и мощнейшими по эмоциональному воздействию артефактами. Это хранящиеся в Особой кладовой Отдела драгоценных металлов золотые самородки, государственные эталоны веса (различной формы гири из золота), инкрустированная золотом табакерка из платины.
Особую категорию экспонатов составляют золотые памятные медали, которыми были отмечены все важнейшие события российской и европейской истории XVIII–XIX вв. Экспонируются многочисленные виды наград-пожалований светским лицам и церковным иерархам: жалованные ковши и стопы XVII–XIX вв. за службу и подвиги, украшенные государственной символикой кубки и стаканы XVIIIв., драгоценное жалованное оружие, ордена и медали, украшенные изображениями самодержцев жалованные панагии с миниатюрными портретами императриц. Особую категорию экспонатов составляют золотые жалованные кольца и табакерки. Внимание привлекают хрупкие драгоценности – стеклянные кубки с изящным золочёным орнаментом и черневыми изображениями государственного российского герба. Впервые показаны памятники так называемого «полкового серебра»: разнообразные питьевые сосуды, кубки, декоративные вазы, связанные с историей старейших, героических полков российской армии.
СИМВОЛ БОГАТСТВА И РОСКОШИ
Экспонаты третьего зала знакомят посетителей с золотыми и позолоченными изделиями, изготовленными в течение двух последних тысячелетий, характеризующими различные стороны жизни и быта наиболее богатых классов и сословий. Это – античные, западноевропейские, восточные и русские образцы посуды и убранства стола, памятники интерьерного характера, мужские и женские ювелирные украшения, карманные и наручные часы, табакерки, портсигары, печати в золотых оправах.
Особый интерес представляют ранее не экспонируемые комплексы, в которых собраны памятники, созданные из различных материалов (например, серебро или фарфор). Они объединены широким применением золота, как, например, в уникальном чайном дорожном сервизе середины XIX в., принадлежавшем члену императорской фамилии.
Памятники европейского барокко, рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна, выставленные в одних витринах с работами русских ювелиров XVII–XVIII вв., а также с изделиями ювелирных фирм Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Фаберже и других, позволяют, с одной стороны, по-новому оценить безупречный вкус и мастерство художников России, работающих в русле европейских традиций, а с другой, – подчеркнуть самобытность ювелирной школы русского национального романтизма, явления, охватившего многие области русской культуры 2!й половины XIX века.
Особый раздел связан с золотыми изделиями XX века. Это, в первую очередь, яркие памятники, несущие неповторимый облик социалистической эпохи, которая характеризовалась с одной стороны, официально проповедуемым аскетизмом быта, а с другой – давала образцы роскошных ювелирных изделий из золота с самоцветами, а также предметы, связанные с жизнью государственных деятелей советского периода – от Сталина до Горбачева.
Здесь же экспонируются образцы бронзы лучших мастеров и фирм России и Европы. Большой интерес вызывают уникальные ювелирные украшения (мужские и женские), начиная с золотых античных I века н.э. и заканчивая работами ювелиров-художников и фабричными образцами из золота с бриллиантами XX столетия.