Еще в рубрике
Самое популярное:
«Золото и серебро не стареют,
отец и мать цены не имеют»
Дагестанская пословица
Благодаря своим уникальным природным качествам серебро занимает особое место в культуре многих народов. Древние наделяли этот драгоценный металл чудодейственными качествами. Особенности серебра как материала – пластичность, ковкость и долговечность во всей полноте раскрылись в декоративно-прикладном искусстве разных народов.
Культ металла, особенно серебра, издавна распространён и у народов Кавказа. Искусство ювелирной обработки серебра возникло в Дагестане в период Средневековья. В Дагестане производилось огромное количество самых разнообразных украшений, включающих все виды художественной обработки серебра: литьё, чеканку, зернь, накладную и ажурную филигрань, обычную и глубокую гравировку, чернь. Особенности дагестанского искусства, в том числе ювелирного, в значительной мере были связаны с природными особенностями этого края. Собственно территорию Дагестана можно разделить на нагорную часть – суровый край, изолированный благодаря многочисленным горным перевалам от внешнего мира; другая, более открытая часть – это южный и восточный Дагестан, подвергавшийся активному влиянию соседних стран: Переднего Востока и Азербайджана, с которыми велась оживлённая торговля. В разные исторические периоды Южный Дагестан был тесно связан с государственными образованиями Востока: Кавказской Албанией, Ираном, Турцией, Ширваном, Византией.
Не удивительно, что существует определённая разница между работами, созданными мастерами-ювелирами юго-восточного Дагестана, и более глубокой горной части этой страны. Ювелирные украшения равнинной части создавались под несомненным влиянием искусства стран мусульманского Востока, в первую очередь Азербайджана. Основные же ремесленные центры, где возникали наиболее интересные вещи, находились на территории горного Дагестана. Здесь на протяжении многих веков неизменным оставался традиционный уклад, эстетические нормы и принципы, патриархальные отношения, со свойственными им пережитками языческих верований. Следует отметить, что Дагестан – страна, населённая более чем тридцатью небольшими народностями, каждая из которых имела своё наречие, свои культурные особенности. Определённые отличия существовали и в формах, элементах, способах ношения украшений. Особенно традиционными считаются украшения аварских и прилегающих к ним даргинских и лакских районов, а также украшения, производившиеся в селении Кубачи.
МИФЫ ГОРНЫХ ВЕРШИН…
Наиболее старинные серебряные украшения тесно связаны с художественной традицией бронзового литья. Украшения подобного типа отличаются скульптурностью, некоторой массивностью, тяжеловесностью форм. Обильно украшенные чеканкой, крупной зернью и филигранью, они притягивают внимание своей архаичной пластикой, формами, существовавшими с глубоких языческих времён, связанными с древнейшими пластами культуры (собственно, вся философия жизни дагестанского общества, разделённого на маленькие народности, основывалась на строгом подчинении неизменным древнейшим законам, существовавшим с языческих времен). Подобные украшения производились мастерами на протяжении долгого времени, вплоть до конца XIX века, почти в неизменном виде. Витые браслеты в виде обруча, височные украшения, мужские наборные пояса VI–VII столетий имели форму и размеры, близкие аналогичным серебряным вещам XVII–XIX веков. Почти в каждом дагестанском селении были мастера-серебряники, изготовлявшие всевозможные украшения: пояса, кольца, застежки, игольницы, мужские пояса, газыри. Это ремесло передавалось из поколения в поколение, и было профессиональным. Работали они на местный спрос и часто по заказу. Плату брали не только деньгами, но и продуктами. Например, работа мастера по изготовлению пояса стоила от 3 до 5 кг масла. Материал, как правило, давал сам заказчик. Создаваемые вещи были рассчитаны только на узкий рынок, на несколько близлежащих селений.
Все существующие с древнейших времен символы, орнаменты и изображения на любых предметах, будь то одежда, домашняя утварь, постройка или оружие несут на себе функции помощников и оберегов, а не просто украшений. Поэтому, в отличие от ювелирных изделий равнинных территорий, подверженных изменениям соответственно требованиям моды, формы и орнаменты украшений нагорных дагестанцев сохранили первоначальный облик. Так, например, характерными элементами, без которых не обходился ни один предмет в дагестанской среде, являются символы Богини-матери: розетки – солнечные диски; часто в основе орнамента использовался мотив древа жизни, а также разнообразные птицы; в декоре присутствуют образы животных: кони, змеи – символы подземного чёрного Бога.
Для дагестанцев характерно сплошное заполнение самыми разнообразными украшениями всей поверхности костюма: платья, головного убора. Роль оберега, защиты принимает на себя не только украшение, какой-то семантически значимый элемент, а сам металл. Не чётко выделенный, поставленный на определённое место содержательный знак, звучащий как заклинание против зла, а масса неодухотворённого мыслью металла, наполненная стихийной, магической силой, ограждает носительницу. Так, максимально заполняется разнообразными украшениями вся женская одежда. На яркую шёлковую ткань платья нашивались десятки самых разнообразных украшений с наборными подвесками, соединёнными цепями. Таким образом, украшения закрывали сплошным колышущимся серебряным панцирем почти всю переднюю часть одежды. Камни в такого рода изделиях применялись редко. Подобные платья – чаще всего свадебные – передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, дополняясь всё новыми украшениями. Ведь это своего рода приданое невесты, демонстрация материального достатка семьи (не случайны ряды серебряных монет, нашитых по поясу, по подолу, по внутреннему шву рукава). Основу декоративности вещей составлял специфический черневой рисунок, сложный силуэт и очень длинные цепи-подвески из бесконечно варьирующихся звеньев. Основу узора составляли крупные розетки, длинные, широкие, плавно изгибающиеся стебли, обрамляющие центр композиции.
Кроме нашивных украшений, носили большое количество головных подвесок. Это крупные древней формы подвески в форме лунниц. Древнейшими являются образы птицы – носителей жизненных сил, часто встречающиеся на серебряных подвесках, на навершиях детских шапочек. В основе этих украшений лежит образ мифологического древа жизни, на вершине которого или на его ветвях помещаются фигурки птичек с плодом-зернышком в клюве.
Очень распространены среди дагестанских украшений цилиндрической или треугольной формы подвески-амулетницы (иногда амулетницы соединяли, образуя композицию). Они пришивались на платье по нескольку штук сразу или вешались на шею на длинной цепочке. Внутрь помещался амулет – бумажка с религиозным текстом. Снизу с подвесок спускалась тяжелая бахрома цепочек с литыми, украшенными зернью подвесками и монетами.
Широко распространены тяжелые кручёные браслеты, идентичные по формам браслетам, найденным археологами.
Общий стиль дагестанских украшений – един, многие украшения (например, аварские сердоликовые браслеты, всевозможные височные украшения) могут повторяться, или быть похожими, но компонуются они по общепринятым законам каждого селения, в соответствии с их традиционным костюмом.
ЮВЕЛИРЫ-ОРУЖЕЙНИКИ АУЛА КУБАЧИ
Несколько отличается от рассмотренных выше другой тип вещей, получивший большую известность не только на Кавказе, но и в Турции, в Иране. Это кольца, серьги, перстни, браслеты и пряжки, изготовляемые профессиональными ювелирами селения Кубачи – одним из старейших дагестанских центров декоративно-прикладного искусства. Правда, основной деятельностью кубачинцев на протяжении многих веков являлось производство высококачественного холодного оружия и его декоративного оформления. Не зря древнеперсидское название селения Кубачи – «Зерихгеран» – переводится как царство кольчужников. Изделия кубачинского производства XVII–XIX веков отличаются тщательной ювелирной отделкой, тончайшей гравировкой, усеяны крупными альмандинами, сердоликами, кораллами, бирюзой, гранатами, жемчугом. В качестве подвесок часто употреблялись арабские, персидские, русские монеты. Кубачинские изделия часто строились на контрасте: плоскому фону с напайной филигранью несложного рисунка противопоставляется крупная полусфера или конусообразная форма с мельчайшим растительным узором, увенчанным крупной зернью. Фамильной ценностью, переходящей от матери к дочери, являются крупные свадебные кольца и браслеты с сильно выступающими кастами с камнями. Надевались они один раз в жизни, носились, в зависимости от правил, установленных в селении, 3 дня, либо 40 дней, либо до рождения первого ребенка.
К началу ХХ века относится появление классического типа кубачинских украшений, с черневым узором и зернью.
Довольно поздно, к концу XIX века, кубачинские ювелиры освоили новую для себя технику эмалевых работ и достигли в этом виде художественного украшения большого мастерства. Применялась эмаль большей частью на мелких вещах – мундштуках, серьгах. Но иногда цветными эмалями обкладывались пряжки женских свадебных поясов. В некоторых случаях применялась техника выемчатой эмали, т. е. эмалью заполнялся предварительно вырезанный и вынутый фон. Эмалевые работы были тесно связаны с филигранью и гравировкой и требовали от мастера разносторонних умений.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Наряду с украшениями, предназначавшимися для местного применения, мастерами–ювелирами создавались дорогостоящие трудоёмкие изделия, вывозившиеся, подобно оружию, не только в различные районы Дагестана, но и за его пределы – в Азербайджан, Осетию, Чечено-Ингушетию. Серебряных дел мастера покидали свои недоступные села и переносили мастерские в крупные торговые города: Дербент, Шемаху, Грозный, Армавир. Из крошечных мастерских с крайне примитивным оборудованием выходили изделия, отличающиеся красотой и изяществом. Наряду с оружием это были очень крупные пряжки или даже целые пояса для свадебной одежды, состоящие из тяжёлых массивных звеньев. Пояса были чрезвычайно богато отделаны и включали во многих случаях почти все известные техники художественной обработки серебра. Принцип композиции пряжек почти во всех случаях был постоянным и подчеркивал функциональное назначение предмета. Пряжка состояла из двух половин, прикреплённых к кожаному поясу или широкой тесьме. Центр изделия, прикрывая замок, украшал выпуклый диск, увенчанный полусферой. На боковых частях также находятся небольшие полусферы из ажурной филиграни с зернью. Часто пояса украшались цветными камнями. Большое внимание уделялось черневому узору, заполнявшему большие плоскости боковин. Гравировка, идентичная орнаменту ножен шашек и кинжалов, выполнена на высоком профессиональном уровне. Частично и с большим вкусом мастер использовал позолоту; подвесками в большинстве случаев служат старинные серебряные монеты.
Для южных районов Дагестана и Закавказья типичны массивные прямоугольные очертания пряжек, тогда как на Северном Кавказе женский праздничный костюм дополняли узкие длинные пряжки, почти охватывающие талию. В декоративном оформлении этих пряжек почти отсутствует черневой узор, а трудоемкий процесс гравировки уступает место более легкому и эффектному приёму – набору однотипных филигранных элементов.
В мастерских, изготовлявших подобные вещи, труд подразделялся на наборщиков филиграни, монтировщиков и др. Для ускорения процесса наборки применялись шаблоны. Вместо камней к концу XIX в. пояса стали украшать ярким цветным стеклом, позолота совершенно вытесняет цвет серебра, монеты заменяются филигранными, богато украшенными подвесками. Пряжка костюма обязательно составляла единый ансамбль с нагрудными застёжками, головным убором и другими украшениями.
