Ожерелье, т. е. украшение, надеваемое вокруг шеи – одно из самых древних, придуманных людьми. Оно соответствует символике кольца или замкнутого круга, служит знаком единства, бесконечности и совершенства. Между тем, в том, что появилось оно, исходя из чисто утилитарных соображений пещерного человека, нет ничего удивительного.
Вокруг шеи
Как и другие вещицы, которые древние люди надевали на себя в качестве неких дополнений к имеющейся у них красоте, ожерелья изначально носили ритуальный характер – то есть использовались в качестве неких оберегов, которые должны были защищать их владельцев от диких зверей или талисманов, приносящих удачу на охоте.
Охотники на мамонтов и северных оленей были первыми, кто оставил нам произведения «до-ювелирного» искусства. Изготавливали их из самых различных природных материалов – зубов, когтей и костей животных, жемчужин, а также из глины, дерева и семян растений. На ориньякской стоянке в Линзенберге, в Германии, была обнаружена целая «мастерская» по изготовлению ожерелий из раковин улиток. Среди дошедших до нашего времени ожерелий древнего человека можно вспомнить известную находку, сделанную при раскопках позднепалеолитической стоянки Дольни-Вестонице на территории современной Чехии. Судя по ней, уже тогда мастера использовали самые разнообразные материалы – археологи нашли там ожерелье из зубов волка, песца, гиены и двух бусин – одной из бивня мамонта, другой – из зуба ископаемой акулы.
Со временем, когда люди научились обрабатывать различные материалы, появились каменные бусы, а затем и металлические. Известно, что в конце неолита (в третьем тысячелетии до н. э) люди уже носили ожерелья в виде металлических колец. Начинали они использовать для изготовления подобных украшений и золото. Важным этапом (перепрыгнем из каменного века во времена античности) на пути появления привычных для нас ожерелий стало появление бисера – его научились изготавливать древние египтяне, они же придумали плести ожерелья из нитей с нанизанным на них бисером.
По странам и континентам
Достаточно скоро (если так можно сказать об истории человечества) ожерелья стали показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества. Действительно, шейное украшение есть шейное украшение, вопрос в том, из чего оно. Однако некоторые примеры «излюбленных моделей» всё-таки можно назвать (выбор материалов был продиктован финансовыми возможностями и, в первую очередь, модой).
В античные времена во многих культурах, начиная с Древнего Египта и Месопотамии, ожерелья были одинаково любимы как мужчинами, так и женщинами. Исследователи истории украшений отмечали, что египтяне особо почитали золотые амулеты со священным жуком-скарабеем. В Древней Греции дамы носили разнообразные ожерелья – среди интересных их вариантов можно упомянуть ожерелья с десятками миниатюрных подвесок в форме ваз, украшенных филигранью, к которым иногда добавляли золотые цветы или головы животных.
Вспоминая о древних украшениях, нельзя не вспомнить такой их вид, как пектораль (хотя его можно назвать не только «нашейным», но и нагрудным украшением – настолько оно большое). Самая знаменитая пектораль – Золотая царская пектораль Великой Скифии IV в. до н. э. – была найдена известным украинским археологом Мозолевським в 1971 году на Украине. С тех пор она упоминается в научной литературе как одна из главных археологических находок ХХ века и признанный шедевр мирового искусства. Каркас трёхъярусной пекторали, изготовленной греческими мастерами состоит из полых трубок, на концах которых — литые головы львов, держащих в пастях кольца для шнурка – с его-то помощью царь и закреплял украшение на шее.
В Древнем Риме были модны ожерелья с миниатюрными резными рельефами. Судя но находкам археологов, популярностью пользовались также ожерелья и подвесы из золотых монет. Кстати, монеты в качестве материала для ожерелий можно встретить и в более поздние эпохи у самых разных народов. Мы говорим о монисто - шейных украшениях, состоящих из цепочки или шнура с нанизанными на них монетами (у некоторых народов монеты нашивались на тканую основу). В семье, попавшей в беду, монисто могли продать, однако чаще их передавали из поколения в поколение.
Носили монисто и на Руси. В летописях и старинных грамотах оно упоминается обыкновенно при именах женщин, однако, судя по упоминанию украшения в «Слове о богаче и Лазаре» и в службе Константину Философу (памятник XII века) носили монисто и мужчины.
Русское ожерелье
Между прочим, слово «ожерелье» – чисто славянское, образованное от старославянского «жерло» – горло. Когда-то этим словом называли воротники, расшитые золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Они были съёмными, поэтому одно и то же ожерелье могло украшать различные наряды. Судя по сохранившимся портретам-парсунам, носили ожерелья как женщины, так и мужчины. Воротник-ожерелье мог быть отложным и стоячим, а высокое стоячее ожерелье-воротник, закрывавшее весь затылок, имело собственное название и называлось «козырем». Было свое название и у отложных ожерелий царя и великих князей – они именовались «диадимами».
Вспоминая про ожерелья, которые носили славяне, нельзя не упомянуть окладень (перевязь) – золотое ожерелье из цепей, украшенное драгоценными камнями и гривну – шейное украшение в виде металлического разжимного кольца или кольца с простейшим замком. Гривна (в ряде случаев это украшение также могло играть роль знака отличия и награды за воинскую доблесть) была достаточно распространена в Восточной Европе. Древнерусские гривны, т. е. относящиеся к X–XII векам, судя по археологическим находкам, были весьма разнообразны: среди них встречаются и четырёхгранные, заканчивающиеся петлёй или крючком, круглопроволочные, двухскатно-пластинчатые, витые с пластинчатыми концами, с фигурными розетками в виде цветка на концах, изготовленные из одного прутка или сплетённые из нескольких прутьев, перевитых жгутом. Материалы для их изготовления также использовались самые разные – гривны могли быть золотыми, серебряными, медными, из сплавов разных металлов. Часто вместе с гривной носили и другие шейные украшения. Дошло до нас название и одного из видов гривен – украшения, спускавшегося на грудь в виде полумесяца – гривенная лунница, гривна цетава или просто цатава.
Изящно и по-европейски
В XVIII веке по велению Петра Великого была введена мода на одежду и, соответственно, украшения европейского образца. И началось… Русские модницы и их поклонники постепенно стали узнавать, что такое склаваж (плотно облегающее шею ожерелье, состоящее из нескольких рядов цепочек), пластрон (ожерелье в виде ленты с декоративными элементами), ривьера (от французского «река» – ожерелье состоящее из однородных камней, которые закреплены так, что почти не видно мест соединения элементов оправы). А ещё появились колье – ожерелья, которые обязательно имеют застежку и с разной степенью плотности прилегают к шее, и фермуары (этим словом называлась как застёжка на ожерелье, так и ожерелье с такой застёжкой). Между прочим, ценность фермуара-застёжки могла намного превосходить стоимость самого ожерелья. Поэтому застёжку не только не скрывали, но и выставляли напоказ – носили ожерелье застёжкой спереди…
Только для вас
Колье и другие виды ожерелий любимы женщинами и сегодня. Цвета, материалы, формы и технологии изготовления современных украшений этого рода сегодня необыкновенно разнообразны. Специалисты советуют выбирать ожерелье исходя их того, с каким именно платьем вы собираетесь его носить (стилистическое совпадение должно быть абсолютным). При выборе ожерелья следует учитывать его длину (известно, что длинные ожерелья, опускающиеся ниже ключиц и достигающие груди, привлекают внимание к вырезу платья, что часто смущает женщин, у которых большая грудь и толстая шея). Короткие, плотно охватывающие шею ожерелья не следует носить женщинам с короткой шеей – такие украшения ещё больше её укорачивают. Напротив, если короткое колье или бархотку с декоративной пряжкой выберет для себя женщина с длинной, «лебяжьей» шеей, это лишь подчеркнёт ее красоту. Модельеры отмечают, что короткое ожерелье или бархотка особенно хорошо сочетаются с платьями с широким вырезом, вырезом-«лодочкой» или декольте с открытыми плечами.
Да, ожерелья и в наше время не утратили некоего символического значения: так, например, если классическое жемчужное ожерелье и по сию пору является символом элегантности, то бриллиантовое колье, несомненно, – признак шикарности и достатка… К сожалению, не всегда даже самые прекрасные украшения свидетельствуют о наличии вкуса и чувства стиля у их владелицы. Поэтому главное – не потеряться в этом многообразии и подобрать вещь, которая подойдет именно вам.