- Золотое десятилетие
- Ювелирная карта России
- Как удивлял ювелирный рынок в 2022 году?
- Зумеры: будущее индустрии
- Миллениалы в ювелирном ритейле. Драйверы роста
- Замедление темпов роста сегодня коснулось практически всех секторов российской экономики. Однако есть и исключения. Аналитики ГК StepbyStep отмечают, что кризис может положительно сказаться на развитии нтернет-торговли. Дело в том, что в условиях экономии потребительский спрос смещается в сторону более дешевой продукции. А в онлайн-магазинах в силу многих факторов товары стоят дешевле, чем в традиционных торговых точках.
-
- Структура рынка
-
- Российский рынок интернет-торговли до недавнего времени активно развивался, демонстрируя высокие темпы роста. В первую очередь это было обусловлено увеличением пользователей сети за счет повсеместного проникновения широкополосного интернета, а также ростом доходов населения. Конечно, мировой финансовый кризис внес свои коррективы в развитие рынка электронной коммерции в России. Однако эксперты отмечают: рынок интернет-торговли в России на сегодняшний момент еще не достиг своего насыщения. Начиная с 2005 года, его обороты росли огромными темпами – примерно на 30% в год. Сейчас этот процесс, естественно, замедлился. Но не остановился. Так, в 2008 году на фоне мирового финансового кризиса рынок вырос на 11%. А прогноз экспертов на 2009 год таков прирост в 10%.
-
- ВРЕЗ
- На рынке интернет-торговли выделяют три основных сегмента:
- B2C – ориентирование на розничных потребителей;
- B2B – ориентирование на организации;
- B2G – ориентирование на работу с государственными организациями и институтами.
-
- В денежном выражении объем самого крупного B2C-сегмента в 2008 году, по оценкам МА Step by Step, составил 3,7 млрд. долл. против 3,2 млрд. долл. в 2007 году. Он занимает 43% рынка российской интернет-торговли. За ним следуют сегменты В2G и В2B – их доли примерно одинаковы и составляют 30% и 27% соответственно.
-
- Российский потенциал
-
- За 2000–2008 годы количество пользователей интернет-услуг в России выросло на 954,8% и достигло 32,7 млн. человек. За последний год число пользователей интернета увеличилось на 16,8%. Таковы результаты ежегодного исследования InternetWorldStats, которое проводит компания Miniwatts Marketing Group в 20 европейских странах. В европейском хит-листе Россия оказалась в пятерке крупнейших интернет-пользователей (32,7 млн. человек), а лидером стала Германия (52,5 млн.).
- Однако просто сравнение количества пользователей сети мало что дает для понимания реальной емкости рынка: ведь численность населения России и той же Германии несопоставима. Поэтому для более точной оценки специалисты сравнивают такие показатели, как доля пользователей интернета от всего населения страны. По данным Госкомстата, население России в 2008 году составляло 140,7 млн. человек. С учетом этого доля пользователей интернета в нашей стране оценивается в размере 16,8%. И по этому показателю мы значительно отстаем от других государств.
- Приняв минимальный показатель пользователей интернета для развитых стран на уровне 70% (см. диаграмму 1), возможную емкость российской сетевой аудитории можно оценить как 98,5 млн. человек. Таким образом, потенциальные цифры в три раза превышают реальные – у нас все только начинается!
-
- Диаграмма 1. Доля пользователей интернета в различных странах, в % от численности населения*
-
- *Источник: МА Step by Step, 2009 г.
-
-
- Ведущие регионы
-
- Согласно результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», наибольшая доля пользователей интернета в 2008 году зафиксирована в Москве, где она составляет 58% от населения города. За столицей идет Северо-Западный и Дальневосточный регионы, в которых соответственно 38% и 30% жителей являются абонентами всемирной сети. Доля пользователей интернета в остальных регионах России примерно одинакова и колеблется в районе 25–27%. (см. диаграмму 2)
- Диаграмма 2. Доли пользователей интернета в регионах России, % от численности населения региона
- Источник: данные ФОМ, 2008 г.
-
- Портрет потребителя
-
- По данным исследовательской компании ROMIRMonitoring, портрет покупателя интернет-магазинов выглядит следующим образом:
- пользователи интернета, выходящие в него ежедневно;
- мужчины;
- имеют высшее образование;
- с доходом свыше 10 тыс. руб.;
- квалифицированные специалисты и руководители.
- Портрет этот, конечно же, весьма усредненный. Ведь практически каждый, кто пользуется всемирной сетью, хотя бы раз посещал сайты интернет-магазинов. Если не для покупок, то для поиска информации. А поэтому, уверены аналитики МА Step by Step, в качестве потенциальных потребителей виртуальных магазинов можно рассматривать всех пользователей сети. Об этом свидетельствует и опрос, проведенный среди пользователей интернета. Он показал, что каждый третий (37%) покупал в виртуальных магазинах что-либо за последние три месяца, 15% опрошенных делали онлайн-приобретения в период от трех до шести месяцев, также 15% покупали в интернете в период от полугода до года. И лишь 15% участников опроса никогда не пользовались услугами интернет-продавцов.
-
Ювелирная индустрия стала одной из жертв глобального экономического кризиса: крупнейшие продавцы бриллиантов – такие, как Finlay's, Shane Co, Whitehall и Fortunoff, – в связи со стремительным падением продаж бриллиантов вынуждены были закрыть большинство своих магазинов. Однако компания Blue Nile – известный продавец бриллиантов онлайн – даже в эпоху кризиса демонстрирует достаточно большие продажи. Blue Nile предлагает своим клиентам свыше 60 тыс. бриллиантов по цене, которая на 20–40% ниже цен других ритейлеров. Низкая стоимость драгоценных камней объясняется тем, что Blue Nile в большинстве случаев выступает в роли посредника, приобретая бриллианты лишь тогда, когда покупатель компании уже оформил заказ. Благодаря столь низким ценам Blue Nile успешно конкурирует с таким ювелирным гигантом, как Tiffany.
-
-
- Критерии выбора
-
- Опрос покупателей интернет-магазинов позволил выявить наиболее важные критерии, которыми они руководствовались при выборе торгового ресурса. Тройку лидеров составили следующие факторы:
- приемлемый уровень цен – 72% опрошенных;
- удобство навигации – 70% опрошенных;
- известность и репутация – 70% опрошенных.
- Кроме того, важными параметрами являются также широта ассортимента (63%), удобство формы оплаты (58%) и скорость загрузки (54%). А вот скорость доставки интересует меньше половины пользователей – 44%. На последнем месте в этом списке оказалась возможность оплаты товара в рассрочку – для 36% пользователей наличие этой услуги абсолютно не важно и для 26% – скорее не важно. Мнения о наличии консультации специалистов разделились примерно поровну: 46% респондентов ответили, что консультация для них важна в той или иной степени, 36% сказали, что не важна, и 23% ответили, что эта услуга для них не имеет значения (см. диаграмму 3).
- Диаграмма 3. Критерии выбора интернет-магазина
- Источник: МА Step by Step, 2008 г.
-
-
- 2009 год: основные тенденции
-
- По прогнозам экспертов, рост интернет-торговли в текущем году составит 10%. По оценкам участников рынка, в период экономического спада виртуальная торговля окажется в более выгодном положении, чем офлайновый ритейл.
- Основные тенденции 2009 года:
- Усиление конкуренции.Это произойдет за счет увеличения числа интернет-магазинов. В сети могут открыть свои торговые ресурсы многие офлайновые магазины с развитой инфраструктурой и логистикой. Также станет больше «стартапов» (новых бизнесов) и коммерческих проектов, которые создали и поддерживают два-три человека.
- Специализация на узком сегменте.Чтобы достичь успеха, владельцам новых онлайн-магазинов придется фокусироваться на узкой тематике и аудитории: например, открывать магазины культовой литературы, этнической музыки или фильмов-концертов и т.д.
- Освоение сегмента онлайновой торговли социальными сетями.
- Разборчивость и экономность потребителей. В условиях кризиса снизится покупательская способность, что повлияет на ресурсы, продающие дорогие товары.
Материал подготовлен на основе обзора рынка интернет-торговли,
предоставленного ГК StepbyStep.