- Закон о рекламе. Внимание! Изменения
- Персональные данные
- Как пройти безопасно 2021 год? Карта рисков для ритейла
- Светофор ЦБ. Компаниям из «красного» списка могут отказать в банковском обслуживании. Совсем!
- Эффективное увольнение. Алгоритмы и правила действий. Часть 3
Внедрение, оптимизация и реализация системы финансового мониторинга – сегодня одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем. Ведь в соответствии с законом на всех ювелирных предприятиях необходимо организовать обучение работников методам и средствам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В данной статье будет рассмотрено правовое регулирование этих вопросов, организация соответствующих мероприятий и участие в данном процессе Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Закон № 115
Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее сокращенно – Закон № 115) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Онрегулирует отношения лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и государственных органов, контролирующих на территории Российской Федерации эту деятельность, в целях выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.Законы аналогичной направленности действуют во многих других государствах.
Обратите внимание: при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом за пределами РФ также будет применяться Закон № 115, а также соответствующие международные договоры.
Рекомендации специалистов: перед совершением любых операций с крупными суммами и дорогостоящим имуществом руководителям и владельцам бизнеса необходимо внимательно изучить Закон № 115. Это позволит избежать правонарушений и иных негативных последствий, поможет оптимально определить предмет и размер планируемых сделок.
Основные понятия
Под «легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем» в Законе № 115 понимается «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации». (Подробнее об этих исключениях – см. Справка.)
СПРАВКА
Действия, описанные в статьях 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, не рассматриваются как «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», – это особые деяния с особой ответственностью, установленной уголовным законом. Рассмотрим эти статьи подробнее:
– ст. 193 УК РФ: Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет («крупный размер» – если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 миллионов рублей).
– ст. 194 УК РФ: Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (больше 500 тысяч рублей), – наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет; в особо крупном размере (больше 1 миллиона 500 тысяч рублей) – наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет.
– ст. 198 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере (за период трех финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей при условии, что доля неуплаченного превышает 10% подлежащих уплате сумм либо превышает 300 тысяч рублей), наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года; то же деяние, совершенное в особо крупном размере (за период трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей при условии, что доля неуплаченного превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышает один миллион пятьсот тысяч рублей) - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (за период трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей при условии, что доля неуплаченного превышает 10% подлежащих уплате сумм либо превышает 1 миллион 500 тысяч рублей), наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; то же деяние, совершенное в крупном размере (за период трех финансовых лет подряд более 2 миллионов 500 тысяч рублей при условии, что доля неуплаченного превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышает 7 миллионов 500 тысяч рублей), наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до шести лет.
– ст. 199.1 УК РФ: Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в крупном размере наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; в особо крупном размере – наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до шести лет.
– ст. 199.2 УК РФ: Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Под «операциями с денежными средствами или иным имуществом» в Законе № 115 понимаются «действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей», то есть сделки с деньгами или имуществом.
«Уполномоченным органом» является федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Законом № 115. Таким органом в настоящее время является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Ее функции и полномочия установлены Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 (в редакции постановления от 08 августа 2009 года № 649). Уполномоченный орган осуществляет меры обязательного контроля над операциями с деньгами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также проверяет эту информацию в соответствии с законодательством РФ.
Организации и операции
Ст. 5 Закона № 115 устанавливает организации, подпадающие под действие данного закона.Это, в частности, ломбарды и организации, осуществляющие скупку и куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
А ст. 6 Закона № 115 устанавливает операции, подлежащие обязательному контролю. Это, в частности:
1. Операции с деньгами или иным имуществом на сумму свыше 600 000 рублей следующего предмета:
1) операции с наличными деньгами:
– снятие со счета или зачисление на счет;
– покупка/продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
– приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
– внесение физическим лицом наличных денег в уставный капитал организации и пр.
2) зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами с лицами из государств по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;
3) операции по банковским вкладам;
4) иные сделки с движимым имуществом, в частности:
– помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
– выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
– получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
– переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
– скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
– предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
2. Сделки с недвижимым имуществом на сумму от 3 000 000 рублей и выше (в том числе в иностранной валюте, эквивалентной вышеуказанной сумме, или выше нее).
Основные обязанности
Ст. 7 Закона № 115 устанавливает, что организации, подпадающие под действие данного Закона, обязаны, в частности:
-
Идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с деньгами или иным имуществом (клиента) (см. Справка).
-
Исключением являются случаи, установленные пунктами 1.1 и 1.2 данной статьи:
-
– операции клиента – физического лица, если сумма операции не превышает 30 000 рублей по платежам в бюджет, в бюджетные учреждения, по коммунальным услугам, по оплате алиментов и т.п.;
-
– операции по покупке/продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей.
СПРАВКА
Под «идентификацией» (по Закону № 115) понимается установление следующих сведений:
1. В отношении физических лиц:
– фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
– гражданство;
– реквизиты документа, удостоверяющего личность;
– данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
– адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
– идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
2. В отношении юридических лиц:
– наименование;
– идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;
– государственный регистрационный номер;
– место государственной регистрации;
– адрес местонахождения.
4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям:
– вид операции и основания ее совершения;
– дата операции и сумма, на которую она совершена;
– сведения о лицах, совершивших операцию, их представителях, агентах, получателях, выгодоприобретателях и пр.;
5) представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию по операциям, подлежащих обязательному контролю, и по операциям, в отношении которых в процессе проверки у работников органа возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем. При этом во втором случае не имеет значения, относятся или не относятся данные действия к операциям, подлежащим обязательному контролю, установленным ст. 6 Закона № 115.
Организации, осуществляющие соответствующие операциями с деньгами или иным имуществом, также обязаны осуществлять внутренний контроль,то есть вести деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Обратите внимание: помимо процедур внутреннего контроля и обязательного контроля к мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, относится запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
ЭТО ВАЖНО!
Пункт 2 статьи 7 Закона № 115 устанавливает, что организации, подпадающие под действие данного Закона (в том числе ломбарды и организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), обязаны в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, разрабатывать Правила внутреннего контроля и программы его осуществления.
Правила внутреннего контроля должны включать:
– порядок документального фиксирования необходимой информации;
– порядок обеспечения конфиденциальности информации;
– квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
– критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Постановление № 715
Организации, попадающие под действие Закона № 115, также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение вышеуказанных правил и реализацию программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в этих целях. А Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715 (с изменениями от 17 марта 2008 года, далее – Постановление № 715) устанавливает, что к этим лицам предъявляются следующие квалификационные требования:
1) наличие высшего профессионального образования по определенным специальностям (группа «Экономика и управление»; «Юриспруденция», относящаяся к группе «Гуманитарные и социальные науки»);
2) при отсутствии указанного образования – опыт работы не менее двух лет на определенных должностях (связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);
3) прохождение обучения в соответствии с определенными требованиями – при этом формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения устанавливаются Росфинмониторингом.
Обратите внимание: пункт 4 Постановления № 715 устанавливает, что требования к идентификации клиентов также устанавливаются Росфинмониторингом.
Приказ № 256
Приказ Росфинмониторинга от 01 ноября 2008 года № 256 (далее – Приказ № 256) «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», (далее – Положение о требованиях к обучению кадров) был зарегистрирован в Минюсте 30 января 2009 года под № 13222. В нем Росфинмониторинг утверждает Положение о требованиях к обучению кадров (которое в том числе касается ломбардов и организаций, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий).
На организации согласно этому Положению возлагаются следующие обязанности:
1. Руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (далее – обучение). В него включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала);
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее – специальное должностное лицо);
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) при наличии должности в штате организации или филиала либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, при наличии;
ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов.
2. В организации должны проводиться следующие виды обучения:
а) вводный инструктаж в организации;
б) плановый инструктаж в организации;
в) внеплановый инструктаж в организации;
г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее – целевой инструктаж);
д) самостоятельное изучение работниками законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
3. Вводный, плановый и внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом с определенной периодичностью и в определенные сроки:
– вводный инструктаж проводится при приеме на работу и при переводе (временном переводе) в другие подразделения организации;
– плановый инструктаж проводится для работников, указанных в пункте 3, не реже одного раза в год; для работников, указанных в пункте 4, не реже двух раз в год;
– внеплановый инструктаж проводится:
а) при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в данной области;
б) при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в данных целях;
в) при переводе работника организации на другую постоянную или временную работу в случае, когда имеющихся у него в данной области знаний недостаточно для соблюдения соответствующих норм законодательства РФ;
г) при поручении специалисту работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3 и 4.
4. Целевой инструктаж для специальных должностных лиц проводится не реже одного раза в год, а для иных работников – не реже одного раза в три года. При этом целевой инструктаж должен осуществляться организациями, учрежденными Росфинмониторингом, а также другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом.
5. Программы обучения должны включать в себя определенные темы – они указаны в пункте 12 раздела III Положения о требованиях к обучению кадров. На основе программ обучения организация должна разработать план-график на очередной календарный год.
6. Организация обязана вести учет прохождения ее работниками обучения, а документы, подтверждающие прохождение обучения, должны приобщаться к личным делам работников.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Что делать, если у ломбардов и организаций ювелирной отрасли имеются вопросы по применению Положения о требованиях к обучению кадров?
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 утвердило «Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу». Согласно подпункту 6.3. вышеуказанного Положения Росфинмониторинг имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Поэтому при наличии вопросов целесообразно обратиться в Росфинмониторинг в письменной форме за разъяснениями.
Росфинмониторинг
Росфинмониторинг имеет право проводить проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он проверяет соблюдение порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях с деньгами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организацию внутреннего контроля.
При наличии оснований Росфинмониторинг имеет право обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к ответственности.
В заключение хочется отметить: с учетом всего вышеизложенного руководителям организаций рекомендуется уделять особое внимание организации внутреннего контроля, обучению работников, а также надлежащему оформлению необходимых документов!