- Персональные данные
- Как пройти безопасно 2021 год? Карта рисков для ритейла
- Светофор ЦБ. Компаниям из «красного» списка могут отказать в банковском обслуживании. Совсем!
- Эффективное увольнение. Алгоритмы и правила действий. Часть 3
- Эффективное увольнение: алгоритмы и правила действий. Часть 2
Автор: Ангелина ПРОКОФЬЕВА, юрист, компания ООО «Медиа-НН» prokofieva@media-nn.org
Переходный период на новые правила размещения рекламы закончился 1 ноября 2022 года.
Этот материал адресован тем, кто еще не успел разобраться в нововведениях закона о рекламе и находится в процессе. Надеемся, что с помощью нашей статьи вам будет проще это сделать.
Итак, внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
С 1 сентября 2022 года они обязывают участников рынка размещения интернет-рекламы передавать и регистрировать данные о ней в единую информационную систему, создаваемую Роскомнадзором.
Юристы компании ООО «Медиа-НН» помогли разобрать нюансы и ответить на основные вопросы.
Вопрос 1. Кого и чего касаются изменения?
Изменения касаются всего процесса интернет-рекламы в России и его участников. Поэтому обратить внимание на нововведения должны рекламодатели, рекламораспространители, рекламные площадки и агентства.
При несоблюдении законодательства в разных случаях участники будут нести ответственность.
Вопрос 2. Что такое Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)?
ЕРИР – система, в которую операторы рекламных данных (ОРД) передают сведения об участниках рекламного рынка, их креативе и иные данные о рекламе. Именно через эту систему сведения передаются в Роскомнадзор.
Личный кабинет в ЕРИР будет создан для каждого участника рекламного процесса, в котором можно просмотреть информацию о регистрации креатива и необходимых для этого документах.
Вопрос 3. Кто такие ОРД?
В Законе «О рекламе» появился новый участник рекламного рынка – оператор рекламных данных.
ОРД – владельцы программного обеспечения, предназначенного для установления факта распространения рекламы в интернете. Они ведут учет рекламы и предоставляют полученную информацию в Роскомнадзор. Статус ОРД присваивает Роскомнадзор, который осуществляет контроль за исполнением и соблюдением Закона «О рекламе».
На настоящее время известно о нескольких кандидатах в ОРД (кОРД), работающих в пилотном режиме:
· ВК
· «Медиаскаут» (МТС)
· «ОЗОН ОРД»
· ОРД-А (Амбердата)
· ОРД – «Лаборатория разработки» (СБЕР)
· «Первый ОРД» (Вымпелком)
· «Яндекс»
Через их платформы участники рекламы будут передавать информацию о креативе (рекламе) и регистрировать его в ЕРИР. Для этого участникам нужно выбрать подходящий под их запросы ОРД и заключить с ним договор.
Услуги по принятию данных ОРД от участников рынка временно бесплатные или же установлена символическая плата. Однако, когда пройдет переходный период нововведений, на услуги будет установлена цена, размер которой пока неизвестен.
ВАЖНО! На сайтах вышеуказанных компаний уже опубликованы оферты с условиями работы с ними и их программой по регистрации данных.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Подать ОРД информацию о рекламе необходимо в течение 30 дней с момента ее запуска. В случае если оператор заметит неточность, он может подать жалобу в Роскомнадзор.
Маркировка рекламы – новая обязанность участников помечать свои креативы определенной информацией. Первый маркер на креативе – обязательная пометка «реклама». Помимо этой пометки в креативе должен быть второй маркер – указание на рекламодателя (ОГРН, ИНН, юридический адрес). И уже сейчас мы можем увидеть примеры такой маркировки рекламы (см. рисунок).
Третий маркер – указание в рекламе на токен.
Вопрос 5. Где брать токены?
Токен – уникальный номер, позволяющий идентифицировать рекламу. Его автоматически присваивает ОРД при регистрации креатива и данных о его участниках. Далее уникальный номер сообщается участникам рекламной кампании и используется при ее запуске.
С помощью токена можно определить ОРД и заказчика интернет-рекламы. Его сможет скопировать любой желающий, чтобы, например, подать жалобу в ФАС.
ВАЖНО! Пока законодательно не выработаны все возможные способы размещения токена на рекламе. Считается, что уникальный номер должен содержаться в кликабельной ссылке рекламы. Поэтому получить токен необходимо до запуска рекламной кампании. С практикой будут выработаны и другие способы указания токена в зависимости от вида рекламы (видеоролик, баннер и др.)
Участники рекламной кампании самостоятельно определяют лицо, ответственное за получение токена и регистрацию рекламы в целом. Например, это может быть рекламораспространитель или рекламное агентство.
Вопрос 6. Какие конкретно данные и на каких этапах нужно предоставлять?
Через ОРД в ЕРИР направляется следующие блоки информации:
Сведения |
Описание |
Участники рекламной кампании |
Сведения о рекламодателях, рекламораспространителях, выбранном ОРД, рекламном агентстве |
Договоры |
Информация о рекламных договорах между участниками: стороны, предмет, срок, стоимость и т.д. |
Идентификатор (токен) |
Уникальный номер креатива, присвоенный ОРД |
Описание креатива |
Описание объекта рекламирования |
Средства |
Сведения о средствах распространения рекламы |
Форма |
Описание формы распространения рекламы – баннер, видеоролик и т.д. |
Срок |
Срок и дата размещения |
Аудитория |
Информация об аудитории рекламы – пол, возраст и т.д. |
ВАЖНО! Такая информация требуется для регистрации креатива в ЕРИР, поэтому предоставить ее необходимо до запуска рекламной кампании. Однако есть исключения. Например, реклама, опубликованная в прямом эфире, может быть зарегистрирована после ее распространения.
Вопрос 7. Что является рекламой, а что к ней не относится? По каким ключевым признакам ориентироваться?
Важно разграничивать информацию, которая является рекламой, и сведения, носящие исключительно информационный характер, о товарах или услугах. От этого будет зависеть необходимость ее регистрации.
В Федеральном законе «О рекламе» сформулировано определение рекламы, в котором есть ключевые признаки – это информация:
· распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
· адресованная неопределенному кругу лиц;
· направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, информация, содержащая справочные сведения или же не индивидуализирующая объект рекламирования, не является рекламой. Например, размещение на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров.
Вопрос 8. Что подлежит маркировке на сайте производителя?
Если на сайте производителя содержится информация только о его продукции/услугах, то такую информацию не нужно маркировать и регистрировать.
Однако на сайтах производителя могут размещаться различные баннеры. В некоторых случаях они могут быть признаны рекламой, подлежащей регистрации. Например, если баннер закреплен в определенном месте на сайте и остается на этом месте независимо от перехода на различные страницы сайта, он может быть признан рекламой.
Значит, чтобы определить, является ли баннер рекламным, нужно оценивать содержание конкретного баннера.
Вопрос 9. Какие публикации в соцсетях нужно маркировать?
Маркировать нужно любую информацию, подпадающую под категорию «реклама».
Вопрос 10. При размещении рекламы на сторонних ресурсах кто подает сведения о рекламе – рекламодатель или тот, кто размещает рекламу?
Ответственность за передачу информации о рекламе и ее регистрацию распределяют участники рекламной кампании самостоятельно. Этим лицом может стать любой участник в зависимости от внутренних договоренностей.
Обращаем внимание участников, что такую ответственность крайне важно грамотно отразить в положениях договоров и заранее предусмотреть затраты на всю процедуру регистрации рекламы.
Юридически правильное оформление договоров поможет участникам построить эффективное взаимодействие и защитит от возможных рисков и убытков.
Вопрос 11. Надо ли маркировать рекламу, которая вышла до 1 сентября 2022 года?
Любая опубликованная реклама до даты вступления в силу изменений должна быть промаркирована и зарегистрирована в ЕРИР, если реклама продолжает распространяться в сети интернет после 1 сентября.
Понимаем, что уже на опубликованную рекламу затруднительно нанести все маркеры. Особенно если это касается рекламных видеороликов. Но все же участники рекламной кампании будут вынуждены зарегистрировать ее через ОРД.
Вопрос 12. Если реклама размещается бесплатно или по бартеру, она подлежит маркировке?
Внутренние условия сотрудничества участников рекламной кампании не влияют на обязанность ее маркировки. Даже если реклама была бесплатной по бартеру, необходимо заключить договор между лицами, промаркировать и зарегистрировать рекламу.
Вопрос 13. Нужно ли маркировать рекламу в печатных изданиях, на листовках и другой бумажной продукции? Или маркировка распространяется только на интернет-рекламу?
Нововведения о маркировке рекламы и ее регистрации касаются только интернет-рекламы. Но отметим, что частичная маркировка рекламы в печатных изданиях существовала и до 1 сентября 2022 года: «Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы» (ст. 16 ФЗ «О рекламе»).
Вопрос 14. Какие штрафы, с какого числа и за что могут взиматься?
По комментариям представителей Роскомнадзора, за нарушение требований закона о маркировке рекламы штрафовать не будут до марта 2023 года. Однако официальных документов по этому вопросу нет, поэтому исполнять закон нужно уже с 1 сентября 2022 года.
КоАП РФ предусматривает административные штрафы за нарушения, связанные с задержкой сроков подачи данных, вводящей в заблуждение/неправдивой информацией, а также неактуальной.
Штрафные санкции зависят от статуса нарушителя: для физических лиц – 2–2,5 тыс. рублей, должностных – 4–20 тыс. рублей, юридических – 100–500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).
Роскомнадзор подготовил рекомендации для рекламодателей. В них содержатся разъяснения, что можно сделать уже сейчас, чтобы спокойно перейти на новые правила. Это поможет с новой организацией рабочих процессов по исполнению предписаний.
Остались вопросы?
компания ООО «Медиа-НН»
e-mail: prokofieva@media-nn.org
.