Еще в рубрике
- Ювелирный завод «АПАРТ». Притягательная сила незаурядности
- Как часы вернулись в нашу жизнь, стали модным аксессуаром и попали в ювелирные магазины
- Мировые бренды часов в вашем ювелирном магазине
- Ювелирный завод «АПАРТ». Притягательная сила незаурядности
- Украшения "ЛЕНА ТОММИ" - ваша личная история в деталях!
Самое популярное:
Украшения из янтаря еще несколько десятилетий назад носили модницы каждой советской республики. Кризис 1990-х годов нанес янтарной отрасли серьезный урон, когда в несколько раз сократились объемы добычи сырья и производства готовой продукции.
Однако в последние годы спрос на янтарь неуклонно растет. И даже пандемия не смогла замедлить положительную динамику.
О перспективах производства и продажи украшений из янтаря рассказал генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил ЗАЦЕПИН.
Михаил Иванович, в прошлый раз мы говорили с вами в июне 2019-го, и за эти два года многое изменилось. Каково сегодня самочувствие флагмана янтарной отрасли России?
Самочувствие нормальное. Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы в наши планы, но мы не просто выстояли, мы сделали большой шаг вперед. В 2020 году, несмотря на то что из-за режима самоизоляции удалось приступить к добыче сырья только 21 мая, на два месяца позже обычного срока, мы поставили рекорд в 525 тонн.
Как минимум в последние 30 лет не добывали так много янтаря, а в Приморском карьере, который разрабатывается с 1976 года, столько не добывали никогда. При этом плановый объем составлял изначально 400 тонн, но мы превысили . его больше чем на треть из-за высокого спроса на янтарь. Более того, когда многие предприятия были вынуждены сокращать персонал, Янтарный комбинат объявил о наборе кадров для новых цехов.
В Стратегии развития янтарной отрасли России на период до 2025 года поставлена задача - кратно увеличить внутреннюю переработку янтаря. В 2020-м на комбинате стартовали масштабные ремонтно-строительные работы, которые позволят ввести в строй более 5000 квадратных метров площадей для увеличения объемов производства янтарной продукции. Мы намерены уже с запуском новых цехов увеличить объем перерабатываемого янтаря-сырца с 20 до 50 тонн и поступательно наращивать долю переработки на комбинате. В новые ювелирные цеха нам необходимо примерно 150 специалистов, и мы приглашаем их не только из Калининградской области, но и из других регионов.
АО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ» образовано 21 июля 1947 года на базе Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Янтарный комбинат - единственное в России и крупнейшее в мире промышленное предприятие по добыче янтаря, расположенное в поселке Янтарном Калининградской области, где сосредоточено около 90% мировых янтарных запасов.
В 2013 году, согласно указу президента РФ Владимира Путина, комбинат был передан под управление государственной корпорации «Ростех». В среднем комбинат добывает около 400 тонн сырья в год. Часть добытого янтаря перерабатывается на собственном ювелирном производстве. Янтарная продукция реализуется под собственным брендом в фирменных магазинах комбината. Янтарь-сырец торгуется на электронной торговой площадке АО «Биржа «Санкт-Петербург» и аукционах для переработчиков.
100% АКЦИЙ КОМБИНАТА ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСТЕХ»
Госкорпорация «Ростех» - одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и другие. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем.
Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Есть ли понимание, как реализовать растущие объемы производимой продукции?
По нашему мнению, российский рынок янтарных изделий абсолютно свободен. Сейчас наши усилия сосредоточены на торговле ювелирными изделиями под брендом комбината. Недавно мы открыли магазин в Москве, на Старом Арбате. Провели переговоры с представителями Санкт-Петербурга, где также планируется создать магазин. Ведем переговоры с администрациями аэропортов Москвы, Красноярска, Новосибирска, Симферополя и Екатеринбурга. Более того, в Екатеринбурге открыт магазин по франчайзингу, а вскоре откроется по этой же схеме и в Геленджике.
Есть большие планы по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья. Пока вопрос упирается в то, что продавать в этих магазинах. Поэтому мы не только набираем людей на комбинат, но и прорабатываем вопрос создания производств в других регионах России, используя богатый профессиональный опыт местных ювелиров.
В предыдущие два года вы заявляли в прессе о покупке годового объема добычи до начала работ в янтарном карьере, а в этом году говорили о том, что склады почти опустели. Почему спрос на янтарь растет, несмотря на последствия пандемии?
Полагаю, такой результат дала вся наша предшествующая работа по популяризации янтаря как в России, так и за рубежом. О янтаре, о комбинате снимают художественные и документальные фильмы, познавательные и развлекательные передачи, новостные сюжеты. Это говорит о высоком интересе к янтарю, нашему национальному достоянию, со стороны российского общества, а также жителей других государств.
К нам приезжают журналисты из стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. В 2020 году на государственном телевидении Катара вышел двухсерийный документальный фильм на арабском языке о российском янтаре. Отмечу, что Ближневосточный регион с точки зрения возможного взаимодействия представляется нам достаточно перспективным.
Несколько лет назад мы полностью сменили команду маркетологов, в которую пришли молодые креативные люди с новым взглядом на янтарь. Они смогли обосновать и воплотить в жизнь тезис о том, что плохого янтаря не бывает. Так, были разработаны новые оригинальные коллекции украшений и бижутерии из мелкого янтаря, которые стали набирать популярность, потому что были не такими дорогими, как изделия из белого и крупного янтаря.
Ростом продаж новых украшений откликнулся в том числе обширный рынок Китая. Наши маркетологи и специалисты ювелирного производства смогли изменить отношение к самому простому янтарю, в том числе из «черного лака». К последнему даже на комбинате относились с предубеждением, продавали его в нагрузку к партиям «хорошего» янтаря. Благодаря новым коллекциям красивых украшений из разных видов сырья стал цениться не только белый королевский, пейзажный янтарь. Спросом стал пользоваться весь янтарь, который мы выставляем на биржу.
Как, по вашим прогнозам, будет развиваться янтарная отрасль в ближайшие годы?
Уверен, что спрос на янтарь в ближайшие годы не будет падать. Этот уникальный природный материал очень хорошо поддается обработке и позволяет изготавливать широкую линейку продукции. Украшения из янтаря всегда уместны и практически не имеют никаких ограничений - ни по статусу, ни по возрасту, ни по стоимости. Благодаря талантливым мастерам каждый может найти янтарное изделие, которое отвечает личному вкусу и стилю. При этом ювелирное производство - далеко не единственное направление, где используется янтарь.
Знаменитая янтарная комната служит лучшим образцом использования янтаря в строительстве и отделке. Давно известны и доказаны полезные свойства янтарной кислоты, которая применяется в медицине. Балтийский самоцвет используется в курортно-санаторном лечении детей и взрослых. В апреле этого года были обнародованы результаты исследования американских ученых, обнаруживших, что наш янтарь содержит вещества, которые способны уничтожить устойчивых к антибиотикам бактерий. То есть речь идет о возможности создания новых лекарств на основе янтаря для лечения целого ряда неизлечимых на сегодня болезней.
К слову, о перспективах применения янтаря в медицине мы намерены поговорить подробнее в рамках Пятого юбилейного Международного экономического форума янтарной отрасли, лейтмотивом которого была выбрана тема «Янтарь и здоровье человека». Amberforum из-за пандемии не состоялся в 2020 году, как было запланировано, в текущем также мероприятие провести не удалось. Надеюсь, что в 2022 году ограничения будут сняты, открыты границы и форум наконец состоится. Это мероприятие очень важно для всех мастеров янтарных дел - для продвижения янтарного бренда в России и за рубежом и для обсуждения вопросов развития отрасли.
Каковы ваши планы на 2021 год?
Для комбината 2021-й стал годом открытий. Главным открытием, безусловно, будут новые ювелирные цеха, которые мы намерены запустить в ближайшее время. Объем инвестиций в капитальный ремонт и реконструкцию зданий составил 200 миллионов рублей. Еще 60 миллионов затрачены на покупку оборудования для новых производственных площадей.
Кроме того, в этом году мы расширяем деятельность в рамках промышленного туризма. В середине мая в Москве открылась «Янтарная галерея» - это выставочный зал комбината с постоянной экспозицией. По сути, это филиал выставочного пространства «Янтарная палата», который уже четвертый год принимает десятки тысяч туристов. Пространство в поселке Янтарном, действующее непосредственно в одном из зданий комбината, в этом году также станет больше - там появится второй зал. Работы близки к завершению, так что скоро состоится торжественное открытие. Комбинат активно продолжает продвижение янтарного бренда и в России, и на зарубежных рынках. И наша туристическая деятельность помогает рассказать жителям и гостям нашей страны о янтаре - национальном достоянии России. •
АО «Калининградский янтарный комбинат»
Адрес: 238580, Калининградская область, пгт. Янтарный, ул. Балебина, д. 1
Контакты: +7 (4012) 31 08 55,
