Навигатор Ювелирной Торговли
  • Журнал
    • Журнал
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты
  • Архив
  • Проекты
    • Проекты
    • Топ-100
    • Справочники
    • Ювелирный каталог
    • Ювелирные магазины
    • Diamond Street
  • Выставки
    • Выставки
    • Российские
    • Зарубежные
  • О конкурсе
    • О конкурсе
    • Конкурс
    • Новости
    • Фото
    • Видео
  • Обучение
    • Обучение
    • Все об онлайн-торговле
    • Видеокурсы
    • Выступления экспертов
    • Архив сессий
EN
Корзина ( 0 )
Войти Регистрация
Купить

Подписка

Журналы по номерам

Справочники

Записи вебинаров

Выступления экспертов обучения

«Навигатор» рекомендует

Три  способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон Три способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон
 «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности
Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю
Поколение Х. На что обратить внимание в продажах? Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Дорожная карта защиты активов Дорожная карта защиты активов
Справочники

«Ювелирные камни»

Как купить

«Мерчандайзинг в ювелирном магазине, том 2»

Как купить
Все справочники
  1. Главная
  2. Архив
  3. 2006
  4. №5 2006
  5. 14287
«Архив номеров»

Еще в рубрике

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  • Тимбилдинг
  • Суммированный учет. Выбираем график работы, учетный период и систему оплаты
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 2
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 1
  • Психологические типы продавцов

Самое популярное:

Навигатор ювелирной торговли

№5 2006

Рубрика: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Отбор и аттестация персонала
Отбор и аттестация персонала

В рубрике «Психология управления» мы выделили три блока, которые условно назвали «Руководитель», «Персонал», «Компания». В предыду­щих статьях речь шла о влиянии особенностей руководителя (имиджа и стилей руководства) на эффективность управления. Сегодня мы пере­ходим к обсуждению процедур, используемых при работе с персона­лом. Первая тема будет касаться отбора и аттестации персонала ювелирного магазина.

ПРОФЕССИОГРАММА

Предположим, вы открываете ювелирный мага­зин, и перед вами стоит задача нанять на работу продавцов. По большому счету, решить эту задачу можно двумя способами. Первый способ: набрать «людей с улицы» по каким-то формальным критери­ям (полу, возрасту, внешности и т. д.) и обучить их не­обходимым навыкам. Второй способ: отобрать из общего потока соискателей людей, которые по сво­им профессиональным качествам соответствуют должности. Однако надо себе ясно представлять, чему учить в первом случае, и какие профессиональ­ные качества оценивать во втором. С этой целью до найма продавцов необходимо составить так называ­емую профессиограмму.

Профессиограмма - это описание профессио­нальной деятельности, в котором раскрываются тре­бования данной профессии к человеку. Она включа­ет в себя следующие пункты.

1. Содержание профессиональной деятельно­сти: сфера деятельности, основные этапы и опера­ции профессиональной деятельности.

2. Санитарно-гигиенические условия труда: ра­бочая поза, шум, освещение, температура воздуха, режим труда и отдыха.

3. Психофизиологические требования профес­сии: медицинские показания, познавательные и лич­ностные особенности.

4. Профессиональные знания и навыки. Давайте составим профессиограмму продавца ювелирного магазина.

1. Сфера деятельности продавца - обслуживание клиентов.

В общении продавца с покупателем можно выде­лить пять основных этапов: приветствие покупателя, выяснение желаний клиента, презентация ювелир­ных украшений, работа с возражениями клиента, за­вершение продажи. Основные операции профес­сиональной деятельности представляют собой тех­ники прохождения каждого этапа.

2. Условия труда заключаются в следующем: про­давец стоит в течение всего рабочего времени или у него есть возможность присесть; какой уровень шума в помещении; искусственное или естествен­ное освещение в магазине; поддерживается опти­мальная температура воздуха или нет; сколько дней продавец работает и отдыхает в течение недели; сколько часов продавец работает, и какие перерывы на отдых предусмотрены в течение дня.

3. Требования к здоровью продавца носят относи­тельный характер и определяются условиями труда. Пункт про медицинские показания касается в основ­ном тех видов деятельности, где необходима особая физическая выносливость (например, летчик, стю­ардесса, космонавт и т. д.). Чтобы максимально эф­фективно справляться со своей профессиональной деятельностью, человек должен обладать опреде­ленными познавательными и личностными особен­ностями. Например, один человек в силу своих осо­бенностей может стать хорошим программистом, а другой - актером. Для продавца ювелирных укра­шений важны такие познавательные особенности.

Описать профессию значит указать требования профессии к человеку как умение удерживать несколько объектов внимания, запоминать расположение большого числа мелких предметов, грамотность и четкость речи и т.д. Среди личностных особенностей можно отметить коммуникабельность, стрессоустойчивость, неконфликтность, стремление к улучшению результатов и т.д. Продавец ювелирного магазина должен знать детали основных ювелирных изделий, классификацию ювелирных камней, основные формы огранки, виды закрепок, сплавы драгоценных металлов и виды их обработки, порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов. Также продавец должен уметь устанавливать контакт с покупателем, выяснять потребности клиента, описывать ювелирные украшения, снимать возражения клиента по товару и цене и т. д.

ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Отбор персонала включает в себя несколько этапов. Давайте рассмотрим каждый из их этапов более подробно.

Привлечение соискателей. Привлечение соискателей происходите помощью объявлений, которые помещают в газете вакансий или на специальных сайтах в Интернете. В объявлении должны быть указаны название и товарное направление магазина, название должности, базовые требования к кандидатам, условия работы, заработная плата и координаты для связи (адрес, номер телефона, e-mail). Если руководитель готов взять на работу людей с разным уровнем профессиональной подготовки, точная заработная плата в объявлении не приводится. В этом случае обычно пишут: «Заработная плата назначается по результатам собеседования».

Для привлечения соискателей иногда используют объявления на двери магазина. В таких объявлениях указывают, кто требуется магазину (должность и частично требования к кандидатам) и к кому обратиться за дополнительной информацией.

Руководитель ювелирного магазина может поручить продавцам составить возможные тексты объявлений или обсудить с ними привлекательность уже составленных объявлений. Главный вопрос при обсуждении уже готовых объявлений: «Захотели бы вы позвонить по этому объявлению, если бы вам нужна была работа?». С одной стороны, продавцы помогут сформулировать объявление так, чтобы оно привлекло максимальное количество соискателей. С другой стороны, таким образом руководитель проявит внимание к мнению сотрудников и продемонстрирует демократический стиль управления.

Наряду с объявлениями, используются и более неформальные методы привлечения соискателей, например, поиск продавцов по своим знакомым. При этом, если руководитель заботится о высоком уровне квалификации персонала, то к соискателям «от знакомых» он должен предъявлять такие же требования, как и к «людям с улицы».

ОЦЕНКА СОИСКАТЕЛЕЙ

Требования к соискателям касаются физического здоровья, психологических особенностей, профессиональных знаний и умений. При оценке соискателей на должность продавца ювелирных украшений, прежде всего, обращают внимание на наличие необходимых профессиональных знаний, умений и на благоприятные для данной деятельности психологические особенности. Оценка соискателей происходите помощью анкетирования, собеседования и тестирования.

Сначала все соискатели заполняют анкету. Пункты анкеты могут быть самыми разными: ФИО. дата рождения, образование, опыт работы, се­мейное положение, физическое здоровье и т. д. Все зависит от того, что руководитель хочет уз­нать о соискателе. Анализ анкетных данных проис­ходит на основе формальных критериев (напри­мер, наличие высшего образования, возраст от 25 до 40 лет, опыт работы более 2 лет, отсутствие хронических заболеваний и т. д.), которые косвен­но свидетельствуют о соответствии человека ва­кантной должности. Если соискатель отвечает формальным требованиям, его приглашают на собеседование.

Собеседование

Тестирование

Знания

Перечислите основные виды ювелирных украшений. Какие замки наиболее часто применяют в цепях? Какие виды обработки драгоценных металлов вы знаете?

Какие формы огранки камней вы знаете?

Что такое проба?

От чего зависит цвет золота?

Проба - это число, которое соответствует:

а) количеству основного драгоценного металла в сплаве;

б) уровню качества ювелирного украшения;

в) условному номеру драгоценного металла.

Какой из перечисленных замков применяется в цепях:

а) швензовый;

б) шпрингельный;

в) пружинный.

Умения

Как покупателю можно предложить свою помощь? Вы продаете золотое кольцо с изумрудом. Назовите 5 причин, по которым покупателю стоит купить именно это кольцо.

Какое приветствие покупателя является наиболее правильным:

а) Здравствуйте! Что вас интересует?

б) Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Вам нужна консультация?

в) Добрый день! Меня зовут Ирина. Могу я вам чем-нибудь помочь?

Познавательные особенности

Опишите кабинет, в котором вы сейчас находитесь, не глядя по сторонам.

Опишите человека, который только что заходил в кабинет.

Задание из теста на обьем рабочей памяти: «Вам будет предъ­явлена таблица с 16 образами. Ваша задача заключа­ется в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов и нарисовать их или выразить словесно».

Личностные особенности

Как вы работаете в стрессовых условиях?

Что для вас является наиболее важным в работе?

Как бы вас мог описать ваш друг?

Каковы ваши цели в жизни, не связанные с работой,

на ближайшие 5 лет?

Вопрос из теста на уровень общительности: «Во время прогулки по городу, парку, за городом вы предпочитаете:

а) одиночество;

б) общество одного человека;

в) общество нескольких друзей или близких;

г) общество множества людей (коллективные пикники, культпоходы и пр.)».

Собеседование обычно сочетается с профес­сиональным и психологическим тестированием. И собеседование, и тестирование направлены на оценку того, насколько соискатель обладает необ­ходимыми знаниями, умениями, познавательными и личностными особенностями. Различие заключа­ется только в степени формализованное™ данных процедур. Собеседование - это ряд вопросов к со­искателю, которые требуют от него развернутого ответа. По содержанию ответов интервьюер судит о качествах соискателя.

В свою очередь, тестирование - это вопросы с готовыми вариантами ответов. При профессио­нальном тестировании оценивается правильность ответов (например, за каждый правильный ответ на­числяется 1 балл) и делается вывод об уровне квали­фикации соискателя. При психологическом тестиро­вании за разные варианты ответов начисляются разные баллы, и по сумме баллов делается вывод о степени выраженности тех или иных психологичес­ких особенностей. Стоит отметить, что психологиче­ское тестирование должен проводить человек с психологическим образованием, чтобы наиболее адекватно интерпретировать полученные результаты.

Давайте сравним, как оценивают знания, навыки, познавательные и личностные особенности соиска­теля на собеседовании и тестировании (таб. 1).

Выбор наиболее подходящих кандидатов. После того, как оценены все соискатели, необходимо вы­брать наиболее подходящих кандидатов. Это можно сделать, обозначив набор качеств соискателя, кото­рый будет соответствовать «проходному баллу». С одной стороны, строгость критерия зависит от того, сколько человек необходимо принять на рабо­ту. Одно дело, если руководитель набирает весь персонал магазина, и совершенно другое, если ему требуется нанять 1-2 человек. С другой стороны, критерий выбора сотрудников из общего потока со­искателей связан с тем, что именно руководитель ставит во главу угла, какие качества сотрудников считать наиболее важными в работе с клиентами. Возможно, он делает ставку на высокий уровень коммуникабельности и артистичности кандидатов и допускает отсутствие профессиональных знаний и умений, которым можно достаточно быстро обучить новых сотрудников.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аттестация представляет собой оценку уровня квалификации персонала и проводится обычно раз в год или в полгода. При аттестации персонала тестируют профессиональные знания и умения, пси­хологические особенности и устанавливают соот­ветствие работников требованиям занимаемой должности. Также оценивается результативность де­ятельности продавца, например, через количество продаж за истекший период.

Оценка уровня квалификации персонала пресле­дует три основные цели.

1. Административные: повышение или пониже­ние сотрудника в должности, прекращение с ним трудового договора.

2. Информационные: информирование сотруд­ника об уровне его квалификации по сравнению с другими, информирование руководителя о квали­фикации персонала и необходимости обучения.

3. Мотивационные: повышение в должности, повышение зарплаты, премия, объявление благо­дарности сотруднику.

В конечном итоге, аттестация направлена на по­вышение эффективности работы персонала в целом через развитие потенциала профессионально при­годных и увольнение неспособных сотрудников.

Поделиться:
  • Журнал
  • Реклама
  • Подписка
  • Контакты
  • Проекты
  • Топ-100
  • Справочники
  • Ювелирный каталог
  • Ювелирные магазины
  • Diamond Street
  • Выставки
  • Российские
  • Зарубежные
  • О конкурсе
  • Конкурс
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Обучение
  • Все об онлайн-торговле
  • Видеокурсы
  • Выступления экспертов
  • Архив сессий
  • Контакты
  • 119 049, Россия, Москва, Подольское шоссе д.8 корп.5
    пн.-пт. с 9:00 до 18:00
    -
  • Информация
  • Оплата
  • Гарантии и возврат
  • Доставка
  • Договор-оферта
  • Конфиденциальность и защита персональных данных
Мы в социальных сетях:


Подписывайтесь на наши новости

Хиты:204037499 Хиты сегодня (24.06.2025) -71348
Хосты:7166581 Хосты сегодня (24.06.2025) -7166581
Посетители сайта:89334343 Посетители сегодня (24.06.2025) -4012 Посетители сейчас (24.06.2025 11:01:12) -37
Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт © все права защищены 2001-2025