- D&sign srl: превращая пространство в эмоции
- VIP-зона: мал золотник, да дорог
- Магазин deluxe
- Маленький магазин – большие проблемы
- Концептуальный магазин
Готическое искусство – ярчайшее достижение Средневековой Европы. Термин «готика» возник в эпоху Ренессанса от названия германского племени готов и изначально имел негативный оттенок, обозначая все варварское и не имеющее отношения к античной классике. Однако интерес к этому искусству не угасал на протяжении всей истории европейского искусства.
Готика хронологически совпадает с эпохой, которую принято ассоциировать с инквизицией, охотой на ведьм, войнами, невежеством. Но это лишь один из множества предрассудков, ведь именно тогда были основаны практически все европейские университеты, появилась куртуазная лирика, а политикой могла успешно заниматься такая красотка, как Элеонора Аквитанская.
К использованию готического стиля во внутреннем оформлении магазина следует подходить с осторожностью. Целесообразно использовать только некоторые, ключевые элементы интерьеров рыцарского замка и католического собора.
ПОЛ
Средневековые мастера собирали пол из разноцветных пород камня, создавая геометрический узор. Это могли быть ромбы, наложенные друг на друга, квадраты, восьмиугольники. Подобное решение позволит придать торжественность интерьеру и ювелирного магазина или салона.
Довольно популярной была брусчатка, выложенная «елочкой», напоминающей паркет. Несколько аскетичная, она будет уместна при входе в помещение. Узор «шашечками» также был широко распространен. Особенно красив вариант, когда пол выкладывается светлыми плитками квадратной формы, углы которых дополнены маленькими вставками темных оттенков.
Конечно, использовались и деревянные полы, в основном из темной древесины. Такой пол прекрасно сочетается со светлой штукатуркой стен и деревянными балками на потолке.
СТЕНЫ
Каменная кладка, видная из-под штукатурки, подчеркивает монументальность стены, воссоздает ощущение надежности рыцарского замка. Стильности интерьеру придадут имитации средневекового оружия и доспехов – щиты, мечи, шлемы, кольчуги – на гладкой штукатурке. Такую поверхность можно использовать и для коллекций миниатюрной живописи, гравюр или керамики.
В эпоху готики стены также украшали росписью. Здесь предпочтительны сочные цвета, цветочные орнаменты, звезды, знаки Зодиака. Прекрасно будет смотреться реплика (копия) средневековой настенной живописи, однако подобная работа требует огромных временных затрат и мастерства исполнителей.
Цвету стен стоит уделить особое внимание. В Средневековье цвет имел символическое значение. Особо почитаемыми были красный, синий, белый, золото и пурпур. Достаточно взглянуть на любой средневековый витраж, чтобы в этом убедиться. Однако, если в витражных росписях практически нет полутонов, то для стенной росписи можно смело подбирать оттенки, соответствующие тонам предметов мебели, пола и других элементов интерьера.
ПОТОЛКИ
Основное отличие внутреннего убранства готического собора – сводчатый потолок, который формируется путем перекрещивания кирпичных или каменных дуг и полукружий. Такой потолок предполагает побелку, а ребра, образуемые пересечениями, можно выделить, обнажив в этих местах кирпичную кладку.
Интерьер замка допускает и плоский потолок. В частности, испанский его вариант – беленый потолок с открытыми балками темных пород дерева – часто используется архитекторами в современных помещениях.
Кованый фонарь, подвешенный к потолку на цепь, или люстра, напоминающая канделябр, будут дополнять картину. В целом, свет должен быть мягким, даже немного приглушенным.
ОКНА И ВИТРАЖИ
Окна могут иметь форму стрельчатой арки. Для рам следует подбирать темные породы дерева. Здесь уместны резные рамы и каменная резьба со стороны фасада.
Окна с витражами светятся подобно драгоценным камням – средневековые мастера любили звучные яркие краски. Существовало две техники витражной росписи. В первом случае роспись производилась черной и серой красками по бесцветному стеклу дымчатого или зеленоватого тона, во втором – по наборному цветному стеклу.
Витражи, почти бесцветные снаружи, являли свою магию в интерьере, когда солнечный свет, приникая сквозь разноцветные стекла, придавал звучность каждой краске. Готика предполагает яркие цвета витража, усиливаемые солнечным светом, и вместе с тем мягкие, почти пастельные оттенки гобеленов, темное дерево в сочетании со светлыми стенами.
Следует особо подчеркнуть, что декоративные элементы в готические времена ценились не меньше, чем основной сюжет, поэтому следует обратить особое внимание на детали. В витражном искусстве часто встречаются орнаменты из сердечек с белыми вставками, напоминающими кружево. Очень распространен мотив ветвей, образующих сердцевидные формы. Они переплетаются с растениями различных цветов. Еще одним вариантом витража является готическая роза. В витражах приходских церквей встречаются и сюжеты светского характера, к примеру, прославляющие добросовестный труд.
ДВЕРИ
Дверь следует сделать массивной. Дубовая дверь с массивной ручкой и резьбой идеально подойдет для интерьера в духе средневековья. Следует учесть, что дверь должна быть исключительно прямоугольной формы, в то время как вход в здание может иметь типично готическое завершение стрельчатой формы.
МЕБЕЛЬ
Мебель в современном ее понимании зародилась в эпоху Средневековья. В частности, шкаф – модификация средневекового ларца. Такой ларец обычно был богато орнаментирован, в основном с помощью гравировки. Гравированный рисунок формируется углубленными линиями, нанесенными резцом. Часто изображаются фигурки птиц и зверей среди растительных завитков, а также композиции с человеческими фигурами. Встречается мотив заплетеной розы с помещенными среди завитков изображениями животных. Подобный предмет средневековой мебели будет уместным в ювелирном салоне, особенно, если учитывать, что в ларцах хранили серебряную утварь, дорогое оружие и украшения. Ларец может быть сделан из таких пород дерева, как дуб или сосна: их фактура хорошо гармонирует с белыми стенами. Частью мебельного декора являлись и железные петли, которыми крепились крышка ларца, дверца, ручка.
Одним из излюбленных предметов мебели был так называемый дрессуар (dressoir) – небольшой шкаф, поднятый на стойки. Передние дверцы дрессуара обычно выполнялись из сплошных досок и крепились на ажурных петлях. Сами дверцы богато декорировались орнаментом, выполненным в технике глубокой резьбы. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда из драгоценных металлов. Ребра такого шкафа украшались резными пинаклями или фиалами.
Стулья в готическом стиле имеют высокую, вытянутую спинку. Наиболее изысканные их образцы – резные, декорированные башенками, напоминающими пинакли, используемые в архитектуре. Столы должны быть массивными, немного приземистыми. Ножки их больше похожи на прочные стойки и декорированы резьбой. Именно резной орнамент – завитки и острые листья, окружности и прямые линии – придавал мебели той поры характерное своеобразие, порождал особый тип декора.
ГОБЕЛЕНЫ
Что касается использования тканых ковров – гобеленов, шпалер, – то самым правильным решением будет заимствование сюжетов, а также цветовой гаммы средневековых образцов. Гобелен – одна из важнейших особенностей быта той поры, и поэтому его необходимо использовать для создания интерьера «под готику».
Тканые ковры служили практическим целям, являясь частью бытовой обстановки и средством сохранить тепло в помещении, однако главная задача их – украсить быт и обстановку. В Средние века гобелены подвешивали с помощью колец на железных штангах.
Коврами покрывались скамьи, из ковров устраивали «небо» и занавеси балдахина над парадной кроватью. Усеянные узорами, цветами, птицами, зверями и травами, гобелены занавешивали спинки кроватей и служили покрывалами для подушки и самой кровати. Пестро раскрашенные группы и фигуры ковров, с нравоучительными надписями, на фоне
облаков, воды и цветущих лугов придавали уют и живую красочную теплоту каменным стенам средневекового зала. Нередко на гобеленах изображались гербы, вышитые золотой нитью. Такие ковры отличались особой пышностью и строгостью.
Нигде так убедительно не выступает факт влияния заказчиков на содержание и темы искусства, как в гобеленах. Эта средневековая традиция потакания вкусу заказчика оправдывает свободу выбора темы для гобеленов сегодня. Однако следует отдать дань и таким типичным темам, как рыцари, турниры и сражения, античные предания и герои Крестовых походов, религиозные сюжеты и нравоучительные аллегории, портреты королевских особ и именитых красавиц, сцены придворной жизни и охоты, животные и растения, сады любви и игр, любовные состязания олицетворения пороков и добродетелей...
Конечно, перечисленные элементы готического интерьера – лишь капля в море. И все же бережный подход к ним, тщательность исполнения, гармоничное их сочетание с предметами обстановки и торговым оборудованием помогут придать интерьеру рыцарское благородство.
Гобелен (шпалера) – настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по живописным образцам.
Дрессуар – небольшой шкаф, поднятый на стойки.
Пинакль – островерхая башенка.
Фиал – (от греч. fialh – чаша, бокал с широким дном) – декоративное навершие в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета.