- D&sign srl: превращая пространство в эмоции
- VIP-зона: мал золотник, да дорог
- Магазин deluxe
- Маленький магазин – большие проблемы
- Концептуальный магазин
В Средние века Восток называли «грудью мира» – именно там несколько столетий билось сердце мировой цивилизации. Культура VIII-IX веков сохранила для Западной Европы важнейшие достижения античности – науку, стремление к радости и красоте – и послужила фундаментом для европейского Возрождения. В городах эпохи халифатов развивалась математика, астрономия, история, география. В Багдаде, а затем и в других городах были основаны «Дома мудрости» – хранилища рукописей, где переводили и переписывали книги. Излюбленные на арабском Востоке сказания, легенды и истории, позже собранные в сборник «Тысяча и одна ночь», стали для всего мира источником представлений о чудесах, богатстве и роскоши Востока.
Основные приемы в области архитектуры арабов – это, во-первых, наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора и, во-вторых, плоские покрытия и кровли. И во дворцах, и в жилых домах Ближнего и Среднего Востока времен халифата основным компонентом являлся двор с окружающими его портиками.
Дворцы располагались на территории, замкнутой крепостными стенами. Основное здание включало залы, галереи, комнаты, группировавшиеся вокруг главных дворов. Делалось все возможное, чтобы изолировать внутренние помещения от улицы. Помимо глухих наружных стен, устраивался излом входного прохода, так что с наружной стороны внутренние помещения и двор совершенно не просматривались. Вся жизнь в домах сосредоточивалась во дворе или вокруг него. В южных странах вода – огромная ценность. Отсюда непременное наличие источника воды во дворе – в виде фонтана или бассейна.
Дворы часто ограничивались по периметру галереями. Последние отделялись от основного пространства простенками – пилонами или же колонками – каменными (мраморными), а в обычных домах – деревянными. В монументальных сооружениях на колонки опирались богато орнаментированные арки, а сами колонки, выполняемые из мрамора, имели капители, обработанные различно, иногда сталактитами и орнаментацией.
В дворцовых и жилых зданиях преобладали плоские балочные перекрытия с плоскими крышами. Потолки бывали с открытыми балками или гладкие, покрывавшиеся орнаментальной сетчатой резьбой. Своды использовались в виде арок или в качестве перемычек дверных проемов. Мотив аркады в мусульманской архитектуре встречается в самых различных формах и вариантах.
Существенным элементом интерьера были окна, закрываемые резными решетками из тонкого алебастра или из дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Сами оконные проемы, одинарные или сдвоенные, в большинстве случаев перекрывались небольшими арками и располагались преимущественно в верхней части стен.
Основные декоративные средства связаны с обработкой, украшением стен. Стены плоские с применением вертикальных лопаток-лизен, горизонтальных слабо выраженных тяг, фризов и бордюров. Для обработки стен использовался мотив очень плоской арки. Нижние части стен покрывались тонкими орнаментами.
Зодчество мусульманских стран вообще отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность. Характерный орнамент того времени, именуемый обычно «арабесками», состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера
с дополнением каллиграфических надписей. Иногда одна узорчатая орнаментальная «сетка» как бы накладывалась на другую. Мелкий орнамент, резной или живописный, в виде лент-бордюров применялся и для покрытия панелей или филенок, стен, потолков, сводов, баз и капителей колонн, дверных полотен, оконных решеток. Использовался он и в изделиях прикладного искусства, в том числе в мебели, коврах, тканях.
Лизены – узкие плоские вертикальные выступы на поверхности стен, в отличие от пилястр не имеющие базы и капители; являются конструктивными утолщениями стены или чисто декоративными элементами.
Пиштак – портал с большой нишей, служащий входом в здание.
Сталактиты – сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш.
Стук (от итал. stucco – алебастр) – высший сорт штукатурки, обладающий большой прочностью и принимающий после полировки вид мрамора; состоит из извести и толченого мрамора.
В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета – охристо-желтый, зеленый.
Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои особые сочетания красок. Так, характерной особенностью сооружений Средней Азии того времени было активное введение цвета в виде сплошных покрытий куполов, пиштаков, минаретов керамической поливной облицовкой с преобладанием небесно-голубого цвета, инкрустированной мозаичными вкраплениями синего, зеленого, белого и черного цветов, что создает на общем фоне желтовато-серых кирпичных стен совершенно особый, своеобразный декоративно-колористический эффект.
В архитектуре применялись различные декоративные материалы: алебастр, стук, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, мозаика из стекла и мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой
кости. Самым распространенным видом отделки стала резьба по стуку и алебастру. На фасадах зданий использовалась фигурная облицовка из обожженного кирпича. Для фасадной обработки использовали цветной камень – белый, черный, розовый, выкладывавшийся геометрическими узорами.
Получила широкое распространение глазурованная резьба по терракоте и глазурованные изразцы. Керамика – политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки – широко использовалась для украшения поверхностей стен. Применялся и поливной кирпич.
В архитектуре арабов были очень распространены так называемые сталактиты – сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживали выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн. Выполнялись они из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Большого совершенства достигают изделия из резного дерева. В обработку вводились ценные породы, применялось наборное дерево. Инкрустировались не только кусочки дерева, но и слоновая кость.
Мебель была немногочисленна. Основное убранство составляли в жилых помещениях глубокие деревянные диваны-софы, оттоманки, устилавшиеся коврами, тканями и мягкими подушками, низкие столы и столики, иногда имевшие в плане форму многоугольника – шестигранника, восьмигранника. Деревянные ножки, спинки, локотники обрабатывались с применением различных геометрических, типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка. Среди других типов мебели были сундуки, этажерки, ширмы. Роль шкафов выполняли стенные ниши с дверцами. В мебели высокого качества применялась инкрустация, в частности, с введением слоновой кости, перламутра, с яркой окраской орнаментированных частей.
В декоративном убранстве помещений важную роль играли ковры с мелким, сложносплетенным орнаментом. Превосходного качества большие ковры вешались на стены. Использовались и драпировки, занавеси для завешивания дверных проемов и различных частей помещений.
Существенное значение в убранстве жилых домов имела посуда – различных форм кувшины, чаши и другие изделия, выполнявшиеся из металла с чеканкой или же из керамики, фаянса с росписью. Поэтому в интерьере магазина актуально будут смотреться декоративные медные тарелки, металлические вазы с патиной, большие керамические кувшины, чеканные и текстильные панно, усыпанные цветными камешками шкатулки и т. д. Выбор декоративных акцентов настолько велик, что главное – не переборщить с деталями. В какой-то степени восточный стиль балансирует на грани между роскошью и безвкусицей, и надо постараться придать ему аромат «Сказок тысячи и одной ночи».