Еще в рубрике
- Бюджетные решения оформления витрин
- Бриллиантовые коллекции. Азбука мерчандайзинга
- Когда витрины сами себя продают. Визуальный мерчандайзинг
- Оформление входа и наружного фасада ювелирного магазина. Часть II
- Оформление входа и наружного фасада ювелирного магазина. Часть I
Самое популярное:
В условиях высокой конкуренции важнейшее значение приобретают средства привлечения клиента, и среди них значимую роль играет освещение. К специалистам по освещению следует обращаться еще на этапе, когда архитектор выполняет эскизы торгового зала. Ведь светотехника – отдельная техническая дисциплина, которой большинство архитекторов не владеет. В задачу инженера-светотехника на этапе проектирования входит не только расчет освещенности и расположения светильников, но и согласование светового решения с решением по размещению оборудования. Последние корректировки обычно происходят уже после расстановки торгового оборудования.
Современные светильники могут излучать свет различных цветовых оттенков, и следует соблюдать согласованность между оттенком света и цветом торгового оборудования. Свет и торговое оборудование должны также соответствовать товару, которым торгует магазин. В любом случае свет должен быть качественным, обладающим хорошей цветопередачей. Кроме того, только при качественном освещении в полной мере могут быть реализованы идеи, заложенные в драгоценные изделия мастерами-ювелирами. Опыт показывает, что на освещение тратится 10-30% всех средств, выделенных на создание или модернизацию торгового зала.
Выбор светового оборудования происходит по трем критериям – эффективности, экономичности и дизайну. Основными техническими параметрами ламп являются эффективность, индекс цветопередачи, минимальное расстояние от источника до любого объекта, срок службы и уменьшение светового потока к концу срока службы. Эффективность источника света (световая отдача) определяется как отношение излучаемого светового потока к потребленной мощности. Индекс цветопередачи показывает, насколько естественно выглядит окружающее пространство в свете данной лампы. Газоразрядные лампы, имеющие линейчатый спектр излучения, обладают меньшим значением индекса, чем лампы накаливания.
ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ
Традиционные лампы накаливания, которые 90% электроэнергии превращают в тепло, постепенно вытесняются современными типами ламп. Обычные лампы проигрывают по эффективности, экономичности и прочности, однако имеют высокий уровень светопередачи и низкую стоимость. Всё чаще используют так называемые зеркальные лампы, на колбу которых нанесено светоотражающее покрытие, увеличивающее эффективность примерно на 15%. Обычно лампы накаливания применяют для общего освещения помещений.
ГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ
Более совершенный тип ламп накаливания – галогенные. Срок их службы в несколько раз больше, чем у обыкновенных ламп. Примерно в полтора раза выше и эффективность лампы из-за наличия в ее конструкции отражателя, большей температуры накала, а значит, и большего светового выхода. Галогенные лампы накаливания не нужно вкручивать при установке – на их цоколе имеется штырьковый разъем. Средняя стоимость зарубежных галогенных ламп составляет $1,5.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ
Самый широкий класс ламп, применяемых для освещения торговых площадей, составляют газоразрядные лампы. А наиболее распространенный их тип –линейные ртутные лампы низкого давления (люминесцентные), которые применяются во встраиваемых светильниках и модульных системах. Многие специалисты не рекомендуют использовать их для подсветки ювелирных изделий.
В последнее время растет популярность компактно-люминесцентных ламп (КЛЛ). Они годятся как для акцентированного, так и для общего освещения.
Светильники с люминесцентными лампами наиболее эффективны, если расположены не выше 2,5 м от уровня пола.
МЕТАЛЛОГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ
Продажи этого вида ламп заметно растут. Причина в их долговечности, высоком индексе цветопередачи и эффективности. Светильники с металлогалогенными лампами без труда устанавливаются; их легко переместить при перестановке оборудования, особенно, если используются шинопроводы. Исправная металлогалогенная лампа не может погаснуть внезапно – ее конструкция обеспечивает плавное снижение яркости. Световой выход этих ламп достаточно высок, чтобы с их помощью освещать помещения с высокими потолками.
ИНДУКЦИОННЫЕ ЛАМПЫ
Этот новый и перспективный вид источников света недавно появился на рынке. Возбуждение паров ртути в нем происходит под действием высокочастотного электромагнитного поля. Колба лампы – двухстенная, как в термосе, и люминофор находится в промежутке между стенками. Индукционные лампы отличаются наибольшей долговечностью – есть образцы со сроком службы в 60 тысяч часов! Однако из-за сложности изготовления пока они стоят дорого – от $25.
СВЕТИЛЬНИКИ
По конструкции светильники бывают встроенными и подвесными. Популярность встроенных люминесцентных светильников (их еще называют «растровыми») обусловлена высоким спросом на подвесные гипсокартонные и реечные потолки. Однако мода на такие светильники постепенно уходит, хотя по эффективности освещения, долговечности, простоте изготовления и установки многие считают их оптимальным вариантом.
Конкуренцию «растровым» светильникам составляют встроенные с компактно-люминесцентными или с металлогалогенными лампами, которые создают не меньший световой поток, но, имея две оси вращения, могут поворачиваться. Это позволяет точнее распределять световой поток и создавать акцентированное освещение.
В торговых залах с высокими потолками используют подвесные светильники. Существуют модульные светильники общего освещения, в которых источниками света служат люминесцентные лампы. Для акцентированного освещения подходят светильники с металлогалогенными и компактно-люминесцентными лампами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Ювелирный магазин предъявляет повышенные требования к системе освещения, поэтому решение этой нетривиальной задачи требует профессионального подхода. Его преимущества – грамотно реализованная концепция, соответствие дизайну интерьера магазина и высокие качественные показатели освещенности. Профессионально выполненная система также избавит от переделок и доработок, неминуемых в случае «самодеятельности».
Профессионально работающие компании представляют своим клиентам не просто умозрительные выкладки по количеству и типам светильников, а полные светотехнические расчеты освещенности. Расчеты выполняются на основе принятых стандартов с одновременным учетом эстетических аспектов и физиологии зрения людей, которые будут находиться в этом помещении в качестве покупателей и продавцов.
После выбора светотехнической компании для формирования светотехнического проекта необходимо будет предпринять определенные шаги. В общем случае они таковы.
1 шаг. Вы предоставляете план своего ювелирного магазина с размерами (длина, ширина, высота потолка, размеры окон). Дополнительная информация обычно уточняется по телефону или по электронной почте. Для точного моделирования системы освещения компании-подрядчику необходимо знать концепцию вашего магазина, его целевую аудиторию, ассортимент ювелирных и сопутствующих товаров. Обязательно укажите вид и цвет материала, которым покрыты (или будут покрыты) поверхности пола, стен, потолка. Идеальным условием для начала работы является наличие фотографий объекта или дизайн-проект будущего интерьера.
2 шаг. На основе полученных данных может быть создана компьютерная модель помещения магазина. По предоставленным эскизам на модели будет расставлено торговое оборудование. Для максимального приближения полученной модели к реальному виду будущего объекта выбирается (если оборудование еще не заказано) или указывается (если уже известно, каким будет оборудование) цвет и фактура поверхностей. На этом этапе вы получаете возможность произвести все необходимые корректировки в расстановке оборудования.
3 шаг. В процессе консультаций компания выясняет все ваши представления и ожидания и представляет для рассмотрения различные варианты достижения поставленной задачи. Способов достижения желаемого эффекта может быть множество, так как одного и того же результата можно достичь, используя различные системы освещения. Профессионалы остановятся на одной-двух из них, обосновав перед вами свой выбор.
4 шаг. После согласования и утверждения типов светильников производится расчет освещенности. Результат расчетов – это диаграммы, позволяющие узнать уровень освещенности в любой точке торгового зала, чтобы убедиться в правильности выбора количества светильников и их расстановки.
5 шаг. Для наглядности и упрощения восприятия на основе математической модели торгового зала создается компьютерное изображение. Такая модель позволяет взглянуть на будущее помещение как бы изнутри.
6 шаг. После окончательного согласования моделей, дизайна и количества светильников светотехническая компания подготавливает смету и выставляет счет на комплект оборудования.
7 шаг. После доставки груза в ваш регион вам останется оплатить доставку и получить оборудование.
ВЫВЕСКА
Освещение вывески должно решаться в комплексе с ее дизайном, а также определяться окружением магазина. Она может иметь светящиеся буквы либо контурную подсветку – в этих случаях дополнительное освещение не требуется. Если вывеска выполняется из несветящихся материалов, светильники могут вместе с функциональной нагрузкой иметь и декоративное значение. Но какими бы светильники ни были, они должны полностью и равномерно освещать вывеску, чтобы надпись или логотип были хорошо различимы и легко читались в темное время суток.
УЛИЧНЫЕ ВИТРИНЫ
Чтобы привлекать внимание людей, уличная витрина должна быть яркой. Главное – заставить потенциального покупателя остановиться, пробудить его любопытство, удивить. Для достижения этой цели оптимально использование металлогалогенных светильников, например, встраиваемых, с возможностью регулирования поворота лампы.
С другой стороны, свет витрин не должен раздражать прохожих излишней яркостью. Для устранения слепящего эффекта целесообразно применять источники света со шторками.
Еще одно из решений, позволяющих интересно решить проблему оформления уличных витрин, – использование направленных источников света с цветными линзами и проецирующими изображение масками. При использовании системы с различными группами включения, освещение витрин можно изменять днем и ночью. Это позволяет значительно снизить затраты на электроэнергию и продлить срок службы основных источников света.
Нельзя сбрасывать со счетов также динамические световые короба, которые очень эффектно смотрятся как в уличных витринах, так и рядом с входом в магазин.
И помните, что витрина служит для демонстрации не источника света, а товара, поэтому чем компактнее будут светильники, тем лучше.
ФАСАД
Для подсветки фасада часто используют две группы светильников: источники направленного и распределенного света. К первым относятся лампы с углом рассеивания от 12° до 60°. Направленный луч света дают светильники с линзами; при этом луч может идти в противоположных направлениях от источника света и иметь различные углы рассеивания. В конструкции приборов распределенного света могут использоваться линейные лампы и отражатели различных форм. Дополнительные преимущества дает использование светильников, конструкция которых предусматривает возможность менять ориентацию плафона в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При этом плафон, устойчивый и осадкам, достаточно жестко фиксируется в определенном положении.
Фасад можно подсветить цветными металлогалогенными прожекторами, чтобы выделить магазин из общей перспективы улицы, сделать акцент на витринах, используя нестандартные решения.
Все светильники для наружной подсветки должны обладать высокой степенью влаго- и пылезащищенности. Оптимальным материалом корпусов наружных светильников является легкий и не подверженный влиянию осадков алюминий. Более надежны литые корпуса. Немаловажной характеристикой является ресурс работы, поскольку замена ламп – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Оптимальный ресурс ламп для наружного освещения должен быть в диапазоне от 3 до 10 тысяч часов непрерывной работы.
Освещение не может существовать само по себе – оно должно привлекать посетителей, обеспечивать комфортную обстановку, подчеркивать отдельные элементы интерьера, акцентировать зоны выкладки и выгодно представлять товар покупателям. Следовательно, удачно подобранное освещение – один из основных факторов успешной работы магазина, способный заметно увеличивать продажи.