- Бюджетные решения оформления витрин
- Бриллиантовые коллекции. Азбука мерчандайзинга
- Когда витрины сами себя продают. Визуальный мерчандайзинг
- Оформление входа и наружного фасада ювелирного магазина. Часть II
- Оформление входа и наружного фасада ювелирного магазина. Часть I
Корпоративные цвета - это цвета, в которых выполнен логотип предприятия, которые присутствуют в оформлении офиса и точек продаж, в униформе сотрудников, на рекламных макетах. Рекламные кампании могут строиться целиком на подчеркивании корпоративных цветов.Корпоративные цвета - это те сочетания цветов или один колер, по которому клиент идентифицирует ту или иную компанию. Выбор их - важная задача, которой стоит уделить большое внимание. Зачастую подбор гаммы осуществляется на интуитивном уровне, тогда как существует целая наука, объясняющая воздействие цвета на человека.
Все окружающее человек воспринимает с помощью четырех чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и эмоций. В ходе исследований было установлено, что человек воспринимает предметы как единое целое с цветом и, в первую очередь, запоминает именно цвет объектов. В последующем он, например, принимая решение о покупке, опирается на цветовую память.
Цветовая память - сильный механизм, на который можно воздействовать. Все цвета вызывают у людей различные ассоциации. Часть из них идет из детства, часть представляет собой более поздние воспоминания, некоторые же основаны на сиюминутном состоянии человека. Простейшие детские ассоциации таковы: белый цвет - снег, облака, зеленый -трава и т. п. Но даже такой ассоциативный ряд можно продолжить: белый - снег -холод - чистота.
В течение жизни у человека на детские «установки» цвета могут накладываться индивидуальные цветовые ассоциации. Однако, какими бы положительными они ни казались, опираться на них при выборе фирменных цветов не следует. Такие ассоциации способны стать причиной, по которой часть потенциальных потребителей может не принять корпоративные цвета отдельной компании.
Кроме того, что восприятие цвета формирует механизм цветовой памяти, нужно сказать и о другой, важнейшей особенности - влияние любого цвета зависит от психофизиологических характеристик конкретного человека. На этом основывается цветотерапия.
Цвета оказывают на организм человека два типа воздействия. Во-первых, физическое - оно очень мимолетно, а во-вторых, психическое, которое проявляет себя при длительном рассмотрении объекта. При этом лишь 20% цвета и света воспринимает зрение, остальные 80% приходятся на долю центральной нервной системы.
Физическое воздействие цвета на организм человека подтверждают многие исследования. Наиболее сильным является влияние красного и синего цветов, остальные цвета можно разделить на две группы - подобные красному и подобные синему. Цвета из «красной» группы обладают возбуждающим воздействием, из «синей» - тормозящим и расслабляющим. К «красной» группе относят красный, желтый и оранжевый цвета. К «синей« - голубой, синий, зеленый, фиолетовый, серый и черный цвета.
Возбуждающие цвета раздражают эмоциональную сферу, при чрезмерном их воздействии устают глаза. Эти цвета зрительно увеличивают и приближают предметы, дают ощущение их теплоты. У цветов «синей» группы прямо противоположное воздействие. Они успокаивают, а при большой концентрации угнетают психику, кроме того, как бы отдаляя, уменьшают предметы, заставляют воспринимать их более холодными.
Цвета можно распределить и по эффективности привлечения внимания. Тогда получится таблица, в которой эффективность измеряется в процентном соотношении.
ВЫБОР КОРПОРАТИВНОГО ЦВЕТА
Подбирая корпоративные цвета, следует помнить об их воздействии на психику человека. Это позволит вызвать у людей именно те чувства и ощущения, на которые было запланировано воздействие, а значит, и маркетинговый эффект будет более значительным.
Рассмотрим характеристики основных цветов.
Белый цвет. Это холодный, чистый цвет. Часто о нем вообще говорят, как об отсутствии цвета. Белый - это ощущение свежести и нетронутости, совершенства и завершенности. Этот цвет олицетворяет самоотдачу, единство и свободу, открытость и равенство, легкость и коммуникабельность, правдивость и порядочность.
Черный цвет. Этот цвет противопоставлен белому. Он загадочен и таинственен, привлекает и бросает вызов, притягивает и не выпускает. Черный цвет означает силу и предвидение, созидание и содержательность. Этот цвет изысканный и торжественный, он олицетворяет достоинство и изящество, стильность и эффектность.
Серый и серебряный цвета. Серый цвет объединяет в себе характеристики черного и белого, он стоит как бы на границе между ними. Серый означает реалистичный взгляд на мир и стабильность, здравомыслие, гармоничность, скромность, интеллигентность и информированность. Зачастую серый подменяет в логотипах серебряный цвет. Но в любом случае серый цвет требует рядом яркой поддержки. Например, хорошо смотрится сочетание серого и красного, как на логотипе «Московского ювелирного завода».
Серебряный означает свободу и желание, стремительность, освещенность и проникновение, высокую эмоциональность и современность, плавность и способность к отражению, это цвет хай-тек, цвет стиля и движения вперед.
Золотой и желтый цвета. Золотой -это цвет роскоши и богатства, незаурядности, это концентрированное желание выделиться. Этот цвет как бы подчеркивает свою избранность. Положительные моменты использования золотого цвета ясны, но в избытке золотой имеет тенденцию выглядеть преувеличенно претенциозно и дешево. Золотой цвет «выходит» из желтого, но они обладают разными характеристиками.
Цвет |
Эффективность |
Сине-фиолетовый |
100 |
Темно-синий |
90 |
Бирюзовый |
85 |
Ярко-лимонный |
60 |
Черный |
47 |
Темно-фиолетовый |
42 |
Желтый |
22 |
Голубой |
17,5 |
Синий |
14,5 |
Коричневый |
9,5 |
Рубиновый |
7,5 |
Нужно помнить, что, выбирая в качестве корпоративного цвета золотой, в конечном счете, придется иметь дело именно с желтым. Ведь возможности полиграфии зачастую ограничены. Если подобное решение все же принято, следует сразу решить, какой именно оттенок желтого будет использован. Лучше остановить свой выбор на более сдержанных вариантах - они больше похожи на золото. Для примера можно привести логотип и вывески «Адамаса». Желтый цвет в данном случае выглядит очень благородно.
Серебряный и золотой цвета способны к отражению, кроме того, как ни банально, эти цвета символизируют драгоценные металлы. Поэтому они являются цветовыми синонимами богатства, финансовой свободы и ассоциируются со сказкой, мечтой, роскошью. Безусловно, все эти характеристики как нельзя лучше подходят для ювелирной отрасли.
Оранжевый цвет близок к желтому, но и отличается от него. Вся энергетика, сила и свобода, которые присутствуют в желтом цвете, нарастают в оранжевом колере. Это цвет заходящего солнца, спелых фруктов, блаженства, тепла, хорошего настроения, самоутверждения.
В оранжевом цвете выполнен логотип «Ювелюкс», но такой выбор цвета требует определенной поддержки. Например, в рекламных макетах «Ювелюкса» можно встретить светло-зеленый фон (отлично сочетающийся с цветом логотипа), цветочные мотивы (например, подсолнух). Сам же по себе логотип без должного окружения может потеряться.
Синий цвет. Это один из самых популярных цветов среди населения России. Он означает идеализм и организованность, силу духа и непреклонность. Этот цвет гармоничен и несет в себе внутреннюю силу, олицетворяет классичность, педантичность. Многие фирмы выбирают синий в качестве своего корпоративного цвета.
Голубой цвет. Фактически, голубой цвет несет в себе те же характеристики, что и синий, но в ослабленном варианте. Он вызывает ощущение благополучия, ассоциируется с постоянством, верностью, надежностью и честью. Голубой цвет - это прохлада, холод, чистота, небо и вода.
Зеленый цвет означает прогресс и стабильность, обязательность и уравновешенность. Он ассоциируется с природой и чистотой, экологичностью, свежестью и спокойствием, он облегчает боль и снимает усталость.
Красный цвет - это цвет энергии, бодрости и динамичности, настойчивости и предприимчивости, сексуальности и возбуждения, лидерства и упрямства.
Розовый цвет - это смягченный вариант красного. Розовый символизирует дружелюбие и доброту, женственность, романтичность и любовь.
Фиолетовый цвет - цвет своевольный и креативный, неординарный и независимый, это цвет-сюрприз и цвет-загадка, он эротичен и чувственен, экзотичен и интеллектуален.
Коричневый цвет - цвет надежности, натуральности, комфорта, здравого смысла, приземленности. Это цвет традиционности, «золотой середины», стремления не выделяться из общей массы.
КАК СОЧЕТАТЬ ЦВЕТА
Ни один цвет не существует в изоляции от других цветов. Уже создавая логотип, мы сталкиваемся с тем, что надо каким-то образом сочетать между собой цвета (например, шрифта и фона, шрифта и обводки, цвет шрифта и художественного элемента). Сочетания можно построить в виде вертикального столбца, верхняя строка которого - самые запоминающиеся сочетания, далее интенсивность восприятия снижается:
• синий на белом
• черный на желтом
• зеленый на белом
• черный на белом
• желтый на черном
• белый на черном
• зеленый на красном
• красный на желтом
• белый на синем
• красный на белом
• синий на желтом
• оранжевый на черном
• желтый на синем
• оранжевый на белом
• белый на зеленом
• красный на зеленом
• коричневый на белом
• белый на коричневом
• коричневый на желтом
• желтый на коричневом
• белый на красном
• желтый на красном.
Это общие правила, но поговорим о некоторых наиболее традиционных для ювелирного бизнеса сочетаниях.
Синий на белом. Это сочетание говорит о чистоте и холодности. Белый дает ощущение легкости, свободы, безграничности, синий намекает на некую традиционность, классичность, высокое качество. Обычно на белом фоне располагают синий логотип. Такое сочетание выбирают очень многие компании, например, «Русская ювелирная компания».
Черный на белом. Абсолютно традиционное сочетание. Черный текст на белой бумаге. Максимум контраста, намек на классичность из серии «зло-добро», «ночь-день». В рекламном макете такое сочетание может нести в себе некий намек на элитность, на элегантную простоту.
Желтый на черном. Даже черный на желтом - это тревожное сочетание, а желтый на черном производит впечатление крайне неспокойное, раздражающее и угнетающее. Несколько другое воздействие оказывает золотой на черном. Это сочетание претенциозное, оно обращает на себя внимание. Хорошо такое сочетание для вывесок ювелирных магазинов.
Белый на черном. От такого сочетания очень устают глаза, долго смотреть на такой текст физически невозможно. Но расположенный на черном фоне логотип привлекает внимание, словно бы намекает на элегантную простоту, дороговизну, избранность.
Белый на синем. Глубоко традиционное сочетание. Символизирует классику и педантичность, верность качеству. Его выбирают не реже, чем обратное сочетание - «синий на белом». Подобные логотипы имеют «Сидан», «Солдатов» и другие компании. Данное сочетание намекает на прозрачность камней, на серебро (белым цветом зачастую подменяется серебряный).
Золото и красный. Это сочетание, говорящее о крайней роскоши, богатстве, великолепии, бьющем по глазам. Сочетание золотого и красного - это манифест богатой и кичащейся своим богатством жизни с намеком на восточный колорит. Подобное сочетание очень выгодно смотрится в световом оформлении вывесок.
Золотой и темно-зеленый. Данное сочетание как нельзя лучше подходит для ювелирной торговли. Ведь это сочетание - знак богатства, его выбирают крайне обеспеченные люди. Не зря в этих цветах выполнены многие логотипы, например, «Адамас», «ЮвеРос».
Итак, выбирая корпоративные цвета, стоит учитывать не только чисто эстетический эффект, но и то, как они привлекают внимание и влияют на лояльность потребителя. В этом-то вам и помогут знания о психологическом воздействии цвета.