- Тимбилдинг
- Суммированный учет. Выбираем график работы, учетный период и систему оплаты
- Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 2
- Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 1
- Психологические типы продавцов
Честное соревнование полов развивает лучшие качества мужчины.
Шарлотта Перкинс Гилман
В этом номере мы продолжим разговор об особенностях управления женским коллективом. Если в прошлый раз речь шла об эмоциональной стороне женской психики, то сегодня мы поговорим о деловых качествах женщин-сотрудников и посмотрим, насколько справедливы наиболее типичные представления об особенностях, присущих слабому полу.
СТРЕСС И ЖЕНСКИЕ СЛАБОСТИ
Что делает типичная женщина, если попадает в сложную для неё ситуацию? Обсуждает проблему с подружкой, жалуется на жизнь коллеге или начальнику, а то и плачет. В любом случае, выплескивая недовольство по незначительным поводам, женщины находят выход собственным эмоциям, а значит, легче переносят стрессы. Типичный же мужчина, наоборот, чаще переживает сложности «сам в себе», либо находит разрушительные для здоровья способы отвлечься – алкоголь, экстремальные нагрузки на работе («трудоголизм») и т. д. За что, как правило, и расплачивается психосоматическими заболеваниями и сокращением продолжительности жизни.
Как лучше поступить руководителю, если его подчинённая оказалась в стрессовой ситуации? Идеальный вариант – стать на 10–15 минут психотерапевтом: внимательно выслушать сотрудницу, задать несколько наводящих вопросов и постараться подвести человека к некоторому промежуточному решению проблемы – например, «обсудим это подробнее после работы» или «во время обеда я позвоню и скажу…». Промежуточное решение позволяет оставить проблему за рамками повседневных обязанностей, перестать думать о ней постоянно. Лучше всего этот прием иллюстрирует знаменитая фраза Скарлетт О`Хара из «Унесённых ветром»: «Я подумаю об этом завтра».
Для профилактики стрессов постарайтесь в ходе работы чаще хвалить подчинённых, и реже ругать их. Даже если сотрудница допустила серьёзную ошибку, жёсткий «разбор полётов» чаще всего на некоторое время лишит её способности адекватно действовать. А вот корректное указание на проблему и апелляция к прошлому успешному опыту, как правило, дают женщинам больший ресурс для исправления ситуации и предложения новых решений.
ХИТРОСТЬ ИЛИ МУДРОСТЬ?
В последнее время много говорят о таком понятии, как социальный интеллект. В него, как правило, включают умение правильно понимать свои и чужие эмоции, улавливать тонкие сигналы, идущие от других людей, понимать сообщения со скрытым смыслом и адекватно действовать в эмоционально значимых ситуациях. Многочисленные исследования показали, что у среднестатистической женщины уровень социального интеллекта выше, чем у среднестатистического мужчины. Корни этого различия – в особенностях воспитания мальчиков и девочек. Если для мальчика считается допустимым прямолинейное решение проблемы (в том числе с использованием силы) и без учёта личностного фактора, то девочку с детства учат достигать своих целей «женской хитростью» и дипломатией – через выстраивание отношений с другими людьми.
На практике это означает, что при желании женщина лучше сможет понять причины поведения «трудного» клиента или «трудного» начальника («он, наверное, просто не выспался сегодня, а может, дома неприятности»). Мужчина в подобной ситуации более категоричен. «Это ваши проблемы, – говорит он, – и не надо перекладывать их на меня».
ДВА ПИШЕМ – ТРИ В УМЕ
Обратной стороной хорошо развитого социального интеллекта является то, что для достижения эгоистических целей некоторые женщины могут манипулировать окружающими гораздо тоньше и незаметнее мужчин. В истории, как правило, именно женщины были мастерами придворных интриг. Не случайно Людовик XIV однажды воскликнул в сердцах: «Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин!».
Что же делать руководителю, если в его коллективе появилась дама-манипулятор?
Главное правило – дать ей понять, что её хитрости и уловки видны окружающим, и вы собираетесь противодействовать им открытыми методами. Не нужно обольщаться – вступая в подковёрную борьбу с опытным манипулятором, вы, скорее всего, проиграете. Озвучивайте скрытые конфликты – в прямом разговоре с участниками расставляйте точки над «i». Если ваш коллектив достаточно «здоровый» – можно сделать это в ходе общего обсуждения, если уже наметились признаки «раскола» – можно отдельно собрать представителей разных «группировок». Но в любом случае это должен быть прямой разговор о проблеме, ведущийся в конструктивном, а не в обвинительном тоне.
ЛЕС ИЛИ ДЕРЕВЬЯ?
Принято считать, что такие качества, как пунктуальность, тщательность, любовь к деталям, в большей степени свойственны именно женщинам. Однако на практике оказалось, что пол здесь гораздо менее важен. Речь идет скорее о типе человека вообще – склонен ли он видеть картинку «с высоты птичьего полета» или даже «из космоса», либо ему нужно вглядываться во все подробности. Почему же тогда народная молва приписывает эти особенности женщинам? Дело в том, что женщины, как правило, более наблюдательны по отношению к рабочему процессу, деталям чужого гардероба, и даже к выражению лица потенциального покупателя. А ещё потому, что прекрасная половина человечества обладает такими качествами, как старательность, способность дольше заниматься монотонной работой.
Проявляется это обычно уже в детстве. Среднестатистического мальчика гораздо сложнее усадить за однообразную или неинтересную работу, чем среднестатистическую девочку. Есть предположение, что эти различия основываются на биологическом строении головного мозга мужчин и женщин. Однако это не означает, что всю скучную, неинтересную и монотонную работу нужно взваливать на «прекрасных дам». Не забывайте об их повышенной эмоциональной чувствительности: в тот момент, когда наступит усталость, они иногда могут выдать непредсказуемую эмоциональную реакцию – например, устроить хорошую ссору, выплеснуть недовольство на клиента, попавшего под руку, или написать заявление «по собственному желанию». Постарайтесь соблюдать традиционные рекомендации по гигиене труда – минимум пятиминутный перерыв в работе каждые полтора часа, объединение однотипной работы (бумажной, с товаром и т. п.) в блоки, чередование этих блоков по содержанию, выполнение монотонной работы в период естественного спада активности организма (например, в послеобеденное время).
Однако, используя способность женщин к кропотливой работе, всё-таки не давайте им заскучать – в случае недогрузки информацией и занятости исключительно рутинной работой прекрасный пол начнет искать себе «увлекательное» занятие в виде обсуждения товарок, клиентов или интриг против директора.
РЕВОЛЮЦИЯМ – НЕТ!
Слабый пол биологически больше нацелен на сохранение существующего порядка и его планомерное усовершенствование, чем на коренные, революционные изменения, авантюры и грандиозные перемены с разрушениями. Не случайно в списке «людей, которые изменили ход истории» мужских имен в несколько раз больше. Конечно, иногда можно услышать историю про новую начальницу, которая сразу после своего прихода на работу решила радикальным образом изменить ситуацию. Однако при ближайшем рассмотрении обычно оказывается, что главным мотивом такого поведения (как правило, скрытым от окружающих) является не столько желание изменить систему, сколько стремление зарекомендовать себя перед вышестоящими инстанциями, создать соответствующий имидж.
Какие выводы может сделать из этой особенности грамотный руководитель? Если изменения неизбежны, и вы хотите подготовить к ним свой женский коллектив, лучше представить людям примерный план действий, где каждый следующий шаг представляется логичным продолжением предыдущего, его развитием, а значит, не пугает неизвестностью. Предложите сотрудницам поучаствовать в «привязке» плана к реальности, в наполнении его конкретными событиями – это добавит чувства уверенности и им, и вам.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…
Женщины действительно в целом более терпимы – но до определённого предела. Они реже склонны к открытым бунтам. Как известно, в нашем обществе женская агрессия не поощряется. Существует, правда, мнение, что открытая агрессивность со стороны женщин не наблюдается именно в смешанных коллективах – срабатывает сдерживание на социальном уровне (желание хорошо выглядеть перед мужчинами, подчеркивание «типичного» женского поведения и т. д.). Если же речь идет об однородном женском коллективе – социальные запреты могут ослабевать. Иногда агрессия будет проявляться открыто, иногда – завуалировано (например, те же сплетни и интриги, о которых уже шла речь).
Что же делать в этом случае? Можно попробовать «разбавить» такой коллектив мужчинами, пусть даже не постоянно работающими, а регулярно приходящими для выполнения определенной функции (компьютерщиками, водителями, техническими специалистами и т. д.). При этом желательно, чтобы эти мужчины не были разбивателями сердец, красавцами и ловеласами. Вполне подойдет, например, добропорядочный отец семейства средних лет с чувством юмора. Главное, чтобы он не стал поводом для реальной конкуренции между представителями прекрасной половины человечества.
Но даже если в вашем коллективе не принято проявлять агрессию и открытое недовольство, отсутствие явного негатива не означает, что всё благополучно. Обращайте внимание на «скрытые» сообщения от сотрудниц – ими могут быть, например, участившиеся опоздания, снижение качества работы, «итальянская забастовка» (дословное выполнение распоряжений, без привязки к реальной ситуации) и так далее. Как правило, такие признаки говорят о наличии проблемы в отношениях «начальник–подчинённый» или о неудовлетворённости сотрудника рабочим местом.
ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?
В принципе о склонности женщин к кооперации можно и поспорить. Конечно, в целом женщины более альтруистичны, чаще ориентированы на других, больше ценят гармоничные отношения. Как правило, они готовы обсуждать возникающие проблемы, в отличие от мужчин, большинство из которых считает разговоры пустой тратой времени. Что интересно – прекрасная половина действительно чаще склонна обсуждать именно проблемы. Нигде лучше, чем в женском коллективе, не поймут трудности воспитания детей и пятно на любимой блузке, хитросплетения отношений с мужем и сломанный ноготь. Хвастаться же достижениями как-то не очень принято, «чтобы не сглазить». В общем, такие отношения часто напоминают «группу поддержки своих».
Правда, в жертву этим отношениям может быть принесена сама работа: женщинам легче кооперироваться в обсуждениях, чем на деле. Чтобы этого не произошло, надо чётко разделять два контекста: личные беседы – только в свободное время и не в торговом зале, зато во время дружеского чаепития – никаких разговоров о работе.
Установите чёткие дисциплинарные рамки, сохраняя при этом здравый смысл. Если, например, женщины, приходя на работу, все равно 20 минут пьют чай и делают макияж – разрешите им делать это официально (устройте что-то вроде «технологического часа»), но строго следите за отведённым на это временем.
В заключение хотелось бы заметить, что разница между мужчинами и женщинами на работе – не кардинальная, как может показаться на первый, поверхностный взгляд. В мужских коллективах зачастую встречаются проявления тех же базовых особенностей, но выглядящих несколько по-другому (с поправкой на пол). Кроме того, полезно помнить, что, по меткому высказыванию одной из женщин, «способности не имеют пола». Удачи вам в развитии способностей ваших подчинённых и в управлении ими!