Навигатор Ювелирной Торговли
  • Журнал
    • Журнал
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты
  • Архив
  • Проекты
    • Проекты
    • Топ-100
    • Справочники
    • Ювелирный каталог
    • Ювелирные магазины
    • Diamond Street
  • Выставки
    • Выставки
    • Российские
    • Зарубежные
  • О конкурсе
    • О конкурсе
    • Конкурс
    • Новости
    • Фото
    • Видео
  • Обучение
    • Обучение
    • Все об онлайн-торговле
    • Видеокурсы
    • Выступления экспертов
    • Архив сессий
EN
Корзина ( 0 )
Войти Регистрация
Купить

Подписка

Журналы по номерам

Справочники

Записи вебинаров

Выступления экспертов обучения

«Навигатор» рекомендует

Три  способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон Три способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон
 «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности
Хороший продавец -исключение? Вопросы руководителю Хороший продавец -исключение? Вопросы руководителю
Поколение Х. На что обратить внимание в продажах? Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Дорожная карта защиты активов Дорожная карта защиты активов
Справочники

«Фантазийные цвета бриллиантов»

Как купить

«Психология продаж украшений, том 2»

Как купить
Все справочники
  1. Главная
  2. Архив
  3. 2007
  4. Сентябрь 2007
  5. 14187
«Архив номеров»

Еще в рубрике

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  • Суммированный учет. Выбираем график работы, учетный период и систему оплаты
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 2
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 1
  • Психологические типы продавцов
  • Управление бизнес-конфликтами. Эффективные действия руководителя в разных ситуациях

Самое популярное:

  • Почему у ФНС хватит ресурсов на администрирование перехода на ОСНО целой ювелирной отрасли?
  • Позиционирование магазина
  • Рост или развитие региональной розницы. На что сделать упор?
  • Миллениалы в ювелирном ритейле. Драйверы роста
  • Зачем индустрии ювелирный английский

Теги:

Навигатор ювелирной торговли

Сентябрь 2007

Рубрика: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Отцы и дети
Отцы и дети

Что такое возраст? Дата рождения в паспорте, внешний вид или состояние души? Каждый ощущает его по-своему, но одно неизбежно: наш возраст определенным образом сказывается на взаимоотношениях с коллегами. И дело здесь не только в приобретенных с годами знаниях и опыте, но и в стереотипах восприятия нашего возраста окружающими. Проблема «ветеранов» и «молодёжи» существует, пожалуй, столько же, сколько и отношения между людьми. Ещё Сократ писал в свое время: «Молодёжь сегодня любит роскошь. У неё плохие манеры, она презирает авторитеты, не уважает пожилых людей и больше говорит, чем делает». Звучит вполне актуально, не так ли? Но и молодёжь не отстаёт, обвиняя старшее поколение в косности, нежелании воспринимать новое и сопротивлении любым переменам. Подобные настроения могут проявляться в совершенно разных контекстах: в семьях, в общественных местах, на работе…

Можно ли решить проблему «отцов и детей» – сделать эффективной работу разновозрастных коллективов?

СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НАЧИНАЕТ И…

Представьте себе магазин со сложившимся и сплочённым коллективом, в котором люди работают вместе много лет. Но вот наступает время «Ч» – одному из товароведов приходит время уйти на заслуженный отдых, а значит, необходимо найти на его место нового человека. Директор магазина принимает решение уменьшить средний возраст персонала и ищет кандидатов среди… нет, даже не выпускников учебных заведений, а специалистов в возрасте 25–30 лет. Поскольку сам он загружен по горло, проводить первичное собеседование он поручает своим надёжным и проверенным подчиненным. Но, увы – выясняется, что нынешняя молодёжь не особенно стремится работать – из нескольких пришедших кандидатов на предложенные (среднерыночные) условия согласился только один человек. Да и того, в конце концов, признали профессионально недостаточно подготовленным!

В общем, в магазине решили, что пока обойдутся своими силами, а дальше будут искать на должность людей постарше. Так бы и закончилась эта история, если бы директор однажды не встретил на улице свою бывшую одноклассницу. Слово за слово, и совершенно случайно выяснилось, что её дочь была среди отказавшихся кандидатов. Наш руководитель, будучи человеком дотошным, решил узнать, что же не устроило девушку в будущей работе. И тут всплыли некоторые неизвестные ранее особенности проведённых собеседований. Выяснилось, что «ветераны» в ходе разговора расставляли акценты, в первую очередь, на негативных моментах, «пугая» молодых кандидатов частой сверхурочной работой, чрезмерно строгими внутренними правилами и невозможностью профессионального роста. Неудивительно, что большинство пришедших сразу отказывались от такого варианта.

Конечно, не имеет смысла выяснять, кто был прав, а кто виноват в этой ситуации, – каждая сторона может приводить свои аргументы в споре. Директору магазина куда важнее получать необходимый результат – эффективную совместную работу сотрудников разного возраста и разных поколений.

В ЧЁМ ДЕЛО?

Для начала выясним, в чём же кроются причины проблем. Вот наиболее распространенные «жалобы» людей старшего возраста на молодых:

§ Они не имеют глубоких знаний по профессиональным вопросам, но зато чересчур амбициозны, хотят всего и сразу – карьеры, денег и славы.

§ Они склонны принимать поспешные решения и часто не готовы нести за них ответственность.

§ Они слишком полагаются на новые технологии, хотя нередко оказывается, что это просто хорошо забытое и облечённое в новую форму старое.

§ Они не стараются: не стремятся выслушать задание, не просят рассказать об опыте работы, считают себя умнее других.

§ Их раскованность в общении часто напоминает распущенность и невоспитанность.

§ Они не болеют за общее дело – отработали своё и спокойно ушли домой.

А вот что думают молодые об «аксакалах»:

§ Они слишком боятся потерять свой статус или рабочее место, воспринимают нас как конкурентов.

§ Они тормозят большинство нововведений, не попытавшись даже разобраться в них.

§ Они постоянно критикуют всё, что ни сделаешь, во всём находят слабые стороны.

§ Они хотят, чтобы их уважали за прежние заслуги, не прилагая особых усилий в настоящем времени.

§ Они не хотят ничему учиться, считают себя «гуру» в своей области, хотя иногда не понимают очевидных для молодого поколения вещей.

Словом, как писал Кристиан Фридрих Геббель, «молодость упрекают за самомнение: она полагает, будто мир начался с неё; но старость ещё чаще думает, что мир кончается вместе с нею».

Причины такого противостояния стары как мир. Главное среди них, пожалуй, то, что возраст приносит человеку как сладкие, так и горькие плоды – приобретается бесценный жизненный опыт и мудрость, но утрачивается физическая форма, позволяющая «сворачивать горы» в прямом и переносном смысле. Нередко бывает так, что результатами собственной мудрости сам человек воспользоваться уже не может или не хочет. И в принципе, он даже готов делиться своими познаниями с молодым поколением, но… Разница в интересах приводит к тому, что представители разных возрастов воспринимают друг друга через свои, подчас кардинально отличные фильтры, и в итоге контакта часто не получается. Старшему поколению остаётся с горечью взирать на то, как молодёжь наступает на вполне предсказуемые «грабли», и с завистью вспоминать о тех физических возможностях, которые они упустили в своё время.

В одном из крупных столичных магазинов директор решил внедрить программу наставничества. Два наиболее опытных и давно работающих сотрудника – старший продавец и товаровед – в свободное от основной работы время (и за дополнительную плату) должны были собирать молодых продавцов для обмена опытом и обучения тонкостям мастерства. Решение директора было с энтузиазмом воспринято будущими наставниками, и они принялись за дело. Однако очень быстро выяснилось, что молодёжь не стремится повышать свой уровень квалификации – девушки-продавцы всё время норовили отпроситься с занятий, а те, кто оставался, задавали провокационные вопросы и стремились найти «слабые места» в знаниях старших товарищей. В результате «разбора полётов» выяснилось, что основная проблема заключалась в стиле подачи материала – молодые сотрудники, только что вышедшие из стен учебных заведений и из-под родительской опеки, всячески стремились продемонстрировать свою компетентность и независимость. Наставники же своей манерой поведения постоянно подчёркивали ограниченность их знаний, и главное – жизненного опыта.

Кроме этого, возраст человека некоторым образом влияет на его мотивацию. Молодость – пора становления, когда любые порядки и правила кажутся устаревшими и ненужными. Но даже самый отчаянный бунтарь, становясь старше, начинает ценить стабильность и предсказуемость окружающей среды.

Как же справиться с потенциальными трудностями разновозрастного коллектива? Прежде всего, полезно помнить известную философскую фразу: «Вы – либо часть решения, либо – часть проблемы». От отношения директора к людям того или иного поколения, а зачастую, и от его собственного возраста, зависит стиль общения, складывающийся в коллективе.

§ Не подчеркивайте связь опыта и возраста. Безусловно, две эти категории часто идут друг за другом, но в опыте любого управленца была и талантливая молодёжь, и люди, которым формальный стаж работы не дал никаких преимуществ.

§ Правила – одни на всех. Если вы обращаетесь «на вы» к людям старшего поколения, и «на ты» – к молодёжи, это неизбежно будет сказываться и на других нюансах взаимоотношений. Если вы против яркого макияжа на молодых девушках, то и коралловая помада у сотрудницы зрелого возраста не должна молчаливо поощряться.

§ Старайтесь не допускать деления группы на «своих» и «чужих». Формируйте разновозрастные смены (кстати, это хорошо действует и на покупателей), объединяйте людей для совместной работы над другими задачами (инвентаризация и прочее).

§ Не стоит полностью отказываться от людей определённого поколения, старшего или молодого. У каждого из них – свои плюсы и минусы, а максимальный результат – как всегда, в единстве противоположностей.

Кроме того, полезно донести до подчиненных разных возрастных категорий следующие «вечные» истины.

СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

Вспомните собственную молодость. Только, чур, вспоминаем честно – не только достижения и победы, но и провалы с неудачами! Был бы ваш опыт таким же полным, если бы вы не совершали ошибок? «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти», – писал индийский мудрец Рабиндранат Тагор. Конечно, это не означает, что вы должны спокойно смотреть на то, как ваш молодой сотрудник «тонет» в проблемах, но всё же постарайтесь вмешиваться в его деятельность только в случае действительно серьёзного риска.

Ваша сила – в багаже жизненного и профессионального опыта. Сила молодых коллег – в энтузиазме и выносливости. Объединив усилия, вы добьётесь втрое большего результата. Но кто же должен проявить инициативу? Вспомните старую загадку про встречу двух военных в одинаковом звании – кто из них первым должен отдавать честь? Правильный ответ – тот, кто мудрее.

Ваши знания могут оказаться очень полезными и востребованными, если вы будете правильно ими делиться. Часто передача опыта бывает похожа на ту самую «родительскую опеку», из-под крыла которой только что вырвался молодой специалист – наставления даются практически по любому поводу: как сделать, куда поставить, что сказать и т. д. Хорошо, если коллега окажется склонен к роли ребёнка или достаточно терпелив, чтобы воспринимать бесчисленные советы. Если же это не так – рабочий день может превратиться в «праздник непослушания» – рано или поздно молодой сотрудник начинает бунтовать, причём в этом состоянии он «из принципа» отказывается и от вполне разумных норм и правил – т. е. вместе с водой выплёскивается и ребёнок.

Попробуйте делать это косвенно – например, рассказывая третьему человеку в присутствии молодого коллеги о подобной ситуации, или о своей ошибке, допущенной в молодости. Помните только, что любая история, рассказанная в третий, четвертый и т. д. раз, теряет своё педагогическое предназначение и становится занудством.

ПОКОЛЕНИЕ NEXT

Посмотрите на положение дел глазами человека в возрасте. Попробуйте, например, провести какое-нибудь официальное мероприятие со школьниками лет двенадцати-тринадцати. Почувствуйте себя «человеком старшего поколения», который пытается навести порядок, многократно повторяя прописные истины. Понаблюдайте, как ведут себя подростки, считающие, что они, уж конечно, знают о современной жизни больше, чем вы. А теперь сравните их интонации и манеру поведения с собственными проявлениями по отношению к старшим коллегам.

Помните, что молодость – недостаток, который быстро проходит. Буквально через несколько лет вы сами можете оказаться на положении старшего в коллективе, и тогда вам придётся пожинать плоды того отношения к авторитету, которое вы создаёте сейчас (своеобразные негласные правила поведения в группе).

Постарайтесь избегать категоричных суждений. Обычно это фразы, начинающиеся со слов «все», «каждый», «всегда», «никогда», «везде» и т. д. Категоричность часто бывает признаком закрытости мышления для новой информации, кроме того, резкие обобщающие суждения могут быть обидными для собеседника.

Не забывайте о том, что, как правило, люди действуют тем способом, который представляется им наилучшим. Старшие коллеги – такой же «продукт» своего времени, как и вы, и не их вина, что времена оказались очень разными. Постарайтесь выяснить их мотивы и намерения, а потом совместными усилиями выработать взаимоприемлемые способы их достижения.

Не пренебрегайте чужим опытом. Не зря же говорят, что опыт – едва ли не самый дешёвый товар, если вам хватает ума покупать его из вторых рук. А специалисты, проработавшие в коллективе много лет, часто готовы делиться с вами опытом совершенно бесплатно. Важно только уметь увидеть этот «лес» за «деревьями» ворчания и критики.

И, наконец, последняя рекомендация, относящаяся ко всем участникам разновозрастных коллективов: не стоит изолироваться и создавать возрастные коалиции. Конечно, работать в компании сверстников комфортнее, но с людьми, отличающимися от вас по возрасту – зачастую эффективнее. Единственный способ преодолеть непонимание – общаться. 

Поделиться:
  • Журнал
  • Реклама
  • Подписка
  • Контакты
  • Проекты
  • Топ-100
  • Справочники
  • Ювелирный каталог
  • Ювелирные магазины
  • Diamond Street
  • Выставки
  • Российские
  • Зарубежные
  • О конкурсе
  • Конкурс
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Обучение
  • Все об онлайн-торговле
  • Видеокурсы
  • Выступления экспертов
  • Архив сессий
  • Контакты
  • 119 049, Россия, Москва, Подольское шоссе д.8 корп.5
    пн.-пт. с 9:00 до 18:00
    +7 925 316-60-50
  • Информация
  • Оплата
  • Гарантии и возврат
  • Доставка
  • Договор-оферта
  • Конфиденциальность и защита персональных данных
Мы в социальных сетях:


Подписывайтесь на наши новости


Хиты
123760776
Хиты сегодня (16.08.2022)
76111

Хосты
7164911
Хосты сегодня (16.08.2022)
1

Посетители сайта
74172777
Посетители сегодня (16.08.2022)
45204
Посетители сейчас (16.08.2022 21:32:59)
131
Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт © все права защищены 2001-2022