Навигатор Ювелирной Торговли
  • Журнал
    • Журнал
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты
  • Архив
  • Проекты
    • Проекты
    • Топ-100
    • Справочники
    • Ювелирный каталог
    • Ювелирные магазины
    • Diamond Street
  • Выставки
    • Выставки
    • Российские
    • Зарубежные
  • О конкурсе
    • О конкурсе
    • Конкурс
    • Новости
    • Фото
    • Видео
  • Обучение
    • Обучение
    • Все об онлайн-торговле
    • Видеокурсы
    • Выступления экспертов
    • Архив сессий
EN
Корзина ( 0 )
Войти Регистрация
Купить

Подписка

Журналы по номерам

Справочники

Записи вебинаров

Выступления экспертов обучения

«Навигатор» рекомендует

Три  способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон Три способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон
 «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности
Хороший продавец -исключение? Вопросы руководителю Хороший продавец -исключение? Вопросы руководителю
Поколение Х. На что обратить внимание в продажах? Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Дорожная карта защиты активов Дорожная карта защиты активов
Справочники

«Фантазийные цвета бриллиантов»

Как купить

«Психология продаж украшений, том 2»

Как купить
Все справочники
  1. Главная
  2. Архив
  3. 2008
  4. Март 2008
  5. 13006
«Архив номеров»

Еще в рубрике

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  • Суммированный учет. Выбираем график работы, учетный период и систему оплаты
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 2
  • Типы покупателей: технологии эффективной работы продавца. Часть 1
  • Психологические типы продавцов
  • Управление бизнес-конфликтами. Эффективные действия руководителя в разных ситуациях

Самое популярное:

  • Почему у ФНС хватит ресурсов на администрирование перехода на ОСНО целой ювелирной отрасли?
  • Позиционирование магазина
  • Рост или развитие региональной розницы. На что сделать упор?
  • Миллениалы в ювелирном ритейле. Драйверы роста
  • Зачем индустрии ювелирный английский

Теги:

сотрудники , персонал , HR

Навигатор ювелирной торговли

Март 2008

Рубрика: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Персонал. Мы ищем таланты!
Персонал. Мы ищем таланты!

Итак, сегодня мы продолжаем разговор о проведении собеседований при приёме на работу. В прошлый раз мы остановились на необходимости и способах определения личных качеств человека, пришедшего устраиваться на работу. Естественно, что работа на разных должностях потребует от человека различных способностей, поэтому давайте разберём наиболее часто подбираемую позицию – продавца-консультанта.

Прежде чем предложить способы отбора, стоит определить, какого человека вы хотели бы видеть за прилавком ювелирного магазина. Стандартный набор характеристик для человека, работающего с людьми – коммуникабельность, доброжелательность и приятный внешний вид. Стоит добавить к этому выносливость, общий культурный уровень, а также достаточно высокую степень ориентации на другого человека и стремление скорее чего-то достигнуть, нежели от чего-то убежать. Остановимся на этих критериях более подробно.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Что такое пресловутая коммуникабельность? Это не только хорошо подвешенный язык и способность без конца разговаривать (что может скорее помешать, чем помочь). Это умение устанавливать с человеком хороший контакт и вызывать у него чувство доверия. Поэтому в первую очередь прислушайтесь к своим ощущениям во время разговора – хотелось бы вам продолжить его или побыстрее закончить? Часто кандидату задают вопрос – «считаете ли вы себя общительным человеком?» В прошлой статье мы уже писали, что сама формулировка такого вопроса не совсем правильна – лучше было бы спросить: «Каковы ваши сильные и слабые стороны?» Большинство, конечно же, ответит, что одна из сильных их сторон – общительность. После этого стоит попросить человека привести конкретные примеры своей общительности. Хороший пример: «Недавно я писала диплом, и мне нужно было выяснить специфику работы предприятия. Сначала все от меня отмахивались и не хотели помочь, но потом мне всё-таки удалось их уговорить». Спросите, что помогло сделать это, – тем самым вы определите, какие навыки и стиль общения отличают данного человека.

Стоит спросить, сколько у вашего собеседника друзей. Ответ типа «у меня все – друзья», или «человек пятьдесят, не меньше» может говорить о социальной незрелости – это характерно скорее для подростков. Поинтересуйтесь, как давно он дружит с ними, как часто они встречаются, как проводят свободное время. Параллельно это даст вам и ценную информацию о культурном уровне человека, о его хобби и материальном положении его круга общения.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Работа в сфере обслуживания требует от человека определённой готовности быть полезным другим (а идеальный кандидат ещё и чувствует при этом моральное удовлетворение). Определить, насколько у собеседника присутствует желание помогать, бывает не так-то легко. Начать стоит с простого вопроса: «Приведите пример ситуации, когда вы делали что-то для других». Первый уровень информации – то, что отвечает вам кандидат – например, помогал сестре сидеть с ребенком, старушке перейти через дорогу, и т. д. Обратите внимание на то, насколько легко и быстро человек вспоминает об этом – это может говорить о том, как часто в его жизни возникают такие ситуации. Оцените, какой масштаб имеет его поступок – кто-то считает для себя подвигом незначительный, рутинный факт, вроде «вымыла посуду вместо уставшей мамы», а для кого-то серьезный шаг кажется чем-то само собой разумеющимся («взяла к себе сына подруги, пока она лежала в больнице»). Спросите, насколько близок тот человек, для которого был совершён этот шаг? Если собеседник готов делать хорошее только для самых близких, незнакомые и не всегда приятные в общении люди могут совсем не вызывать у него такого желания.

Немаловажную роль будет играть и степень добровольности принятия такого решения – я принял его, потому что мне хотелось, или потому, что я был вынужден. Для того, чтобы понять это, стоит задать уточняющий вопрос – что произошло бы, если бы вы этого не сделали («отношения испортились бы», «бабушке некому было помочь, потому что улица была безлюдной», «в принципе, ничего страшного бы не произошло» и т. д.) Если выбора объективно не было, то, вероятно, альтруизм не является ведущей чертой кандидата. Если же решение было принято сознательно, «так захотелось», «почувствовал, что нужно это сделать» – есть шансы, что и в работе с клиентами человек захочет быть полезным.

Оценить направленность человека преимущественно на себя или на других вам может помочь простая наблюдательность: насколько искренне отвечает на вопросы, смотрит ли при этом вам в глаза, подаётся ли к вам во время разговора, как слушает ваш вопрос, и вообще – что он склонен делать – слушать или говорить. Конечно, идеальный кандидат – не тот, кто всё время по-собачьи преданно смотрит на вас и кивает в ответ на каждое слово. Подобная манера поведения вызовет у нормального человека скорее легкое раздражение. Но если вам кажется, что человек всё время находится как бы «сам по себе», не включаясь в разговор эмоционально, – ему будет трудно всё время доброжелательно общаться с большим количеством посетителей. Так же трудно будет и тому, кто привык много говорить, не обращая внимания на состояние собеседника.

В ходе разговора бывает полезно один-два раза переспросить человека, сделав вид, что вы чего-то не услышали или не поняли. При этом обратите внимание на то, как изменится интонация при повторном ответе. Если вы заметите нотки раздражения или напряжённость в голосе – будьте уверены, что то же самое будет происходить и в торговом зале. Хороший кандидат повторять будет спокойно, но медленнее, более чётко и разборчиво, либо постарается сказать о том же другими словами.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Как определить, насколько быстро человек устаёт, и может ли это сказаться на его работе? Первое, на что следует обращать внимание, – как меняется поведение человека к концу собеседования (если оно заняло хотя бы двадцать-тридцать минут). Устраиваться на работу – нелёгкое занятие, и от волнения можно устать достаточно сильно. Если вы заметили, что к концу разговора собеседник начал терять терпение, или стал говорить тише, или время от времени вздыхать – возможно, это признаки усталости. Спросите, как часто на предыдущей работе он делал перерывы, и чем занимался в это время (как отдыхал). Многие, конечно, скажут вам, что они работают без перерывов, и вообще, отличаются высокой работоспособностью. В ответ стоит мягко заметить, что это нерационально, и лучше сделать один маленький перерыв, а потом взяться за работу с дополнительными усилиями, чем мучить свой организм. Предложите представить идеальную работу – как часто хотелось бы организовывать перерывы. Наконец, попросите вспомнить какие-то домашние обязанности, или подготовку к экзаменам – как обстояло дело с отдыхом в этом случае?

Для того чтобы оценить умение работать с клиентами (если вы разговариваете с опытным кандидатом), предложите ему пару ситуаций и спросите, что он будет делать в этих случаях. Например, если старушка до слёз расстраивается по поводу того, что вы не приняли у неё обратно купленное накануне колечко для внучки, или если женщина у витрины во всеуслышание возмущается дороговизной украшений и ассортиментом вашего магазина.

СТРЕМИТЬСЯ ИЛИ ИЗБЕГАТЬ?

И ещё одно качество, на которое следует обращать внимание, когда вы ищете продавца. Мы уже говорили о стремлении двигаться к чему-то или от чего-то. Этот критерий показывает, что предпочитает делать человек – достигать цели, или избавляться от неприятностей. Как это может проявиться в поведении? Например, инициативностью или безразличием, как работает сотрудник в отсутствие директора – расслабляется или поддерживает прежний темп, и даже тем, что его интересует в большей степени – стабильный оклад или возможность получать премию от продаж.

Как правило, кандидаты с выраженной тенденцией избегания неприятностей могут быть неплохими исполнителями, но лишь тогда, когда над ними висит опасение быть наказанными, потерпеть неудачу. Как только неприятность отдаляется от них, они могут расслабляться и снижать активность. Однако надо сказать, что слишком сильная угроза тоже плохо скажется на них, и может привести к срывам. Сильная сторона таких людей – тенденция перестраховываться, осторожность (иногда даже больше, чем нужно).

Люди со стремлением к достижению чего-то обычно более активны, энергичны, причём не только когда вы наблюдаете за их работой. Они лучше справляются с продажами, дают больше вариантов покупателю, легче предлагают ему что-то дополнительно, не боятся пробовать новые способы работы. Однако, увлекшись погоней за результатом, иногда забывают про осторожность.

Что важнее для сотрудника магазина? Идеально – когда обе тенденции сбалансированы. Но если выбирать между крайностями – то пусть лучше с клиентами общается продавец с тенденцией к достижению, а контролирует его работу тот, у кого выражена тенденция к избеганию неприятностей. Как можно выявить эти характеристики на собеседовании? Можно задать вопросы, начинающиеся с фразы: «Чего вы хотите от…?» (работы, отдыха, учебы, коллектива и т. д.) и послушать, каким способом вам ответят. Сравните, например, два ответа: «Я хочу, чтобы в коллективе не было склок и конфликтов», и «Я хочу, чтобы коллектив был дружным». Несколько таких высказываний – и у вас уже наметилась тенденция. Чтобы её проверить, попробуйте задать такую серию вопросов: «Есть ли у вас дела, которые вам неприятны? Какие именно? Что может вас побудить ими заниматься?» В ответ вы услышите либо про ожидание неприятных санкций в случае невыполнения («Если не вымою посуду, поругаюсь со свекровью»), либо про движение к чему-то желательному («Люблю, чтобы на кухне был порядок»).

В заключение хочется добавить, что для точного определения личных качеств человека необходимы, как правило, достаточное количество времени, опыт, а иногда и квалификация психолога. Но даже если сейчас вы не располагаете этими ресурсами, не теряйтесь. Знание основных закономерностей, о которых мы рассказали, поможет вам избежать большого количества ошибок и повысить эффективность подбора.

Статья в PDF Скачать
Поделиться:
  • Журнал
  • Реклама
  • Подписка
  • Контакты
  • Проекты
  • Топ-100
  • Справочники
  • Ювелирный каталог
  • Ювелирные магазины
  • Diamond Street
  • Выставки
  • Российские
  • Зарубежные
  • О конкурсе
  • Конкурс
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Обучение
  • Все об онлайн-торговле
  • Видеокурсы
  • Выступления экспертов
  • Архив сессий
  • Контакты
  • 119 049, Россия, Москва, Подольское шоссе д.8 корп.5
    пн.-пт. с 9:00 до 18:00
    +7 925 316-60-50
  • Информация
  • Оплата
  • Гарантии и возврат
  • Доставка
  • Договор-оферта
  • Конфиденциальность и защита персональных данных
Мы в социальных сетях:


Подписывайтесь на наши новости


Хиты
123571904
Хиты сегодня (14.08.2022)
55693

Хосты
7164909
Хосты сегодня (14.08.2022)
1

Посетители сайта
74063756
Посетители сегодня (14.08.2022)
32793
Посетители сейчас (14.08.2022 14:45:33)
106
Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт © все права защищены 2001-2022