Еще в рубрике
- Закон о рекламе. Внимание! Изменения
- Персональные данные
- Как пройти безопасно 2021 год? Карта рисков для ритейла
- Светофор ЦБ. Компаниям из «красного» списка могут отказать в банковском обслуживании. Совсем!
- Эффективное увольнение. Алгоритмы и правила действий. Часть 3
Самое популярное:
Теги:
Действующее ныне отраслевое законодательство на ювелирном рынке России на самом деле много либеральнее, чем полагают многие. Главное: не допускать апеллирования проверяющих органов к отмененным ранее и уже не действующим нормам. Данный материал поможет всем - от рядового продавца до владельца торговой сети – понять нормы реально действующего, а не устаревшего законодательства.
Вчера, сегодня, завтра
Кто на деле определяет, противоречит или нет та или иная норма из старого постановления новому закону? Чиновник. А он это делает так, как ему выгодно, как он считает для себя более удобным. Естественно, арбитром может выступить суд. Но если представитель контролирующего органа намерен использовать уже не действующую запретительную норму древнего постановления, то очень легко оказаться под следствием сразу. А суд лишь потом сможет разобраться, кто прав, а кто нет. В этом и заключается трагедия ситуации. Конечно, ни предприниматель, ни наемный работник предприятия ювелирной торговли не обязаны быть юристами. Но незнание законов в такой ситуации способно стимулировать наступление ответственности за мнимое преступление. Так что: «на юриста надейся, но сам не плошай!». Тем более, что не так уж много в отраслевом законодательстве действующих нормативных актов, положения которых нужно знать.
Поэтому стоит внимательно изучить ту законодательную отраслевую базу, которую сегодня имеет ювелирная отрасль. И сравнить с той, что была вчера. Сравнение сегодняшнего и вчерашнего отраслевого законодательства очень актуально, ибо позволяет найти ответы на необоснованные выпады контролирующих органов. Ведь именно анахронизм прежнего законодательства дает им возможность не разрешать больше, чем сегодня можно. Удивительно, но нередко вспоминаются нормы, отмененные уже более пяти лет назад! Однако грамотная полемика проверяемого с проверяющим способна принести проверяемому серьезную пользу и не превратиться в невинную жертву.
С 18 июня 2004 г бизнес в ювелирной отрасли изменил свое качество. Вступила в силу новая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой драгоценные металлы и камни не относятся к валютными ценностями. До этой даты все драгоценные материалы позиционировались как объекты особого интереса государства, и оно было вправе жестко контролировать их оборот. По идее, теперь в ювелирной отрасли должны работать только общегражданские нормы. Но это в идеале. На деле еще требуется привести в соответствие с вышеупомянутым обновленным законом главный отраслевой Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». А также около сотни нормативных отраслевых актов, созданных ранее на его основе.
Итак, самый важный отраслевой закон отечественного ювелирного рынка в целом – это Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». На его основе созданы все прочие постановления правительства, изданы все последующие указы президента. Это закон носит скорее рамочный характер, чем представляет собой документ прямого действия. А задание практических норм осуществляется президентом через указы и правительством через постановления. На их основе появляются прочие подзаконные акты – разнообразные приказы, положения, инструкции, правила. Все это, в совокупности с общим гражданским законодательством, и составляет правовую базу отрасли.
Правила игры
Для ювелирной торговли самым главным документом, несущим конкретные нормы, является Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». С него мы и начнем анализ нормативной базы для ювелирной торговли.
Практические нормы содержатся не в самом постановлении, а в Правилах, которые оно утверждает. Введены они были в 1998 году, взамен утратившего силу другого документа - Постановления Правительства РФ от 15 июня 1994 г. №684 «Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней». Старые Правила, утверждавшиеся утратившим силу Постановлением №684, были чисто «ювелирной» ориентации. Правила, утвержденные Постановлением № 55, являются нормативным актом, касающимся торговли целым спектром самых разнообразных товаров. Все эти товары объединяет лишь одно – на них не распространяется требование покупателя о возврате или обмене товара. Данный документ за время его существования семь раз подвергался изменениям, но при этом раздел, посвященный ювелирной торговли, изменялся лишь один раз - 06.02.2002. Называется этот раздел так: VII. «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней».
Действующие Правила несильно отличаются от Правил 1994 года. Реально либерализация экономики практически не коснулась ювелирной торговли, и торговля ювелирными изделиями так и не стала подобна торговле иными дорогими предметами искусства и роскоши (например, живописью или мехами).
Рассмотрим подробнее требования по наличию оттиска пробирного клейма и сертификата. Данное требование изложено в специальном VII разделе Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней», в п.61. В 2002 году эта норма претерпела несколько изменений. Стоит обратить внимание на следующие моменты.
VII раздел Правил «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней», п.61
Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).
Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов и ограненных изумрудов, осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.
Первое
Если в прежней редакции Правил речь шла о продаже:
-
ювелирных украшений (подразумевалось - из драгоценных металлов),
-
предметов сервировки стола (подразумевалось - из драгоценных металлов),
-
украшения помещений (подразумевалось - из драгоценных металлов),
-
и других изделий из драгоценных металлов,
-
изделий с драгоценными камнями,
-
из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней,
то в новой редакции объекты нормы определены иначе. Это изделия:
-
изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки,
-
со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них,
-
применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов,
-
а также изготовленные из драгоценных металлов памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград.
В чем суть отличий? Преследовалась цель более корректного определения субъектов нормы. В старой редакции перечисление видов изделий с неявно прописанным основным признаком (они обязательно должны быть изготовлены из драгоценных металлов) давало возможность подводить под норму чуть ли не любые предметы сервировки стола и украшения помещений. Неудачная формулировка была и в отношении камней в изделиях. В новой редакции все прописано более четко и однозначно. Особо оговорены памятные знаки и медали из драгоценных металлов, но зато отмечена непричастность к субъектам нормы действующих монет и государственных наград, изготовленные из драгоценных металлов.
Второе
В старой редакции п.61 Правил к субъектам нормы были отнесены ограненные природные драгоценные камни со следующим приведенным их перечислением: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты. Любопытно, что в первой части ст.61 старой редакции Правил, при перечислении «драгоценных камней» в изделиях упоминались бриллианты и жемчуг. А вот во второй части той же ст. 61 почему-то уже шла речь о «природных драгоценных камнях» (хотя по закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным в принципе могут относиться только природные камни), термин «бриллиант» почему-то оказался заменен термином «алмаз», а жемчуг и вовсе выпал из перечисления.
В новой редакции этой части п.61 Правил и вовсе творятся чудеса: появилось понятие «ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов» (как будто бриллианты могут быть не ограненными!), а весь перечень цветных драгоценных камней свелся лишь к ограненным изумрудам. Это дало опасную двусмысленность трактовки данной нормы. Какое же утверждение верно: «прочие ограненные драгоценные камни (рубины, сапфиры, александриты) и жемчуг могут продаваться и без требований по наличию сертификата на каждый камень или набор» или «прочие ограненные драгоценные камни (рубины, сапфиры, александриты) и жемчуг ни при каких условиях, то есть, даже при наличии сертификата на каждый камень или набор, продаваться не могут вовсе»?
На самом деле, неверно ни то, ни другое. Согласно положениям закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» все без исключения законодательно драгоценные камни в ограненном состоянии могут быть реализованы физическим лицам, но при наличии сертификата. Таким образом, новая редакция ст.61 Правил оказалась заведомо вводящей ювелирную торговлю в заблуждение, чреватое применением к ответственным лицам статьи 191 Уголовного Кодекса РФ (с наказанием до 10 лет лишения свободы за нарушение правил оборота драгоценных камней). К сожалению, известны реальные случаи трактовки данной нормы и по первому, и по второму упомянутым вариантам. С последующими серьезными проблемами у реально ни в чем не повинных людей.
Почему в Правилах упоминаются только бриллианты и изумруды, можно догадаться. С одной стороны, на момент выхода новых Правил Технические Условия (ТУ) существовали только на эти камни, а систем сертификации других драгоценных камней не было и в помине. С другой стороны, у чиновников, готовящих Правила, наверняка присутствовали сомнения: если рубины, сапфиры, морской природный жемчуг в России не добывают, то стоит ли сертифицировать импортируемые камни?
Сравнение сегодняшнего и вчерашнего отраслевого законодательства очень актуально, ибо позволяет найти ответы на необоснованные выпады контролирующих органов. Ведь именно анахронизм прежнего законодательства дает им возможность не разрешать больше, чем сегодня можно. Однако грамотная полемика проверяемого с проверяющим способна принести проверяемому серьезную пользу и не превратиться в невинную жертву.
В старой редакции «Правил продажи отдельных видов товаров…» перечисление видов изделий с неявно прописанным основным признаком давало возможность подводить под норму чуть ли не любые предметы сервировки стола и украшения помещений. Неудачная формулировка была и в отношении камней в изделиях. В новой редакции все прописано более четко и однозначно.
