Навигатор Ювелирной Торговли
  • Журнал
    • Журнал
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты
  • Архив
  • Проекты
    • Проекты
    • Топ-100
    • Справочники
    • Ювелирный каталог
    • Ювелирные магазины
    • Diamond Street
  • Выставки
    • Выставки
    • Российские
    • Зарубежные
  • О конкурсе
    • О конкурсе
    • Конкурс
    • Новости
    • Фото
    • Видео
  • Обучение
    • Обучение
    • Все об онлайн-торговле
    • Видеокурсы
    • Выступления экспертов
    • Архив сессий
EN
Корзина ( 0 )
Войти Регистрация
Купить

Подписка

Журналы по номерам

Справочники

Записи вебинаров

Выступления экспертов обучения

«Навигатор» рекомендует

Три  способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон Три способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон
 «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности
Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю
Поколение Х. На что обратить внимание в продажах? Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Дорожная карта защиты активов Дорожная карта защиты активов
Справочники

«Мерчандайзинг в ювелирном магазине, том 1»

Как купить

«Бриллианты: классификация, стандарты качества»

Как купить
Все справочники
  1. Главная
  2. Архив
  3. 2010
  4. №11 2010
  5. 12688
«Архив номеров»

Еще в рубрике

ЗАКОН И ПРАВО

  • Закон о рекламе. Внимание! Изменения
  • Персональные данные
  • Как пройти безопасно 2021 год? Карта рисков для ритейла
  • Светофор ЦБ. Компаниям из «красного» списка могут отказать в банковском обслуживании. Совсем!
  • Эффективное увольнение. Алгоритмы и правила действий. Часть 3

Самое популярное:

  • Искренний сервис
  • Синдром самозванца
  • Забота о репутации
  • Мемы в маркетинге
  • Тимбилдинг

Теги:

ПОД/ФТ , закон , право

Навигатор ювелирной торговли

№11 2010

Рубрика: ЗАКОН И ПРАВО

Законодательство о ПОД/ФТ ответы на вопросы читателей
Законодательство о ПОД/ФТ ответы на вопросы читателей

За последний год в нашей стране был принят ряд новых нормативных актов, касающихся вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Многие организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, до конца не могут разобраться, какие операции они обязаны контролировать и в какой государственный орган предоставляется информация, как составляются правила внутреннего контроля и где необходимо пройти обучение ответственному сотруднику. На эти и некоторые другие вопросы наших читателей мы попросили ответить специалистов в области осуществления внутреннего контроля.

На вопросы читателей отвечают:

Смыслов Павел Александрович, кандидат исторических наук, компания «Корпоративные юристы Смысловы»

Смыслов Александр Григорьевич, кандидат экономических наук, компания «Корпоративные юристы Смысловы»

Пышненко Светлана Анатольевна, учебный центр «ФКД-Консалт»

Вопрос: какие операции подлежат обязательному контролю со стороны организаций, работающих с драгоценными металлами?

Ответ: статья 6 Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает, что обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру такая операция относится к одному из видов операций, указанных в статье 6. Исключение по сумме распространяется только на сделки с недвижимым имуществом: они подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Перечень установленных операций достаточно обширен. В него, в частности, включены скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Стоит обратить внимание, что в перечне по большей части указаны операции, не свойственные организациям, работающим с драгоценными металлами, к примеру, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом или получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и многие другие. Однако, несмотря на это, организации, работающие с драгоценными металлами, обязаны контролировать все операции, подлежащие обязательному контролю, указанные в статье 6 Федерального закона № 115. Дело в том, что в законе не разделено, что конкретные операции контролируются теми или иными организациями. Перечень операций общий и для агентств недвижимости, и для ломбардов, и для ювелирных магазинов, и для других организаций, указанных в законе.

Вопрос: нам необходимо представить в Пробирную палату России на согласование правила внутреннего контроля. Что это за документ и как его подготовить?

Ответ: обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления прямо установлена ст. 7 Федерального закона № 115. Правила внутреннего контроля – это практический документ, регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные законодательством РФ.

Распоряжение правительства РФ от 10 июня 2010 года № 967-р утвердило Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот нормативный акт установил перечень программ осуществления внутреннего контроля и определил основные положения, которые прописываются в программах осуществления внутреннего контроля. При разработке правил необходимо помнить, что программы внутреннего контроля должны быть созданы с учетом специфики деятельности организации, поэтому универсальных для всех правил внутреннего контроля не существует, у каждой организации могут быть свои нюансы.

Вопрос: в правилах внутреннего контроля организации должны быть изложены критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. Каковы основные критерии выявления и признаки необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами?

Ответ: основные критерии выявления необычных сделок и основные признаки необычных сделок изложены в Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 года № 103. Перечень основных критериев выявления необычных сделок достаточно обширен. К таким критериям, например, относятся случаи, когда невозможно установить контрагентов клиента или же, например, осуществление расчетов между сторонами сделки происходит с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Основными признаками необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами, могут, например, являться следующие факты:

– организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий, немотивированно отказывает в предоставлении документов, подтверждающих ее постановку на специальный учет в органах федерального пробирного надзора либо копий этих документов;

­– продавец при купле-продаже стандартных и/или мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов представляет вместо оригиналов копии документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них.

В Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок содержится и ряд других признаков необычных сделок для организаций, работающих с драгоценными металлами.

Вопрос: мы несколько лет назад разработали и согласовали в Пробирной палате России Правила внутреннего контроля. В связи с выходом в последнее время новых нормативных актов, касающихся ПОД/ФТ, обязаны ли мы вносить в Правила внутреннего контроля соответствующие изменения?

Ответ: в настоящее время действующее законодательство такую обязанность не предусматривает. Однако Росфинмониторинг в Информационном письме № 5 от 06.07.10 рекомендовал организациям проанализировать действующие правила внутреннего контроля и при необходимости внести в них соответствующие изменения. В случае внесения организацией, работающей с драгоценными металлами, изменений и/или дополнений в правила внутреннего контроля, правила направляются на согласование в Пробирную палату.

Вопрос: нашим надзорным органом является Пробирная палата России. Куда мы должны сообщать информацию о сделках, подлежащих обязательному контролю, а также о необычных операциях?

Ответ: Информацию, предусмотренную Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, работающие с драгоценными металлами, должны предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В настоящее время порядок и формы предоставления информации в Росфинмониторинг регулируются Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, – она утверждена приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 5 октября 2009 года № 245.

Вопрос: что такое целевой инструктаж и где сотрудники нашей организации могут его пройти?

Ответ: целевой инструктаж – это получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях. Для организаций, работающих с драгоценными металлами, целевой инструктаж проводят организации, учрежденные Росфинмониторингом, а также другие организации по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом. Прохождение целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

Необходимо отметить, что кроме целевого инструктажа существует еще ряд форм обучения. Сроки и порядок прохождения обучения в форме целевого инструктажа и в иных формах установлен Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.10 № 203.

Вопрос: кто из числа сотрудников нашей организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Ответ: в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.10 № 203, целевой инструктаж должны пройти:

– специальное должностное лицо (сотрудник, ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления);

– руководитель организации (филиала);

– главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

– руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Целевой инструктаж проходится вышеуказанными лицами однократно.

Вопрос: наш ответственный сотрудник прошел целевой инструктаж до момента вступления в силу нового Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров. Необходимо ли ему заново проходить целевой инструктаж?

Ответ: в случае если ответственный сотрудник или иные работники организации прошли обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с утратившим в настоящее время силу Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.

Вопрос: какую практическую помощь по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма могут оказать нашей организации специалисты-практики?

Ответ: Специалисты могут оказать высококвалифицированные консультационные услуги по вопросам:

– подготовки правил внутреннего контроля и порядка их согласования;

– порядка прохождения сотрудниками организации обучения в форме целевого инструктажа;

– идентификации клиентов организации и идентификации выгодоприобретателей;

– выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций;

– документального фиксирования и хранения документов и информации, полученных в результате осуществления внутреннего контроля;

– оценки и снижения рисков совершения клиентами организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– проверки внутреннего контроля;

– порядка обеспечения конфиденциальности информации;

– предоставления установленной законом информации в Росфинмониторинг;

– судебной защиты организаций, привлеченных к административной ответственности за выявленные проверяющим органом нарушения законодательства о противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– а также по другим вопросам, связанным с организацией внутреннего контроля и законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вопрос: где можно ознакомиться с последними нормативно-правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Ответ: на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу www.fedsfm.ru. Следует обратить особое внимание на информационное сообщение от 26 марта 2010 года, касающееся типовых вопросов, задаваемых организациями, работающими с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.01 г. № 115-ФЗ.  

Статья в PDF Скачать
Поделиться:
  • Журнал
  • Реклама
  • Подписка
  • Контакты
  • Проекты
  • Топ-100
  • Справочники
  • Ювелирный каталог
  • Ювелирные магазины
  • Diamond Street
  • Выставки
  • Российские
  • Зарубежные
  • О конкурсе
  • Конкурс
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Обучение
  • Все об онлайн-торговле
  • Видеокурсы
  • Выступления экспертов
  • Архив сессий
  • Контакты
  • 119 049, Россия, Москва, Подольское шоссе д.8 корп.5
    пн.-пт. с 9:00 до 18:00
    +7 925 316-60-50
  • Информация
  • Оплата
  • Гарантии и возврат
  • Доставка
  • Договор-оферта
  • Конфиденциальность и защита персональных данных
Мы в социальных сетях:


Подписывайтесь на наши новости


Хиты
142287494
Хиты сегодня (30.05.2023)
3398

Хосты
7165341
Хосты сегодня (30.05.2023)
2

Посетители сайта
79622920
Посетители сегодня (30.05.2023)
623
Посетители сейчас (30.05.2023 01:13:29)
19
Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт © все права защищены 2001-2023