- Губернатор Костромской области Игорь Николаевич Слюняев: «Ювелирная отрасль находится на пороге бума...»
- Наталья ПЕТРЕНКО, генеральный директор ТД «Агат»: «Мы с «Агатом» земляки»
- Александр Александрович Бассанский, председатель совета директоров ЗАО Концерн «Арбат»: «Успех – это каждодневный кропотливый труд»
- Стремление к совершенству. Безупречность в каждой грани
- Петр СОЛОМАТИН, начальник Центральной государственной инспекции пробирного надзора: «От розничной торговли зависит развитие всего ювелирного рынка»
В прошлом номере «Навигатора ювелирной торговли» мы уже писали о том, что генеральным директором Ассоциации «Гильдия ювелиров России» стал руководитель Пробирной палаты России с 2004 по 2010 год Владимир Ильич Моспан. В своем интервью он рассказал о планах на новом посту и первоочередных задачах, вставших перед ним. Сегодня мы продолжаем беседу на актуальные темы, начатую в мартовском номере журнала.
Владимир Ильич, мой первый вопрос, конечно же, касается ситуации, сложившейся на ювелирном рынке после выхода ряда телевизионных передач и публикаций в СМИ о некачественных и поддельных украшениях. Что могут сделать предприятия, чтобы вернуть доверие потребителей?
Да, люди сегодня боятся покупать украшения, потому что после этих передач у них сложилось впечатление, что многие изделия – это подделки. Поэтому покупателям нужно помочь разобраться в ситуации, показать, в какие ювелирные магазины можно и нужно ходить. Мы считаем необходимым прекратить панику и, не впадая в эмоции, дать достойный ответ прошедшим передачам и публикациям. Именно поэтому Гильдия ювелиров России инициировала программу «Гарантия качества». Ее суть в том, что мы готовы гарантировать качество изделий, продаваемых в том или ином магазине. Гарантия качества – это лучший способ вернуть доверие потребителей. Сейчас мы активно дорабатываем эту программу, и в ближайшее время она будет запущена. Как только работа над ней будет завершена, мы подробно расскажем обо всем на страницах вашего журнала.
В целом же возможность контроля и гарантии качества изделий, которые продаются в магазинах, сотрудничающих с Гильдией ювелиров, – это шаг в сторону создания саморегулируемой организации (СРО), о которой мы говорили в прошлый раз. Ведь в случае изменения организационно-правовой структуры мы сможем взять на себя более весомые обязательства. СРО может иметь сертификационный центр, учебные центры и самое главное – сможет взять на себя часть государственных функций. Собственно идея СРО и пришла к нам сверху. Государство не может все контролировать, оно хочет дать возможность ювелирному сообществу, которое хорошо знает свои проблемы, самостоятельно решать их. Конечно, под контролем некоего органа государственно-исполнительной власти, который будет на это уполномочен.
А как магазин может доказать потребителю, что, например, клеймо пробирной инспекции, которое проставлено на изделии, не фальшивое? И что он торгует только качественными украшениями?
Подделать клеймо пробирной инспекции так, чтобы оно выглядело как настоящее, очень сложно. Кроме того, на клейме стоит аббревиатура, которая указывает, где изделие клеймилось, – и при любом подозрении покупатель может отдать товар на экспертизу в соответствующую инспекцию. Специалисты, которые там работают, сразу скажут, их это клеймо или нет, выдадут заключение. Такая экспертиза будет стоить совсем недорого. Все это можно объяснить покупателям. А магазинам я советую не принимать изделия с подозрительными клеймами, не покупать драгоценности у кого попало, а приобретать их только у надежных поставщиков. Не гонитесь за сверхприбылью – это может привести к убыткам!
А вообще я думаю, что изобретать что-то новое и сложное, чтобы доказать свою добросовестность покупателям, не надо. На доверии потребителей построена торговля (не только ювелирная!) всего мира. Либо человек доверяет и покупает изделие, либо не доверяет и не покупает. Вот и все. Это касается и ювелирных магазинов. Другое дело, что торговых точек сегодня очень много, у покупателей глаза разбегаются. Поэтому самое главное – подчеркну еще раз! – помочь людям определиться с выбором места покупки драгоценностей. Рассказать, в каких именно магазинах продаются украшения фирм, названия которых на слуху. Объяснить, что эти компании вложили в свое становление и бренды большие деньги, сделали себе имя, и им совершенно невыгодно обманывать покупателя. Потребитель должен быть сориентирован на добросовестных изготовителей и на добросовестные магазины.
Сейчас розничные ювелирные предприятия фактически никто не проверяет – и это тоже смущает покупателей. Скажите, а создаваемая в настоящее время Федеральная служба по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней будет этим заниматься? Что вообще будет находиться в ее компетенции?
У Пробирной палаты функции контроля в свое время фактически отобрали. И тогда же возник вопрос, а кто будет это делать? Ведь заниматься надзором и контролем может только орган государственно-исполнительной власти. Федеральная служба будет являться именно таким органом, мало того – ее создание инициировалось и в связи с тем, что у Пробирной палаты эти функции убрали. Тем не менее это не должно быть основным в деятельности новой службы. Ее главная задача – создавать условия для развития ювелирной промышленности и ювелирного бизнеса, в том числе и экспорта. К сожалению, Федеральная служба в том виде, в каком она описана в проекте о ее создании, такие вопросы решать не сможет. Если у нее будет только контроль и надзор и не будет функций нормативно-правового регулирования, то получится, что служба не сможет решать проблемы ювелирной отрасли. Возникает вопрос: кому такая федеральная служба нужна? Поэтому мы считаем, что в опубликованный проект нужно внести изменения – наделить дополнительными полномочиями. На недавно прошедшем совете Ассоциации «Гильдия ювелиров России» мы поддержали создание службы, но предложили наделить ее функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Мы подготовили экспертное заключение и отправили его в Министерство финансов РФ. Надеемся, что наше мнение учтут…