Еще в рубрике
- Клиентский опыт
- Мемы в маркетинге
- Нативная реклама
- Товары-субституты и товары-комплементы
- Измеряем отношение клиентов к компании
Самое популярное:
На потребительское поведение человека влияет множество факторов, знание которых позволит руководителю совершать меньше ошибок при управлении ограниченными организационными ресурсами. Надо помнить, что у потребителя ресурсы тоже ограничены, и он боится потратить их неправильно, нерационально. За собственные деньги он хочет испытать чувство удовлетворения, получить удовольствие. Имеет на это полное право!
На рис. 1 представлена схема ресурсов потребителя, которыми он распоряжается при совершении покупки: время, деньги, знания о ценности товара и репутации поставщика, желание совершить покупку. Правильная оценка этих ресурсов позволит избежать многих ошибок при выстраивании отношений продавец-потребитель.
Возможности.
Времени и денег всегда не хватает. Однако временем, которое потребитель тратит на принятие решения о покупке, можно управлять. Чем меньше доверия вызывает у потребителя товар и продавец, тем больше времени потребуется для оценки параметров качества. А их может быть несколько десятков! Чем меньше доверия, тем больше мест возможного приобретения товара, и тем шире диапазон рассматриваемых марок и изготовителей.
Для приверженцев конкретных торговых марок (лояльных потребителей) очень характерны минимальные по времени усилия для совершения покупки. Они приобретают товар почти автоматически, по инерции. Такая покупка не вызывает тех негативных эмоций и опасений, которые свойственны для развернутого во времени маркетинга.
Известен факт, что отношение к деньгам на разных этапах человеческой деятельности (оплачиваемой и неоплачиваемой, досуговой и обязательной) разное. Например, к одним и тем же суммам денег некоторые категории граждан относятся на отдыхе несколько иначе, чем во время работы. Это существенно влияет на покупательское поведение потребителей.
Во времени также может меняться понимание ценности покупки. Хороша ложка к обеду, а обручальное кольцо - именно к обручению. Значение любимого мужского праздника - 8 Марта - для ювелирной торговли вообще трудно переоценить. Есть и другие значимые для потребителя даты, события и праздники.
Понимание причин ценности товара для потребителя, а также мотивов его приобретения и потребления крайне важны для продавца. Здесь может быть очень полезна мотивационная модель.
Простая и наглядная, она позволяет при некотором навыке быстро оценить мотивы покупательского поведения человека.
Для примера можно рассмотреть одно из двухсот интервью, полученных в ходе реального исследования, которое проводилось автором в известной московской школе бизнеса (см. ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ). Социально-демографические характеристики респондента: женщина, 30 лет, наемный менеджер среднего звена, торговля ювелирными изделиями, высшее экономическое образование, замужем, имеет одного ребенка.
Эти ответы отражают индивидуальную точку зрения. Однако при сравнении их с ответами других участниц опроса обнаружились повторяющиеся темы. Темы совпадали на 60-70%. Это, по сути, групповая норма, а раз групповое мнение уже сформировалось, его можно использовать.
САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ МОТИВАЦИЮ ВАШИХ КЛИЕНТОВ!
Определите ключевые характеристики клиентов (посетителей/покупателей), которые входят в выбранную вами группу: их возраст, пол, социальный статус, доход на члена семьи, образование, место жительства и пр. Кратко, одним абзацем, опишите исследуемую группу.
Главный вопрос исследования: каким образом представители выбранной группы получают (и получают ли) удовлетворение от посещения вашего магазина?
1. Изложите вашу личную точку зрения, используя следующую анкету. Дайте несколько вариантов ответа на каждый пункт.
• Усилия, которые клиент предпринимает для посещения вашего магазина и покупки товаров средней ценовой категории. Например: «Найти время и деньги, примерно 200 у. е.».
• Вероятность получения клиентами желаемого удовлетворения. Например: «Ассортимент пополняется раз в квартал. Чаще ходить в магазин нет смысла».
• Ценность этого удовлетворения для клиентов. Например: «Давно известно, что лучшие друзья девушек - бриллианты».
• Личные способности, характер этой группы клиентов (обобщенно). Например: «Амбициозная домохозяйка с высшим экономическим образованием и желанием самореализоваться».
Анкета участника опроса |
Место: Жуковка |
Дата: 23.02.06 |
Время: 15:43 | ||||
Фамилия: Иванова |
Имя: Валентина | ||||||
Пол: М./Ж, |
Возраст: 30 |
Образование: незак. ср.. ср.. ср. спец., высш.. ученая степень | |||||
Если вы работаете, то кем и где (основной род занятий): | |||||||
Пример ответа: Учитель словесности в гимназии № 7 (Жуковка). или Менеджер по продажам, или Свободный художник, или Домохозяйка, или ... | |||||||
Оцените ваш совокупный доход на члена семьи: | |||||||
больше $3000 |
$3000-1000 |
$1000-300 |
$300-100 |
Прожиточный минимум |
• Результат посещения магазина. Например: «Приценилась к вещичке - есть повод для обсуждения с приятельницей».
• Роли, которые клиенты играют при посещении магазина и приобретении ювелирных изделий. Например: «Качественная модная "ювелирка" позволяет мне играть роль "светской львицы" в любой сложной ситуации».
• Внутреннее вознаграждение клиентов. Например: «Я чувствую себя хорошо "упакованной"».
• Внешнее вознаграждение клиентов. Например: «Мужу нравится - делает комплименты. Подружки завидуют».
• Справедливость вознаграждения клиентов. Например: «Вещица стоит этих денег».
• Как вы узнаете о степени клиентского удовлетворения (или неудовлетворения)? Например: «По реакции покупателей и уровню посещаемости магазина. Проводим периодически опросы покупателей».
2. Опросите представителей выбранной вами группы, используя эту же анкету. Вероятность, что ответы, полученные на первом и втором этапах, не совпадут, достаточно высока. Любое несовпадение в оценках - повод задуматься над тем, что следует поправить или улучшить в организации продаж. Что делать, если ответы совпали полностью? В этом случае загляните в себя и хорошенько подумайте, не случилось ли так, что вы услышали чужое мнение, а записали свое? Но, так или иначе, единственным критерием правильности ваших действий будет лояльный клиент, «голосующий» рублем.
3. Ответьте на главный вопрос: «ПОЧЕМУ ОНИ ПРИШЛИ К НАМ И КУПИЛИ ИМЕННО ЭТО?»
В любом случае, время на исследование потрачено с пользой, и вам есть, над чем поработать. Например, можно приступить к изменению ассортиментной политики, обучению персонала, более широкому охвату других групп потребителей или привлечению покупателей путем предоставления скидок, введения дисконтных карт, участия в PR-мероприятиях. Кстати, эти же приемы будут полезны и для стимулирования участия клиентов (вечно занятых и необщительных!) при проведении данного исследования.
ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ
Главный вопрос исследования: «Каковы ваши мотивы получения МВА-образования (Master of business administration)?
ПОЛУЧЕННЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Затраченные усилия
• сдала документы и прошла вступительное тестирование
• провела небольшое исследование: СМИ, Интернет, опрос знакомых
• регулярно посещаю лекции, своевременно готовлю внеклассные задания, читаю рекомендованную литературу
• убедила руководство, коллег и мужа в острой необходимости приобретения мною МВА-образования
• применяю полученные знания на практике
• готовлю дипломную работу на «отлично»
• нашла средства на оплату обучения и выделила время на учебу
• пересилила свою лень и решила проблему «вечного недосыпания»
• нашла няню для ребенка (на время субботних занятий)
2. Ценность вознаграждения
• возможность получить новые знания и упорядочить уже имеющиеся
• возможность приобретения знаний о методиках и технологиях, которые можно применять на практике уже в ходе обучения
• возможность получения диплома престижной бизнес-школы
• роль будущего топ-менеджера, который овладевает новыми методиками
• возможность расширения круга знакомых за счет людей, имеющих те же интересы
• роль родителя, подающего пример ребенку
• роль дочери, которой гордится семья
• возможность в рамках обучения консультироваться с преподавателями-практиками
3. Оценка вероятности соответствия вознаграждения затраченным усилиям (или Оценка соответствия вознаграждения тем усилиям, которые необходимо приложить)
• информация об опыте получения МВА-образования другими людьми, полученная из СМИ и от знакомых
• необходимость дополнительного обучения, связанная с работой
• общение с интересными людьми
• сомнение в способности написать диплом самостоятельно, не «завалиться» на экзаменах
• риск не получить необходимую информацию
• сомнение в способности полностью оплатить обучение
4. Результаты
• пройдено успешно вступительное тестирование
• закончено двухлетнее обучение, получены профессиональные знания и навыки
• повышение заработной платы, карьерный рост, появление новых перспектив
• расширился кругозор
• появилась уверенность в себе как в менеджере
• получение более престижной и интересной работы
• получен диплом МВД
• появились единомышленники-сокурсники (люди, которым доверяю)
• появилась интересная работа и «интересная» зарплата
5. Личностные способности, характер
• лидерские качества
• способность быстро принимать решения
• коммуникационные качества
• чувство юмора
6. Ролевые требования
• роль студента, посещающего занятия, сдающего экзамены
• роль сокурсника, с которым можно выпить бутылку пива после занятий
• роль человека, желающего узнать что-то новое, расширить кругозор
7. Внутреннее вознаграждение
• изменение монотонности жизни (смена социальной роли - это, по сути, отдых от работы)
• удовольствие от процесса учебы
• получение новых знаний (удовлетворение информационного голода)
• чувство удовлетворения - «я это сделала!»
• гордость от обладания диплом МВД
• повышение самооценки
• собственная интуитивная оценка, связанная с предыдущим опытом получения образования
• чувство компетентности {я разбираюсь в тех вещах, которые раньше были для меня недоступны)
• возможность «переплюнуть» руководство, которое не может и не хочет повышать уровень своего образования и улучшать личностные характеристики
• возможность доказать мужу, что я могу не только пеленки стирать и корпеть много лет в той же должности на неизменной зарплате
8. Внешнее вознаграждение
• признание коллегами и руководством моего профессионализма и права руководить людьми
• признание родными и близкими того, что я - высокоорганизованная, интересная личность
получение возможности обоснованно претендовать на что-то большее
9. Справедливость вознаграждения
• работоспособность
• человек, способный пожертвовать личным временем и другими благами, рискнувший инвестировать личные средства ради получения образования, достоин вознаграждения, например,
10. Удовлетворение
• моральное
• материальное,
• чем дольше я вкладываю усилия (учусь), тем проще (почти автоматически) принимаю сложные решения, приводящие к успеху