Еще в рубрике
- Клиентский опыт
- Мемы в маркетинге
- Нативная реклама
- Товары-субституты и товары-комплементы
- Измеряем отношение клиентов к компании
Самое популярное:
Когда название для предприятия выбрано, а слоган придуман, приходит очередь разработки логотипа и фирменного стиля. Логотип, часто называемый просто «лого», – это символ, обозначающий компанию или бренд, знак, по которому потребители и партнеры будут узнавать ваше предприятие. Он выполняет несколько функций: идентификационную, информационную и рекламную. Логотип представляет собой графическое изображение названия компании или бренда, нередко дополненное какими-либо художественными изображениями. Цвета, в которых выполнен логотип, являются корпоративными, они же повторяются во всех элементах фирменного стиля компании.
ФУНКЦИИ ЛОГОТИПА
Первой и самой очевидной функцией логотипов является идентификационная функция. Логотип – это элемент, отличающий предприятие или товар в ряду других подобных, а также указывающий на происхождение этого предприятия или товара.
Следующей функцией логотипа является информационная. Логотип информирует потребителя о сущности предприятия или товара, задает стандарт качества и цены.
И, наконец, последней функцией логотипа выступает рекламная или имиджевая. Логотип выставляется на упаковке товара, на этикетке или даже на самом товаре, в визуальной рекламе предприятия или товара. На вывесках, табличках, фирменных бланках, визитных карточках, бейджах, униформе сотрудников мы также видим логотип. Логотип несет в себе фирменные цвета компании, а также передает характер бренда.
ВИДЫ ЛОГОТИПОВ
Только слово
В роли логотипа может выступать надпись (графическое изображение названия бренда), тогда его характер будет передан с помощью особым образом подобранного шрифта и цвета. Надпись может быть выполнена с помощью типового шрифта, без какой-либо доработки. Это не лучший вариант. Ведь тогда клиент сможет узнавать компанию только за счет звучности названия, а на эстетический аспект восприятия рассчитывать не приходится.
Типовой шрифт можно модифицировать, например, сделать буквы более толстыми или тонкими, вытянуть их, изменить наклон. Такой вариант предполагает уже несколько большую индивидуальность. Другой подход предполагает использование литер из разных типов шрифтов: такая надпись выглядит интереснее.
Возможна и разработка уникального, нового шрифта. Но это достаточно трудоемкая и дорогостоящая задача.
Вообще, логотипы, состоящие только из слов, выглядят сдержанно и солидно. Хотя профессиональная «игра» со шрифтом способна превратить обычное название в завершенный художественный элемент.
Аббревиатура как знак
Возможен вариант, когда словесная надпись, выполненная в строгой манере, дополняется художественным изображением, представляющим собой заглавную букву названия фирмы (или бренда) либо его аббревиатуру. Такое изображение представляет собой цельный художественный элемент и, как правило, используется самостоятельно, а не в комплексе с полным названием. Особое значение подобные знаки имеют для производителей ювелирных изделий, ведь небольшой знак легко наносится на изделие и служит фирменной маркировкой. Примерами могут стать логотипы «Эстет», «Ювелюкс», «Самоцветы от Соколова», «Тверское золотое княжество», «VanGold», «Diadema».
Художественная доработка словесной надписи
Еще одним вариантом можно считать включение в обычную словесную надпись художественных элементов. В таком случае в название вставляют дополнительные изображения. Эти изображения заменяют или дополняют собой буквы, имея схожий с ними внешний вид. В качестве примеров можно привести логотипы «Гродэс» (буква «о» выглядит, как луна), «Ювелирный дом Россия» (буква «и» в слове Россия, мало того, что выполнена в латинском варианте, но и представляет собой изображение Александрийского столпа).
Словесная надпись + простые фигуры
Другим вариантом может служить сочетание словесной надписи и каких-либо простых художественных элементов, например, геометрических фигур (круг, квадрат, овал), линий и других изображений, призванных придать логотипу художественную завершенность, но не несущих смысловой нагрузки. Эти элементы и название образуют единое целое. В качестве примеров можно привести логотипы «Alfa Gold», «ЮвеРос», «Signity».
Словесная надпись + картинка
Этот вариант логотипа подобен предыдущему, но в качестве художественных элементов выступают сложные объекты, например, изображения растений, животных или каких-либо предметов, определяющих характер бренда. Важно, что в предыдущем варианте речь шла об абстрактных изображениях, а в данном типе – картинки вполне конкретные. Как примеры можно привести логотипы «Инталия» (кольцо), «Кристалл» (корона-алмаз), «Nino Brutti» (раковина), «Гефест» (корона).
Картинка как знак Возможен вариант, в котором художественный элемент может выступать отдельно от надписи, при этом продолжая выполнять все функции логотипа. Как и в случае с аббревиатурами, рассматриваемый вариант удобен для нанесения маркировки на изделия. Такими являются логотипы «Сидан» (схематическое изображение звеньев цепи), «Костромской ювелирный завод» (ладья, заключенная в бриллиант и в схематичное кольцо).
Кроме того, подобная картинка-знак может включать и аббревиатуру, например, как в логотипах «Mistyque» и «Московский Ювелирный Салон».
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ЛОГОТИПОВ
Основное правило заключается в том, что логотип должен отражать характер бренда. Это делается с помощью подбора одного или нескольких шрифтов, цветового решения, а также возможного добавления художественных элементов.
Деятельность предприятия и его целевая аудитория являются основополагающими при выборе того стиля, в котором будет выполнен логотип. Например, ориентация на премиум и суперпремиум сегменты предполагает строгость линий и «дорогую простоту». Направленность же на средний класс, а особенно на женщин, позволяет использовать более яркие цвета и игривые формы.
Создание нового шрифта для логотипа совершенно необязательно. Это может не оправдать сделанных вложений. Как правило, для дизайна логотипа используются уже имеющиеся шрифты в доработанном варианте. Сейчас существует огромное разнообразие типов шрифтов, которые могут подчеркнуть то или иное идейное наполнение.
При подборе цветов для логотипа важно помнить, что при выборе сложных цветов есть большая вероятность того, что типография не сможет их повторить, и каждый раз придется иметь дело с различными оттенками выбранного колера. Практичнее избегать цветовой перегруженности, выбирая для логотипа один-два, максимум, три цвета. Такой логотип будет легко восприниматься, а, кроме того, печать визитных карточек, бейджей и других элементов фирменного стиля обойдется значительно дешевле, ведь «полноцвет» принципиально дороже, чем печать в один-два цвета.
При решении использовать в логотипе художественные элементы надо хорошо взвесить все «за» и «против». Подчеркнет ли данный элемент характер бренда? Не перегрузит ли он логотип? Органично ли он вписывается в общий вид логотипа? Не помешает ли он выпуску под данным названием каких-либо других товаров?
КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО ЛОГОТИПА
При создании логотипа нужно помнить, для каких целей он необходим. Логотип размещается на всех элементах фирменного стиля компании: визитных карточках, бейджах, фирменных бланках, факсовых сообщениях, конвертах, папках и т. п. Следует помнить, что логотип, вероятнее всего, будет использоваться в рекламных макетах (для газетной, журнальной, наружной и другой рекламы), при создании вывесок и табличек, для нанесения на сувенирную продукцию (от авторучек и кружек до футболок и полиэтиленовых пакетов).
Из этого следует, что хороший логотип отвечает следующим требованиям:
1. Отражает характер и имидж бренда.
2. Представляет собой цельный, художественно завершенный элемент.
3. Одинаково хорошо читается и в увеличенном, и в уменьшенном вариантах (визитная карточка и баннер, ручка и огромный воздушный шар, маркировка на ювелирном изделии и вывеска магазина).
4. Ничего не теряет ни с информативной, ни с эстетической стороны при переводе в черно-белый вариант (факсовое сообщение и макет для газеты предполагают эту процедуру), что также делает возможным его исполнение с помощью тиснения фольгой.
5. Выполнен в простых цветах.
6. Не перегружен лишними элементами.
Но в любом случае работу над логотипом следует доверять только профессионалам. В таком случае вы получите действительно качественный дизайн.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
Когда название предприятия (бренда) готово, выбран корпоративный цвети разработан логотип, следует позаботиться о фирменном стиле. Фирменный стиль – это комплекс цветовых, графических, дизайнерских элементов, который делает ваш бренд отличным от других и несет в себе информацию о его имидже. Элементами фирменного стиля выступают имя компании (бренда), фирменный логотип, фирменные цвета, модульная сетка, фирменный шрифт, слоган. Объектами (носителями) фирменного стиля, в которых и используются его элементы, являются корпоративные визитки, фирменные бланки, факсовые сообщения, конверты, буклеты, листовки, плакаты, ценники, памятки, сертификаты, календари, а также фирменная одежда, сувенирная продукция, пакеты, интерьер магазина и офиса, вывеска. Кроме этого, носителями фирменного стиля выступают интернет-сайт и рекламные баннеры в сети Интернет, а также вся рекламная продукция, которая когда-либо будет заказана.
Все объекты фирменного стиля должны представлять собой как бы одно целое, быть лицом предприятия или бренда. Очень важно, чтобы при взгляде на визитки, факсовые сообщения, письма, вывеску магазина было ясно, что все это, несомненно, принадлежит именно этому торговому предприятию. Фирменный стиль – это своеобразный этикет. Как человека узнают по фотографии, манере говорить и одеваться, так и предприятие должно легко идентифицироваться по объектам фирменного стиля. Все объекты выполняются одинаково (в одних цветах, с одними и теми же графическими элементами, все письма и факсы набираются на фирменных бланках одним и тем же шрифтом).
Визуально фирменный стиль должен передавать информацию о компании. Необходимо, чтобы он соответствовал целевой аудитории и тому сообщению (говоря маркетинговым языком, «месседжу»), которое требуется до нее донести. Графические элементы фирменного стиля подчеркивают действие названия, логотипа, слогана.
ГДЕ ЗАКАЗАТЬ РАЗРАБОТКУ ЛОГОТИПА И ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
В настоящее время существует множество рекламных агентств и дизайн-бюро, которые занимаются разработкой логотипов и фирменного стиля для предприятий. Выбрать агентство, удовлетворяющее всем требованиям, достаточно сложно. В этом могут помочь несколько советов.
Если на разработку фирменного стиля заложен большой бюджет, можно устроить среди агентств тендер (конкурсный отбор). Но он заведомо обойдется дороже, чем простой заказ, ведь профессионалы не будут соревноваться друг с другом бесплатно. При выборе обычного заказа на определенную сумму и заказа на ту же сумму, но с применением тендера, агентства, конечно, предпочтут взять простой заказ.
Другой вариант – это выбор агентства и прямой заказ. Но здесь нужно придерживаться некоторых правил. Во-первых, до обращения в агентство нужно составить грамотный бриф – техническое задание, по которому будет работать дизайнер. Бриф содержит информацию о сфере деятельности компании, ее планах на будущее, целевой аудитории, а также технические условия воспроизведения логотипа (для чего он, собственно, нужен).
Во-вторых, необходимо ознакомиться с предыдущими работами агентства, посмотреть их портфолио.
В-третьих, присмотреться к нескольким агентствам, чтобы потом выбрать из них одно (важно соотношение профессионализма, цены и просто фактор симпатии-антипатии).
Хорошее агентство, как правило:
· работает на рынке уже некоторое время и хорошо себя зарекомендовало, либо имеет в штате известных профессионалов своего дела;
· предоставит полное портфолио, в котором будут работы нескольких дизайнеров;
· поможет доработать бриф, если он написан нечетко;
· прежде чем разработать логотип, ознакомится с конкурентной средой и постарается, чтобы логотип был индивидуален и конкурентоспособен;
· будет работать сообща с заказчиком;
· предоставит несколько вариантов на выбор.
Итак, если следовать этим несложным советам, то фирменный стиль станет эффективно работающим маркетинговым инструментом.