- Звериный стиль
- Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
В этом номере мы поговорим о чеканке, резьбе и черни. Православные храмы, княжеские и царские покои, несомненно, потеряли бы половину своего великолепия без изумительных произведений, выполненных с помощью этих традиционных техник. Неповторимые драгоценные сокровища – парадная посуда, оклады для икон, церковная утварь, царские регалии и драгоценные украшения – стали сегодня достоянием истории и музейных собраний. Нам остается лишь преклоняться перед мастерством ювелиров, умевших виртуозно создавать самые разнообразные декоры – от выразительного рельефа до тонкого кружева.
ЧЕКАНКА
Чеканкой называют технику получения рельефного изображение на листовом металле путем выколачивания (без прорезания поверхности металла) с помощью стального чекана, по которому мастер наносит удары молотком. Одного чекана в виде граненого или круглого в сечении стального стержня, конечно же, недостаточно. Для выполнения сложных изделий мастер обзаводится целым набором специализированных инструментов и приспособлений. В зависимости от предназначения, рабочей части (бою) чекана придается определенная форма. В соответствии с этим различаются семь основных типов чеканов, имеющих запоминающиеся названия.
Основные линии рельефа выполняются расходником, который напоминает зубильце с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл канфарником.
Канфарник – чекан с тонким скругленным боем – служит не только для переведения рисунка с бумаги на металл, но и для создания особой матовой фактуры фона, усеянной множеством точечных вмятин.
Для того чтобы сделать фон ниже, используется лощатник, имеющий почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами и шероховатой поверхностью.
Для выколотки углубленного или выпуклого рельефа применяется бобошник с выпуклым продолговатым бойком, формой напоминающим боб.
Когда требуется получить сферические углубления или выпуклости, берется пурошник с бойком сферической формы.
Для отделки фона, придания ему зернистой фактуры, кроме канфарника часто используется зернильник – трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка.
С помощью пуансонов наносятся простейшие узорные бордюры, состоящие из повторяющихся элементов. Для этого на боевой части пуансона сделан выпуклый узор в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п.
Рельефный рисунок на изделии может сочетаться со сквозными проемами, которые наносят с помощью сечек – чеканов типа зубильцев с остро заточенным бойком.
В общем, для каждой операции найдется свой инструмент. Чем изощреннее работа, тем разнообразнее набор чеканщика. У самых искусных набирается целая коллекция, насчитывающая сотню чеканов, многие из которых мастеру приходится изготавливать собственноручно – в продаже таких нет.
Естественно, что размер инструмента зависит и от масштаба изделия. Ювелир воспользуется миниатюрными чеканами, а для крупных работ потребуется более солидный инструмент – молотки с подобной чеканам ударной частью. Чеканы и молотки изготовляют из углеродистой стали У-7, У-8 и У-10. Если такой стали нет, можно использовать старые напильники, надфили, слесарные зубила, кернеры, пробойники и другие подходящие по форме и размерам инструменты. Готовые инструменты необходимо еще и закаливать для прочности.
Кроме металлических чеканов применяются и деревянные, из твердых пород дерева – дуба, бука, граба. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как у металлических. Применяются деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием.
Чеканщику необходимо запастись и несколькими молотками. Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий плоский (круглый или квадратный) боек, а с другой – шаровидный. Плоским бойком наносят удары по чекану, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород. Рукоять должна удобно лежать в ладони, чтобы рука быстро не утомлялась от продолжительной работы. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.
Помимо всего прочего мастеру необходимо подготовить основу, на которую будет крепиться заготовка для ее прочеканивания. Не слишком сложный и, главное, не слишком высокий рельеф можно выполнить, подложив под лист металла плоский брезентовый мешочек с песком, свинцовую или резиновую пластину, войлок. При работе над высоким рельефом потребуется подготовка более надежной опоры. Обычно используется пластичная смесь, сплавленная из одной трети вара и двух третей мельчайшей земляной пыли или кирпичной муки. Для эластичности добавляют немного воска, а для клейкости – канифоль. У каждого мастера собственный рецепт состава смолы, который он держит в секрете. Приготовленная таким образом смола заливается в ящик с невысокими бортиками в зависимости от задуманной глубины рельефа.
Пластина металла, приготовленная для чеканки, должна быть ровной, предварительно отожженной, очищенной от окалины в десятипроцентном растворе серной кислоты, промытой водой и просушенной. Лист плотно прижимается к разогретой поверхности этой смеси, после чего на него переносят рисунок и начинают процесс чеканки. Чаще всего при работе с художественными изделиями оказывается недостаточно прочеканить изделие только с одной стороны. Приходится несколько раз переворачивать заготовку, чтобы прочеканивать и с лица, и с изнанки. Чтобы осуществить это, изделие всякий раз снимается с основы, для чего слегка нагревается, очищается от остатков сгоревшей смолы, отжигается и переворачивается другой стороной. Чтобы избежать опасных пустот под листом металла, углубления на подложке после каждого переворачивания заполняются смолой. Более тонкую проработку деталей мастер продолжит уже на свинцовой прокладке или листе толстой резины. Подравнять плоскости с помощью лощатника можно и на стальной плите.
Подходящими металлами для чеканных работ считаются медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм.
Наибольшей трудоемкостью отличается чеканка объемных форм на чашах, кубках, братинах, кумганах и других подобных предметах. К сожалению, даже в тех центрах, где прежде в больших количествах производилась медно-чеканная посуда, навыки выполнения объемного рельефа практически утрачены. К примеру, славившиеся своим искусством бухарские мастера сегодня работают лишь в технике плоской гравировки.
В древности чеканка широко применялась народами Причерноморья и Кавказа. В музеях представлены изумительные чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами VII–IV вв. до н. э. В Киевской Руси чеканка достигла высокого уровня развития в IX–XI вв. Самую роскошную орнаментальную форму чеканка получает в ювелирных, культовых, декоративно-прикладных произведениях в XVIII–XIX вв.
БАСМА
При создании массовых украшений часто повторяющихся форм мастера чаще всего использовали не ручную чеканку, а тиснение с помощью бронзовых матриц. Эта техника известная как басма (от тюркского «оттиск», «печать»), в русское ювелирное дело проникла с Востока, еще до нашествия монголов. Басма облегчала работу ювелира, снижала стоимость изделий, делала украшения доступными для простых горожан.
При басме тонкий лист металла помещается между матрицей – бронзовой платиной с углубленным рисунком и пуансоном, с точно таким же, но выпуклым изображением. Мастер бьет деревянным молотком по пластинам с проложенной между ними фольгой, которая постепенно вдавливается в матрицу. На фольге четко отпечатываются все детали изображения. До нас дошли замечательные ювелирные изделия русских мастеров XII–XIII веков, выполненные в технике басмы. Для басмы используют фольгу толщиной в сотые доли миллиметра.
РЕЗЬБА или ГРАВИРОВКА
Резьба и гравировка – одно ли это и то же? Часто эти термины употребляются на равных правах. Однако разница все-таки есть. Штриховая гравировка по металлу – искусство утонченное, напоминающее изящный рисунок, только вместо пера или карандаша мастер выводит линии по металлу, разрезая его мягкую поверхность остро заточенным стальным инструментом. Он может приложить больше усилий и придать объем рисунку, превратив графический узор в невысокий рельеф. Для этого потребуется выбрать фон вокруг рисунка поглубже или, наоборот, опустить сам рисунок, и тогда возникнет ощущение прочеканенного узора. Этот прием глубокой резьбы называют оброном или резьбой по оброну. В старину русские мастера постигали мастерство, обучаясь ему у отцов и дедов. Поэтому в каждом центре складывалась самобытная манера резьбы или чеканки. Работу серебряников Пскова XVI–XVII вв. можно отличить от работы резчиков Москвы, Вологды, Новгорода или Казани.
Итак, основным инструментом резчика по металлу, кроме точной руки опытного рисовальщика, является набор стальных резцов или штихелей, имеющих вид короткого клинка с косо срезанным лезвием. В зависимости от назначения, штихилям придается различное сечение. Один конец резца вставляется в деревянную ручку, чтобы было удобно работать.
Современный гравер обычно пользуется тремя основными штихелями и двумя дополнительными (мессерштихель и репштихель). Мессерштихель дает возможность делать тончайшие нарезки, а репштихель позволяет проводить одновременно несколько параллельных линий.
В художественных изделиях различные способы резьбы могут дополнять друг друга, искусно сочетаясь. Иногда резьба является лишь подготовительным этапом для нанесения цветной эмали, насечки, инкрустации или черни.
ЧЕРНЬ
Чернь, или ниелло (итал. niello, от лат. niger – черный), представляет собой сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов. Сплавленный кусок черни толкут в порошок и, смочив, накладывают в резные углубления рисунка. При обжиге чернь, будучи металлом, прочнее, чем эмаль, соединяется с поверхностью металлического изделия.
Чернение по серебру и другим металлам было известно уже в античном мире. Но нигде в мире оно не получило такого развития, как в России. Эта техника широко применялась русскими ювелирами в X–XIII вв. и позднее, в XV–XVI вв.
В наши дни традицию русской «северной черни» успешно продолжают развивать мастера Великого Устюга. Уже в XVII в. здесь работали мастера серебряного дела, владевшие чернью, однако наивысший расцвет это искусство переживает в XVIII в., в период распространения стиля барокко. Местные серебряники владеют собственным секретом состава черни, которая отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густого черного. Утонченный изысканный стиль черни Великого Устюга оказал влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, Тобольска. В довоенные годы в Великом Устюге была создана артель «Северная чернь», где было сформировано целое орнаментальное направление в искусстве северной черни. Сегодня «Северная чернь» – это крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения создают замечательные изделия, пользующиеся спросом во многих странах мира. Прежде всего, это дорогая посуда – кофейные, чайные и винные наборы, столовое серебро и т. п.
Чернь по серебру остается любимым промыслом дагестанских ювелиров и оружейников. Больше других преуспели в этом деле кубачинцы, жители большого горного аула, прославившегося своими умельцами. Здесь, в домах потомственных златокузнецов, сохранились целые коллекции старинного оружия, ведь мастера из Кубачей испокон веков занимались художественным оформлением оружия: делали рукояти и ножны для кинжалов, украшенные гравировкой и чернью; «одевали» в серебро огнестрельное оружие; изготовляли великолепные пояса и женские украшения с черневым рисунком.
Сегодня чернь, также как и другие традиционные для России техники чеканки и резьбы по металлу, не утратили своей популярности среди ювелиров, часто обращающихся к ним и при создании драгоценных эксклюзивных произведений, и при производстве вполне доступных для массового потребителя вещей, украшающих нашу жизнь.