- Звериный стиль
- Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
- Узоры на металле
…Вы на девушках, да на молодушках
Воссияете дугой-радугой,
Во серёжках-то переливчатых,
Во колечушках искры мечете.
Камни, камни-самоцветики,
Уросли вы привередливы,
Не ко всем идёте в рученьки,
Обойдёте бесталанного,
Обойдёте несчастливого.
Такое событие российской истории, как открытие якутских алмазов, также оказало огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы: ведь в 1959 году именно уральские огранщики А. А. Чижиков и Е. А. Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты.
Не забывали уральцы и о своём природном богатстве: в том же 1961 году на фабрике (впоследствии ставшей Свердловским ювелирным заводом, а затем – предприятием «Ювелиры Урала») был создан камнерезный участок. Здесь делали ювелирные вставки из поделочного камня: яшмы, родонита, агата, бирюзы, малахита, сердолика, дымчатого кварца, обсидиана, лазурита, амазонита, оникса, беломорита, халцедона…
С 60-х годов свердловские ювелиры стали постоянными призерами самых престижных ювелирных выставок и конкурсов. Первой, и поэтому самой дорогой для них наградой стало признание броши с яшмой «Кавказ» лучшим экспонатом выставки в Париже в 1961 году. В 60–70-е годы ХХ столетия окончательно оформилась уральская ювелирная школа – самобытная и яркая. Можно было уже с уверенностью говорить об её отличительной черте: в композиции украшения уральские ювелиры предпочтение неизменно отдавали не металлу, а камню.
Как писала искусствовед В. И. Копылова в книге «Ювелирное искусство Урала», «для них самоцвет и поделочный камень стали «активным и, пожалуй, самым главным формообразующим фактором, он подсказывал замысел, решение оправы, её декоративную отделку», да и, собственно, выбор металла для неё.
Не секрет, что с выбором материала в советский период у художников-ювелиров были известные сложности. Некоторые исследователи искусства предполагают, что интерес к поделочным камням в значительной мере был продиктован отсутствием законной основы для свободной работы с драгоценным камнем и благородным металлом. Многие ювелиры тогда обратились к материалам более доступным – мельхиору (соединению меди с никелем) и поделочному камню. В результате их фантазию не сковывала мысль о гранах и каратах – её регулировали лишь вкус и чувство гармонии.
Надо сказать, что не все искусствоведы признают уральскую ювелирную школу (в академическом значении этого слова – школу как направление, течение в искусстве, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов) окончательно сформировавшейся – слишком мало прошло времени. Но с этим мнением можно поспорить. Изделия уральцев узнаваемы и неизменно вызывают интерес у посетителей ювелирных выставок и конкурсов. Богатства же этого края ещё далеко не все открыты, а значит, уральские камни ждут своих ювелиров.
Мастерские «ЛиК»
В 1990 году заслуженные художники России – Александром и Ниной Лохтачевы вместе с Григорием Манушем организовали Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (Лохтачевы и Компания).
Основную идею своей деятельности художники-организаторы видели в том, чтобы не только сохранить самобытное искусство украшения изделий из металла, но и вернуть былую славу русского оружия, возвратить златоустовской гравюре на металле её исконное значение – украшать предмет, будь то кубок или кинжал, клинок сабли или подсвечник, поднос или предмет церковной утвари.
Уникальность всего, что создают в «ЛиКе» заключается в рукотворности всех произведений, в трепетном отношении к тончайшей технике вытравки и золочения, в высокой культуре подачи каждого изделия. Коллекция офицерских кортиков, кубки для театральных конкурсов, декоративные произведения с символикой государств и городов уже вошли в сокровищницу ювелирного и декоративного искусства.
С Высочайшего Благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II творческий коллектив Патриарших мастерских «ЛиК» в 1999 году изготовил Дарохранительницу для возрожденной святыни Русской православной церкви Храма Христа Спасителя. И высокохудожественное произведение воссоздано в полном соответствии с исторической правдой.
За прошедшие годы Мастерские «ЛиК» успешно работали в нескольких творческих направлениях: авторское украшенное холодное оружие, посуда и предметы интерьера, ювелирные изделия, церковное искусство, ручное ткачество (гобелены), рукотворная книга, скульптура. Своим творчеством художники показывают, что традиции функциональных, изыскано и по-царски богато украшенных вещей не только не утрачены, но и успешно развиваются.
Фабрика «Оружейникъ»
Фабрика специализируется на разработке и изготовлении уникального клинкового оружия. Каждый образец выполнен вручную по оригинальной оружейной технологии с применением различных методов многоуровневой обработки металла и нанесением художественных изображений различной тематики. Изготовленные из лучших марок стали, ценных пород дерева и ювелирных камней I-II категории, изделия фабрики отличаются от множества предлагаемых на рынке декоративных поделок своей подлинно оружейной функциональностью.
Изделия компании могут служить эксклюзивным подарком или наградой, данью почета и уважения, подтверждением заслуг, символом доблести и чести, а также оригинальным способом решения многих деликатных вопросов.
Золотой оттиск имени владельца на клинке, эксклюзивность украшения символикой предприятия, высокое качество исполнения и благородные материалы относят клинки «Оружейника» к категории уникальных творений.
ООО «Златоустовская гравюра на стали»
Златоустовская гравюра на стали зародилась как искусство украшения холодного оружия в начале XIX века. Быстро переняв технику немецких мастеров из Золингена и Клингенталя (известных оружейных центров Германии того времени), художники-гравёры Златоуста начали создавать работы в своём оригинальном стиле. На первом месте стояло качество самого оружия, а украшение служило для того, чтобы подчеркнуть его достоинства, ставило печать значительности, придавало ему блеск и праздничное звучание. Кроме традиционных шпаг, палашей, сабель с середины XIX века «Златоустовская оружейная фабрика» начала также украшать предметы быта и подарки – различные панно, шкатулки, ларцы, подносы.
Каталог изделий компании «Златоустовская гравюра на стали» содержит как холодное оружие, произведённое в наши дни, так и оружие, выпущенное предприятием ранее – с клеймами «Златоустовская оружейная фабрика», «ЗиК», «ЗМЗ им. Ленина», ПО «Булат». Используя свойства металлов – золота, серебра, никеля – и специальные виды обработки, художники компании добиваются богатой гаммы оттенков. Их оружие отличает тонкость и чёткость изображения, неповторимое изящество.
Златоустовская гравюра на стали пользуется большой популярностью, как в России, так и в других странах, неизменно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира. Благодаря своим высоким качествам, оригинальности и своеобразию, она может служить прекрасным подарком в любых случаях жизни. Как произведение искусства, гравюра на стали не стареет и гармонично вписывается в любой интерьер. И не случайно образцы изделий мастеров предприятия хранятся во многих коллекциях и музеях России и зарубежья.