- Звериный стиль
- Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
- Кострома mon amour
- Всё началось с Петра I
- Узоры на металле
Уральская ювелирная школа – пожалуй, самая молодая в стране. Вместе с тем её история теснейшим образом переплетена с историей гранильного дела. Неотделима она и от истории России.
Ой вы, камни-самоцветики,
По Уралу порассыпаны,
Во горах да во долинушках,
Во лесах, да мочежинушках,
Вы не сажены, да не поливаны,
В тёплом солнышке не нуждалися,
Зимы-мачехи не пугалися…
Несомненно, что основой камнерезного и, позднее, – ювелирного искусства Урала стало его минералогическое богатство. Другого слова и не подберешь, ведь драгоценностей здесь – целая россыпь: это и лазурит, и бирюза, и турмалины, и бериллы, и топазы, и изумруды, и аметисты… А великолепие поделочного камня – малахита, яшмы, мрамора – где ещё такое сыщется?
Кто и когда в этих краях нашёл первый самоцвет, конечно же, никто не знает. Однако существует документальное свидетельство о том, что в 1669 году сын известного рудознатца Тумашева Дмитрий привёз в Москву найденные им в окрестностях Мурзинки драгоценные камни: «Бил челом нашему Великому государю медной руды плавильщик Дмитрий Тумашев, а сказал: ездил де он в Сибирь руд искать и отыскал цветное каменье, в горах хрустали белые, фетисы вишнёвые и юги зелёные, и тумпасы жёлтые…». Эти находки были весьма ценными для России, поскольку для изготовления ювелирных украшений и церковной утвари камни широко использовали, но были они привозными: алмазы, рубины и сапфиры доставлялись из Индии и с Цейлона, бирюза и лазурит – с Ближнего Востока, поступали драгоценные камни и из Европы. Теперь же появилась возможность не только работать с собственным сырьём, но и продавать драгоценности в другие страны.
До 1721 года добыча уральских самоцветов была в основном стихийной, а государственную монополию на эти камни установил приказ Петра I, согласно которому их поиск, добыча, оценка и обработка были упорядочены и систематизированы. Год 1721 отмечен ещё одним событием: тогда по указу Петра I на берегах реки Исеть был заложен крупнейший в России «железоделательный» завод и крепость, которая два года спустя получила название Екатеринбург.
Богатые месторождения уральских самоцветов способствовали развитию местного промысла по изготовлению ювелирных изделий. И совершенно естественно, что ювелирное дело Урала началось с огранки цветных камней, в первую очередь горного хрусталя и аметиста. Документально зафиксировано, что сами ювелирные изделия изготавливались уральцами ещё в начале XVIII века: сохранилась запись о том, что в 1727 году некоему мастеру Андрею Кузнецову был сделан заказ: «...камни гранены поручиком Рефом... оные его Рефа работы отдать гармахеру Андрею Кузнецову, которые велеть поставить в серебряные перстни...». Этот год и принято считать официальным началом ювелирного дела на Урале.
Параллельно развивалось и камнерезное дело: 1747 год стал годом начала промышленной обработки камня в Екатеринбурге, а в 1755-м была пущена в действие Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика, призванная обеспечивать царский двор изделиями из мрамора, малахита, яшмы и других твердых камней, а также гранёными драгоценными камнями. Вплоть до начала ХХ века гремела слава её мастеров, украсивших своими шедеврами многие дворцы и усадьбы. Местным мастерам-камнерезам было знакомо несколько десятков приемов технологической обработки камня. Появился даже свой особенный способ, так называемая «екатеринбургская грань». Были в числе изделий фабрики и украшения с драгоценностями.
Известно, что местные ювелиры долгое время работали преимущественно с серебром. Нет, конечно, изготавливали они и изделия из золота, но почти исключительно из «лома» вышедших из моды или сломанных украшений. Такой парадокс для богатого драгметаллами края был обусловлен особенностями законодательства того времени, согласно которому запрещалось использовать драгоценные металлы в местах их добычи.
Появившиеся на Урале кустарные мастерские горщиков, камнерезов и огранщиков располагались в окрестностях Екатеринбурга. За каждым из районов закреплялись строго определённые виды ювелирных работ, а в конце 90-х годов ХХ века в Екатеринбурге обосновались и представители иностранных фирм и компаний. Говоря о развитии камнерезного и ювелирного искусства Урала, нельзя не упомянуть созданное в 1870 году Уральское общество Любителей Естествознания (УОЛЕ). По его инициативе впоследствии была создана Научно-минералогическая мастерская, при которой был сформирован цех по огранке уральских камней. Её история плавно перетекает в советские времена: в 1938 году мастерская перешла на баланс межзональной конторы Ювелирторга Наркомторга СССР, в 1939 году получила статус «Гранильно-минералогической фабрики», а в 1941 году была переименована в Свердловскую ювелирно-гранильную фабрику.
…Вы на девушках, да на молодушках
Воссияете дугой-радугой,
Во серёжках-то переливчатых,
Во колечушках искры мечете.
Камни, камни-самоцветики,
Уросли вы привередливы,
Не ко всем идёте в рученьки,
Обойдёте бесталанного,
Обойдёте несчастливого.
В отличие от других школ ювелирного искусства, подчас не сохранивших за давностью лет имена своих мастеров, уральская школа может с гордостью назвать имена выдающихся ювелиров, стоявших у её истоков. И первым из них следует назвать имя Владимира Гавриловича Рощина, которого сами уральцы почитают как великого мастера, организатора и одного из основателей уральской школы ювелирного искусства.
Однако нельзя не отметить, что огромное влияние на её формирование оказало искусство киевских мастеров-ювелиров. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны в Свердловск был эвакуирован Киевский ювелирный завод. При содействии его специалистов в 1942 году на свердловской фабрике был организован цех по сборке и реставрации часов, часовых механизмов, изготовлению циферблатов, а также ювелирное производство золотых и серебряных украшений.
После войны фабрика прочно встала на ноги, чему немало способствовало применение новых технологий. В частности, в конце 40-х и начале 50-х годов были внедрены изобретенный инженером фабрики А. В. Моргуновым полуавтомат для огранки ювелирных камней (вскоре принятый на вооружение всеми отечественными ювелирными заводами) и электрическая печь для плавки драгоценных металлов. Уже в произведениях уральских ювелиров того периода просматривается акцентирование природной красоты камня в сочетании с яркой образностью.
Такое событие российской истории, как открытие якутских алмазов, также оказало огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы: ведь в 1959 году именно уральские огранщики А. А. Чижиков и Е. А. Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты. Не забывали уральцы и о своём природном богатстве: в том же 1961 году на фабрике (впоследствии ставшей Свердловским ювелирным заводом, а затем – предприятием «Ювелиры Урала») был создан камнерезный участок. Здесь делали ювелирные вставки из поделочного камня: яшмы, родонита, агата, бирюзы, малахита, сердолика, дымчатого кварца, обсидиана, лазурита, амазонита, оникса, беломорита, халцедона…
С 60-х годов свердловские ювелиры стали постоянными призерами самых престижных ювелирных выставок и конкурсов. Первой, и поэтому самой дорогой для них наградой стало признание броши с яшмой «Кавказ» лучшим экспонатом выставки в Париже в 1961 году. В 60–70-е годы ХХ столетия окончательно оформилась уральская ювелирная школа – самобытная и яркая. Можно было уже с уверенностью говорить о её отличительной черте: в композиции украшения уральские ювелиры предпочтение неизменно отдавали не металлу, а камню.
Как писала искусствовед В. И. Копылова в книге «Ювелирное искусство Урала», «для них самоцвет и поделочный камень стали «активным и, пожалуй, самым главным формообразующим фактором, он подсказывал замысел, решение оправы, её декоративную отделку», да и, собственно, выбор металла для неё.
Не секрет, что с выбором материала в советский период у художников-ювелиров были известные сложности. Некоторые исследователи искусства предполагают, что интерес к поделочным камням в значительной мере был продиктован отсутствием законной основы для свободной работы с драгоценным камнем и благородным металлом. Многие ювелиры тогда обратились к материалам более доступным – мельхиору (соединению меди с никелем) и поделочному камню. В результате их фантазию не сковывала мысль о гранах и каратах – её регулировали лишь вкус и чувство гармонии.
Надо сказать, что не все искусствоведы признают уральскую ювелирную школу (в академическом значении этого слова – школу как направление, течение в искусстве, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов) окончательно сформировавшейся – слишком мало прошло времени. Но с этим мнением можно поспорить. Изделия уральцев узнаваемы и неизменно вызывают интерес у посетителей ювелирных выставок и конкурсов. Богатства же этого края ещё далеко не все открыты, а значит, уральские камни ждут своих ювелиров.
Тумпасы – принятое в старину на Урале обозначение всех кварцевых прозрачных и полупрозрачных пород различных цветов (горный хрусталь, раухтопаз, цитрин, аметист и др.). Производное от слова «топаз».
«Ювелиры Урала»
ОАО «Ювелиры Урала» – предприятие, которое имеет более чем столетнюю историю и производит широкий ассортимент ювелирных украшений из драгоценных металлов с разнообразными декоративными вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, а также сувенирной продукции с применением поделочных камней. Команда высококвалифицированных специалистов не только продолжает традиции старых мастеров, но и постоянно совершенствует способы и приёмы обработки драгоценных металлов и камней.
Украшения с маркой «Ювелиры Урала» отличает традиционно высокое качество работ. Лучшие из украшений получили признание на самых престижных выставках и конкурсах мира, а наши vip-сувениры украшают апартаменты мировых знаменитостей.
Перспективные направления развития завода в настоящее время – это сувенирная продукция и художественно-имиджевая поддержка предприятий. Кроме того, «Ювелирами Урала» освоено ещё одно актуальное направление – изготовление таких должностных знаков, символизирующих власть, как цепь губернатора, мэра, декоративные ключи города, нагрудные знаки.
Сегодня главный принцип работы компании «Ювелиры Урала» звучит так: «В основе нашей деятельности лежит идея создания вещей, которые бы украсили жизнь каждого и удовлетворили бы самые изысканные вкусы. Делая ювелирное искусство доступным для всех, мы изготавливаем украшения высочайшего качества и сложности, бережно храня традиции уральской ювелирной школы и развивая новые направления в ювелирном дизайне».
Неизменно придерживаясь этого принципа в работе, каждый сотрудник предприятия вносит свой вклад в общий успех дела. А для потребителей это означает гарантированную уверенность в том, что украшения от «Ювелиров Урала» – это отличный вкус и безупречный выбор.
Плашкин Виктор Брониславович, член Союза дизайнеров России, генеральный директор ООО «Уральская золотая фабрика»:
Фундамент уральской ювелирной школы – это особая любовь, знание и понимание камня и металла, возникающие у человека, родившегося и выросшего на Каменном Поясе. «Уральская золотая фабрика» успешно продолжает эти традиции; мастера старшего поколения передают опыт молодым, развивая их творческий потенциал. Использование в изделиях крупных самоцветов фантазийной огранки приводит к новым смелым и неординарным художественным решениям. Современные технологии проектирования и производства ювелирных изделий позволяют обеспечить качество и стилевое разнообразие ассортимента продукции, включающей и классические модели, и актуальные европейские дизайнерские тенденции.
ООО «Грифон»
Предприятие «Грифон» продолжает традиции уникального искусства украшенного холодного оружия. Все изделия являются авторскими работами, выполняются в единственном экземпляре. Высокий уровень мастерства художников характеризуется умением тонко чувствовать взаимодействие внешней формы изделия, выбранного орнамента, исторического сюжета, батальной сцены, охотничьей миниатюры и т. д. Отличительная черта изделий «Грифона» – живая динамика миниатюр, богатая цветовая гамма, высокохудожественная гравировка, многоступенчатый цикл обработки металла: несколько степеней отделки – двойное травление, гравировка, полировка, золочение, никелирование, серебрение, чернение серебра.
Тематическая разработка изделий неразрывно связана с историей России и мировой историей. Каждое изделие, выполненное мастерами неповторимо, порой на изготовление одного изделия – сабли, меча, шпаги, палаша – уходят годы.
Заказчиками «Грифона» являются музеи, подарочные фонды, Военно-морской флот, коллекционеры и т. д. Изделия компании заняли свое достойное место в коллекциях 18 музеев.
Производство «Рифеста-Холдинг» расположено в одном из самых старых ювелирных центров России – городе Екатеринбурге. Опытные кадры, впитавшие традиции уральской ювелирной школы, современное оборудование и передовые системы управления позволяют создавать украшения самого высокого уровня. Сегодня на заводе производятся украшения под двумя марками: «АЛМАЗ КЛУБ» и «RIFESTA».
«АЛМАЗ КЛУБ» – это соответствующие тенденциям мировой моды украшения из золота 585 пробы (белого, красного и жёлтого) с бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами, жемчугом. Сейчас марка насчитывает более 1000 моделей и постоянно обновляет свои коллекции. Украшения выпускаются мини-сериями объединёнными общей дизайнерской идеей. Явным конкурентным преимуществом является наличие линии украшений для мужчин. Изделия марки представлены в трёх стоимостных группах. Средняя оптовая стоимость украшений от 8 000, 15 000, 30 000 рублей и выше.
ТМ «RIFESTA» – это украшения из золота 750 пробы (белого и жёлтого) с бриллиантами высоких характеристик, подобранными индивидуально для каждого украшения. Выпуск каждого изделия происходит под многоступенчатым контролем качества. В общей сложности в создании украшений участвует более ста человек. Украшения «RIFESTA» выпускаются коллекциями, которые объединены философией, дизайном, продуманными до мельчайших деталей техническими решениями.
«Русская коллекция» навеяна царской роскошью и несметными богатствами Русской империи. В основу создания коллекции были заложены символы русских орденов.
Коллекция «Легенда эльфов» – отражение легенды о дивном цветке, родившемся в тени крон вековых деревьев и оберегаемом эльфами от людских глаз. Один лишь взгляд на него наполняет душу радостью и надеждой даже в минуту тяжкой скорби. Совершенные формы и линии сияющих золотых лепестков, бриллиантовые капли росы, нежность едва раскрывшегося бутона… «Легенда эльфов» – олицетворение абсолютной гармонии и единения с природой, наполняющей нас жизненной силой и энергией.
Мастерские «ЛиК» (Лохтачевы и Компания)
В 1990 году заслуженные художники России – Александром и Ниной Лохтачевы вместе с Григорием Манушем организовали Мастерские «ЛиК» (Лохтачевы и Компания).
Основную идею своей деятельности художники-организаторы видели в том, чтобы не только сохранить самобытное искусство украшения изделий из металла, но и вернуть былую славу русского оружия, возвратить златоустовской гравюре на металле её исконное значение – украшать предмет, будь то кубок или кинжал, клинок сабли или подсвечник, поднос или предмет церковной утвари.
Уникальность всего, что создают в «ЛиКе» заключается в рукотворности всех произведений, в трепетном отношении к тончайшей технике вытравки и золочения, в высокой культуре подачи каждого изделия. Коллекция офицерских кортиков, кубки для театральных конкурсов, декоративные произведения с символикой государств и городов уже вошли в сокровищницу ювелирного и декоративного искусства.
С Высочайшего Благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II творческий коллектив Патриарших мастерских «ЛиК» в 1999 году изготовил Дарохранительницу для возрожденной святыни Русской православной церкви Храма Христа Спасителя. И высокохудожественное произведение воссоздано в полном соответствии с исторической правдой.
За прошедшие годы Мастерские «ЛиК» успешно работали в нескольких творческих направлениях: авторское украшенное холодное оружие, посуда и предметы интерьера, ювелирные изделия, церковное искусство, ручное ткачество (гобелены), рукотворная книга, скульптура. Своим творчеством художники показывают, что традиции функциональных, изыскано и по-царски богато украшенных вещей не только не утрачены, но и успешно развиваются.
Фабрика «Оружейникъ»
Фабрика «Оружейникъ» специализируется на разработке и изготовлении уникального клинкового оружия. Каждый образец выполнен вручную по оригинальной оружейной технологии с применением различных методов многоуровневой обработки металла и нанесением художественных изображений различной тематики. Изготовленные из лучших марок стали, ценных пород дерева и ювелирных камней I-II категории, изделия фабрики отличаются от множества предлагаемых на рынке декоративных поделок своей подлинно оружейной функциональностью.
Изделия компании могут служить эксклюзивным подарком или наградой, данью почета и уважения, подтверждением заслуг, символом доблести и чести, а также оригинальным способом решения многих деликатных вопросов.
Золотой оттиск имени владельца на клинке, эксклюзивность украшения символикой предприятия, высокое качество исполнения и благородные материалы относят клинки «Оружейника» к категории уникальных творений.
ООО «Златоустовская гравюра на стали»
Златоустовская гравюра на стали зародилась как искусство украшения холодного оружия в начале XIX века. Быстро переняв технику немецких мастеров из Золингена и Клингенталя (известных оружейных центров Германии того времени), художники-гравёры Златоуста начали создавать работы в своём оригинальном стиле. На первом месте стояло качество самого оружия, а украшение служило для того, чтобы подчеркнуть его достоинства, ставило печать значительности, придавало ему блеск и праздничное звучание. Кроме традиционных шпаг, палашей, сабель с середины XIX века «Златоустовская оружейная фабрика» начала также украшать предметы быта и подарки – различные панно, шкатулки, ларцы, подносы.
Каталог изделий компании «Златоустовская гравюра на стали» содержит как холодное оружие, произведённое в наши дни, так и оружие, выпущенное предприятием ранее – с клеймами «Златоустовская оружейная фабрика», «ЗиК», «ЗМЗ им. Ленина», ПО «Булат». Используя свойства металлов – золота, серебра, никеля – и специальные виды обработки, художники компании добиваются богатой гаммы оттенков. Их оружие отличает тонкость и чёткость изображения, неповторимое изящество.
Златоустовская гравюра на стали пользуется большой популярностью, как в России, так и в других странах, неизменно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира. Благодаря своим высоким качествам, оригинальности и своеобразию, она может служить прекрасным подарком в любых случаях жизни. Как произведение искусства, гравюра на стали не стареет и гармонично вписывается в любой интерьер. И не случайно образцы изделий мастеров предприятия хранятся во многих коллекциях и музеях России и зарубежья.