Вернуться в архив >>>

Навигатор ювелирной торговли
РУССКИЙ СТИЛЬ

Звериный стиль

Задолго до Рождества Христова в эпоху расцвета античных цивилизаций Греции и Рима, рядом с этими великими культурами существовали незаметные на их фоне зачатки другой могучей культуры. Наряду с развитым и централизованным миром античности разрозненные племена кочевников и осёдлых земледельцев создавали свою культуру и стиль, наложившие в дальнейшем отпечаток на всю европейскую цивилизацию.

Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа

…Вы на девушках, да на молодушках

Воссияете дугой-радугой,
Во серёжках-то переливчатых,
Во колечушках искры мечете.
Камни, камни-самоцветики,
Уросли вы привередливы,
Не ко всем идёте в рученьки,
Обойдёте бесталанного,
Обойдёте несчастливого.

Такое событие российской истории, как открытие якутских алмазов, также оказало огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы: ведь в 1959 году именно уральские огранщики А. А. Чижиков и Е. А. Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты.

Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа

Уральская ювелирная школа – пожалуй, самая молодая в стране. Вместе с тем её история теснейшим образом переплетена с историей гранильного дела. Неотделима она и от истории России.

Кострома mon amour

Кострому по праву называют одним из старейших центров российского ювелирного искусства. Рассказ о ней начать стоит, конечно же, с истории города, ибо именно она стала основой самобытности Костромской ювелирной школы. Датой основания Костромы считается 1152 год, когда князь Суздальский Юрий Долгорукий колонизовал земли Поволжья. В XIII–XIV веках процесс объединения русских земель завершился, и Кострома в 1364 году вошла в состав Московского княжества. С тех пор её историю невозможно отделить от развития и культуры России.

Всё началось с Петра I

Изучая ювелирные новинки на последней выставке «Junwex», автор этих строк пыталась ответить на вопрос: существует ли в природе петербургская ювелирная школа? Оказалось, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Более того: многие интервьюируемые утверждали, что понятие «петербургская ювелирная школа» утрачивает смысл, потому что ювелирное искусство сегодня становится интернациональным.

Наследие златокузнецов

Настоящей публикацией мы открываем рубрику, посвященную традициям и технологиям ювелирного дела в России, секретам отечественных златокузнецов. Русское искусство развивалось в одном русле с традициями других народов, населяющих Россию.

Третья мировая

В истории ювелирного искусства известны две знаменитые мировые коллекции, каждая из которых была создана одним ювелирным домом, выполнена в едином художественном ключе и не имела аналогов. Они стали эталоном художественного, инженерного и ювелирного мастерства своего времени, мерилом ценности и достижений цивилизации. Это «Пасхальные яйца» Фаберже (56 работ) и «Магические часы» Картье (около 20 работ). Эти коллекции содержали невероятное количество новых ювелирных приёмов, органично соединённых с классическими, имели сложную архитектуру и объединяли множество ювелирных техник и материалов. Владение коллекцией такого класса, безусловно, поднимает её обладателя к вершинам современной цивилизации.

Оружие художника

Авторское оружие – особый вид искусства. Это произведения малой пластики, объёмные, требующие умелого использования автором сочетаний цветовых оттенков, ритма, силуэта, пропорций, фактуры. От чувства меры автора зависит пластическая цельность всей работы. Создавая не просто нож, а объёмную композицию, мастер имеет больше возможностей для выражения себя. Всё в таком оружии «работает» на проявление его художественной сути и форма, и конструкция, и тонко подобранное сочетание материалов, и виртуозно исполненный декор. Но вместе с тем это именно оружие, а не занятный объект декоративно-прикладного искусства.

Золотая канитель

В этом номере речь пойдёт ещё об одной ювелирной технике, позволяющей создавать лёгкие ажурные и очень эффектные украшения. С незапамятных времен ювелиры усвоили главное правило, от которого зависел успех профессионального мастерства: возьми малое количество драгоценного металла и сотвори из него как можно больше. Это в полной мере относится к технике скани.

Кабинетное оружие

Во все времена, у разных народов холодное оружие считалось священным, наделялось магической силой, было талисманом и оберегом, использовалось для очищения от злых духов, придавало силу и смелость своему хозяину. Каждый клинок, будь то японский танто, или индонезийский крис, иранский бебут или индийский ханджар, обладал индивидуальностью, был воплощением души и таланта мастера. Наиболее почитаемым считался тот мастер, который мог изготовить не просто прекрасного качества клинок, но и изящно, со вкусом украсить его, чтобы вещь восхищала своей красотой, приковывала к себе внимание. Подобное оружие являлось не только инструментом охоты и войны, но и в равной степени объектом восхищения. Нередко такие произведения стоили целое состояние, их берегли как зеницу ока, вещь становилась гордостью семьи и передавалась из поколения в поколение…

Узоры на металле

В этом номере мы поговорим о чеканке, резьбе и черни. Православные храмы, княжеские и царские покои, несомненно, потеряли бы половину своего великолепия без изумительных произведений, выполненных с помощью этих традиционных техник. Неповторимые драгоценные сокровища – парадная посуда, оклады для икон, церковная утварь, царские регалии и драгоценные украшения – стали сегодня достоянием истории и музейных собраний. Нам остается лишь преклоняться перед мастерством ювелиров, умевших виртуозно создавать самые разнообразные декоры – от выразительного рельефа до тонкого кружева.

Фаберже на зависть

Ещё десять лет назад камнерезная пластика была редким гостем в ювелирных салонах. Сегодня сложные фигурки из разных пород камня и изысканные цветочные композиции всё чаще украшают витрины престижных магазинов. Но то, что мы можем видеть там – лишь малая толика изделий, производимых российскими камнерезами. Назвать точные цифры не сможет никто, но специалисты уверены, что только в Санкт-Петербурге ежемесячно производится не менее сотни разнообразных камнерезных изделий.

О русской огранке

Так называемую «русскую огранку», подобно «русской иконе», «русскому балету», «русской водке» и «русской икре», можно отнести к числу национальных символов. Для знатоков этот термин служит синонимом качества, как «немецкое качество» или «швейцарская точность». Под брендом «русская огранка» на мировой рынок уже почти полвека поступают бриллианты, соответствующие самым высоким требованиям.