Навигатор Ювелирной Торговли
  • Журнал
    • Журнал
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты
  • Архив
  • Проекты
    • Проекты
    • Топ-100
    • Справочники
    • Ювелирный каталог
    • Ювелирные магазины
    • Diamond Street
  • Выставки
    • Выставки
    • Российские
    • Зарубежные
  • О конкурсе
    • О конкурсе
    • Конкурс
    • Новости
    • Фото
    • Видео
  • Обучение
    • Обучение
    • Все об онлайн-торговле
    • Видеокурсы
    • Выступления экспертов
    • Архив сессий
EN
Корзина ( 0 )
Войти Регистрация
Купить

Подписка

Журналы по номерам

Справочники

Записи вебинаров

Выступления экспертов обучения

«Навигатор» рекомендует

Три  способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон Три способа, пользуясь которыми мировые потребители будут совершать покупки в этот праздничный сезон
 «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности «Серебряный возраст» в ювелирном ритейле: возможности
Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю Хороший продавец- исключение? Вопросы руководителю
Поколение Х. На что обратить внимание в продажах? Поколение Х. На что обратить внимание в продажах?
Дорожная карта защиты активов Дорожная карта защиты активов
Справочники

«Ювелирные камни»

Как купить

«Мерчандайзинг в ювелирном магазине, том 2»

Как купить
Все справочники
  1. Главная
  2. Архив
  3. 2008
  4. Май 2008
  5. 13050
«Архив номеров»

Еще в рубрике

РУССКИЙ СТИЛЬ

  • Звериный стиль
  • Мастера каменного пояса. Уральская ювелирная школа
  • Мастерская каменного пояса. Уральская ювелирная школа
  • Всё началось с Петра I
  • Узоры на металле

Самое популярное:

Навигатор ювелирной торговли

Май 2008

Рубрика: РУССКИЙ СТИЛЬ

Кострома mon amour
Кострома mon amour

Кострому по праву называют одним из старейших центров российского ювелирного искусства. Рассказ о ней начать стоит, конечно же, с истории города, ибо именно она стала основой самобытности Костромской ювелирной школы. Датой основания Костромы считается 1152 год, когда князь Суздальский Юрий Долгорукий колонизовал земли Поволжья. В XIII–XIV веках процесс объединения русских земель завершился, и Кострома в 1364 году вошла в состав Московского княжества. С тех пор её историю невозможно отделить от развития и культуры России.

Издавна в Костроме развивались разнообразные художественные промыслы и ремёсла, в том числе и изготовление украшений. Однако были в её истории периоды, когда их развитие замирало. Времена были неспокойные, и Кострома, как и многие другие русские города, сильно пострадала в результате татаро-монгольского нисшествия, практически на двести лет остановившего развитие русской культуры в целом. Однако это не только не сломило творческий дух русского народа, но, наоборот, вызвало рост русского национального самосознания. По мнению искусствоведов, своеобразным протестом против стремления захватчиков утвердить своё политическое господство над русскими землями стало интенсивное развитие искусства.

Ранее всего подъём художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Для понимания развития костромской ювелирной школы этот момент очень важен. Дело в том, что в 1470-х годах костромская рать под командованием князя Даниила Холмского участвовала в походах московского князя Ивана III против Новгорода. После этого похода часть знатнейших новгородских семей была поселена в Кострому, что, несомненно, определило сопричастность культуры Костромы новгородскому искусству.

Во второй половине XVI века Кострома стала крупным торговым городом и одним из центров художественного ремесла. Расцвет же ювелирного искусства Костромы пришёлся на XVII век, когда город по своему экономическому значению стал третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Подъём экономики того периода благотворно отразился на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры. Известно, что костромские купцы уже торговали и с Востоком, и с Западом (в городе была учреждена английская фактория). Костромичи особо славились своим строительным искусством, процветали в городе и художественные ремёсла, и, в частности, иконопись.

Активно развивалось и ювелирное искусство. Подтверждением тому могут стать произведения костромских ювелиров XVII – начала XVIII века, имеющиеся в собраниях Костромского архитектурного музея-заповедника, Государственного исторического музея и Оружейной палаты. Изделия мастеров-серебряников Костромы – оклады икон, евангелий, напрестольные кресты и церковные сосуды – были оригинальны и узнаваемы, а их декор отличался лёгкостью и изяществом. Произведения костромских ювелиров обильно украшались растительным орнаментом, при этом все детали были тщательнейшим образом проработаны, что свидетельствовало о высоком мастерстве его создателей. Так же, как мастера Новгорода и Пскова, косторомичи наносили на листья и травы резного орнамента мелкие чёрточки, которые придавали оттенок пестроты в чётко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушали блеск металла.

В серебряной церковной утвари костромской работы XVI–XVII веков можно найти вплетённые в орнамент мотивы западноевропейского искусства – литые полосы готического декора, вертикально расположенные «гребешки», мелкие чеканные округлые выпуклости, напоминающие разделку поверхности немецких «виноградных» кубков. Появление этих элементов в изделиях костромичей – результат сложившихся к тому времени торговых связей города с Англией, Голландией и Германией.

Большое распространение у серебряных дел мастеров Костромы получили гравировка и чернь по серебру. Отмечалось, что орнамент костромских сканных изделий большей частью ограничивался спиральными узорами из толстой гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне, сплошь заполненном мелкими сканными колечками.

Несмотря на описанные характерные черты работ костромских ювелиров, изделия их, по мнению искусствоведов, не были однотипными. В них можно было усмотреть отголоски новгородского и псковского мастерства, формы и орнаментальные мотивы, близкие ярославским и московским ювелирам. В качестве вкладов в костромские церкви и монастыри именно из Москвы в значительном количестве поступала серебряная утварь, а это не могло не оказать своего влияния на развитие серебряного дела в Костроме.

И позже, в XVIII–XIX веках, в произведениях костромичей-ювелиров прослеживалась приверженность их создателей к традиционным орнаментальным мотивам. Орнамент в этот период становится ещё более плоским и мелким, а отделка сложных узоров и мелкая детализация чеканных изображений – особенно тщательными. В целом изделия костромских мастеров того времени можно назвать достаточно архаичными, сохраняющими старые традиции в области формы и декора. Вместе с тем, они и в костромской провинции успешно уживались с новыми мотивами, например, с орнаментами рококо с их изысканностью и большей декоративной «нагруженностью».

В конце XVIII и первой половине XIX века в Костроме выделился ряд зажиточных мастеров-серебряников, сумевших открыть собственные мастерские с подмастерьями и учениками. Центром ювелирного искусства Костромской губернии стало село Красное на Волге. Уже к концу XVII века искусство красносельских ювелиров по качеству немногим уступало работам столичных мастеров, а особенностью созданных в Красном изделий стал их русский народный характер. Они не были дорогими и неизменно пользовались спросом у жителей России. Особенную популярность у покупателей тогда приобрели красносельские обручальные кольца, серьги-«калачи» в национальном стиле, а также православные изделия. О том, насколько эти изделия пользовались спросом в народе, может свидетельствовать такой факт: во второй половине XIX века в селе Красное и его окрестностях производством серебряных изделий занималось более 2000 кустарей.

После Октябрьской революции красносельский ювелирный промысел не угас: на смену кооперативному ювелирному производству пришло производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий», потом – Костромской ювелирный союз промысловой кооперации» и промколхоз «Красный кустарь».

Успехи костромичей-ювелиров ещё в 1937 году были отмечены на всемирной Парижской выставке – красносельские изделия тогда были удостоены золотой медали. В 1960 году ювелирное предприятие в Красном селе стало называться Красносельской ювелирной фабрикой, а в 1973 году – Красносельским ювелирным заводом, а его изделия стали популярны не только у нас в стране, но и пользовались спросом за рубежом.

Однако к тому времени завод уже давно не был единственным ювелирным предприятием в регионе – ещё в 1939 году появился Костромской ювелирный завод, ставший одним из признанных крупных заводов России. Позднее, в 90-е годы прошлого века, этот список пополнился такими предприятиями, как Ювелирный завод «Платина», Ювелирная фабрика «Топаз», Ювелирная фирма «Александрит», Ювелирное предприятие «Эгрет», компании «Арти», «Голд Стрим», «Инталия», «Кустов и Ко» и др.

Мастера костромской школы и сегодня создают великолепные изделия из платины, золота и серебра – кольца и серьги, цепи и браслеты, колье и броши, сувениры и предметы сервировки стола – праздничные винные наборы, подарочные бокалы, ложки с финифтью, щипцы, столовые наборы, чайницы. Преподаватели Красносельского училища художественной обработки металлов передают молодым традиции мастерства красносельских ювелиров – ведь именно традиционность в сочетании с современным стилем и техникой помогают мастерам создавать изделия, пользующиеся большой популярностью во всех регионах России.

Статья в PDF Скачать
Поделиться:
  • Журнал
  • Реклама
  • Подписка
  • Контакты
  • Проекты
  • Топ-100
  • Справочники
  • Ювелирный каталог
  • Ювелирные магазины
  • Diamond Street
  • Выставки
  • Российские
  • Зарубежные
  • О конкурсе
  • Конкурс
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Обучение
  • Все об онлайн-торговле
  • Видеокурсы
  • Выступления экспертов
  • Архив сессий
  • Контакты
  • 119 049, Россия, Москва, Подольское шоссе д.8 корп.5
    пн.-пт. с 9:00 до 18:00
    -
  • Информация
  • Оплата
  • Гарантии и возврат
  • Доставка
  • Договор-оферта
  • Конфиденциальность и защита персональных данных
Мы в социальных сетях:


Подписывайтесь на наши новости

Хиты:202969020 Хиты сегодня (17.06.2025) -159685
Хосты:7166571 Хосты сегодня (17.06.2025) -7166571
Посетители сайта:89261963 Посетители сегодня (17.06.2025) -12277 Посетители сейчас (17.06.2025 22:28:39) -41
Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт © все права защищены 2001-2025