- КРИЗИС В ЮВЕЛИРНОМ МАГАЗИНЕ: какие торговые точки имеет смысл закрыть?
- Повышение закупочных цен в кризис. Что делать? Вариант первый: увеличение количества покупателей
- Падение продаж в кризис. Что делать? Вариант первый: повышение цен
- Бонусные программы в кризис: как рассчитать рентабельность
- Новогодний «ценопад» в ювелирных магазинах: подводим итоги
Сегодня продажа товаров в кредит - очень распространенное явление на потребительском рынке. И ювелирные магазины активно предоставляют такую услугу покупателям. Какова суть данного процесса? Выгодно ли это магазину? И если выгодно, то при каких условиях? В первой части статьи мы рассмотрим вариант, когда магазин кредитует потребителя с участием банка. Во второй части – расскажем, как происходит кредитование за счет собственных средств розничного предприятия.
Три стороны
Итак, в процессе участвуют три стороны: магазин покупатель и банк. Возможность приобрести (реализовать) товар в кредит привлекательна как для покупателей – ведь это способ приобрести понравившийся товар при отсутствии необходимой денежной суммы, так и для продавцов – это помогает увеличить объемы продаж. Для третьей стороны - кредитной организации (банка) - выдача потребительских кредитов - это получение стабильной прибыли от процентов по кредиту. Продажа в кредит с участием банка выгодна магазину еще и тем, что деньги за проданный в кредит товар магазин получает сразу, хоть и за вычетом комиссии.
Для реализации такой схемы магазину необходимо предварительно заключить с банком договор об организации безналичных расчетов. Оформлением самого кредита обычно занимается специалист банка или сотрудник магазина, прошедший обучение в банке.
При продаже товара в кредит при участии банка фактически заключаются три договора:
1. между банком и магазином – об организации безналичных расчетов (в нем устанавливается порядок безналичного перечисления денежных средств торговой организации за товар, проданный покупателю на условиях полной или частичной оплаты за счет кредита);
2. между покупателем и магазином – о купле-продаже данного товара;
3. между покупателем и банком – о предоставлении кредита.
Поступление денег в магазин в счет оплаты товара в кредит с участием банка складывается из первоначального взноса, который покупатель уплачивает в кассу магазина (наличными или с использованием банковской карты) и из оставшейся части стоимости проданного товара, на которую оформлен кредит. Эту сумму (за вычетом комиссионного вознаграждения) банк перечисляет на расчетный счет магазина.
В качестве основных преимуществ целевых кредитов, выдаваемых в магазинах, эксперты называют относительно короткий срок кредитования и небольшой размер кредита (данное утверждение не распространяется на автокредитование). Именно такой вид кредитов (с незначительным ежемесячным платежом) дает самый устойчивый портфель в сегменте розничных кредитов.
При получении потребительского кредита предполагается следующая последовательность действий:
1. Покупатель приходит в магазин и решает приобрести товар в кредит. Вместе с кредитным экспертом (работником банка либо специально обученным работником торговой организации) заполняется заявка на получение кредита, которая посредством электронной почты отправляется в банк.
2. Заявка рассматривается банком и в течение непродолжительного периода времени (как правило, максимальное время рассмотрения заявки оговаривается в договоре, заключаемом между банком и торговой организацией) приходит сообщение с результатом – «Отказ» (без объяснения причин) либо «Одобрение».
3. При положительном решении заемщик с кредитным экспертом оформляют всю кредитную документацию. Если предусмотрен первоначальный взнос, покупатель вносит его в кассу.
4. Кредитный эксперт (администратор) в конце рабочего дня отправляет все заключенные договоры в банк, где они регистрируются.
5. Затем в магазин перечисляются деньги за товары, реализованные в кредит, за минусом вознаграждения банка. При этом все риски, связанные с возвратом кредита, берет на себя банк.
Вот примеры стандартных кредитных продуктов:
Вариант 1:
• Сумма кредита: от 3 000 до 200 000 руб.
• Первоначальный взнос: 10% от стоимости товара (фиксированный)
• Срок кредита: 10 месяцев
• Процентная ставка: 23,4% годовых
• Комиссия за расчетное обслуживание: 0%
• Плата за полное досрочное погашение: 0%
Вариант 2:
• Сумма кредита: от 3 000 до 200 000 руб.
• Первоначальный взнос: от 0% от стоимости товара (минимальный)
• Срок кредита: от 3 до 24 месяцев
• Процентная ставка по кредиту: 55% годовых
• Комиссия за расчетное обслуживание: 0%
• Плата за полное досрочное погашение: 0%
Вариант 3:
• Сумма кредита: от 3 000 до 200 000 руб.
• Первоначальный взнос: 20 % от стоимости товара (фиксированный)
• Срок кредита: 5 месяцев
• Процентная ставка: 25,95% годовых
• Комиссия за расчетное обслуживание: 0%
• Плата за полное досрочное погашение: 0%
• Предоставляемая торговой организацией скидка на товар: 5% от стоимости товара
Вариант 4:
• Сумма кредита: от 3 000 до 200 000 руб.
• Первоначальный взнос: от 0% от стоимости товара (минимальный)
• Срок кредита: от 3 до 24 месяцев
• Процентная ставка по кредиту: 49% годовых
• Комиссия за расчетное обслуживание: 0%
• Плата за полное досрочное погашение: 0%
Варианты платежей
В описании любого кредитного продукта обязательно написано, что кредит погашается ежемесячно аннуитетными или дифференцированными платежами. Банк либо указывает конкретный способ погашения, либо предлагает клиенту сделать выбор самостоятельно. Аннуитетный платеж остается неизменным в течение всего срока действия кредитного договора. Это значит, что каждый месяц нужно платить за займ равными долями, которые состоят из начисленных процентов за кредит и части, списывающейся в счёт основного долга. В случае же с дифференцированными платежами платёж с каждым месяцем будет уменьшаться за счёт того, что долг будет гаситься равными долями, а проценты будут начисляться ежемесячно на остаток долга.
Рассмотрим это на примере:
1. В Таблице 1 указаны параметры кредита.
2. В Таблице 2 показаны расчеты аннуитетных платежей по кредиту:
3. В Таблице 3 показаны расчеты дифференцированных платежей по кредиту:
4. Для наглядности покажем оба варианта на Диаграммах 1-2.
ЭТО ВАЖНО! Преимущество аннуитетных платежей заключается в их неизменности. Заёмщику известна сумма, которую он должен платить каждый месяц в установленный срок. Больше никаких цифр держать в своей голове ему не надо. При дифференцированных платежах пользователю кредита будет необходимо постоянно уточнять, сколько денег ему нужно платить в последующий раз.
Выгода для магазина
Рассмотрим теперь выгодность реализации ювелирных изделий в кредит для магазинов с точки зрения увеличения объема продаж и соответственно прибыли.
1. В Таблице 4 покажем выручку от продаж без предоставления кредита по месяцам (данные по продажам взяты из одной из статей рубрики «Финансы»).
2. В Таблице 5 сделаем расчет себестоимости продаж при уровне наценки 70%.
3. В Таблице 6 покажем условно – постоянные затраты.
4. В Таблице 7 рассчитаем прибыль и рентабельность продаж при текущем уровне выручки.
5. Допустим, магазин начал предоставлять услугу продаж ювелирных изделий в кредит. Рассчитаем прибыль и рентабельность при различных вариантах увеличения выручки – Таблица 8.
6. Рассчитаем долю покупок в кредит от общего объема продаж – Таблица 9.
10. Рассчитаем теперь прибыль и рентабельность только покупок в кредит. Уровень условно-постоянных затрат соответствует доле покупок в кредит от общего объема продаж, то есть если доля составляет 9%, условно-постоянные затраты считаем как 9% от полных затрат.
ВЫВОД: как видно из Таблицы 10, продажа товаров в кредит выгодна для ювелирного магазина, так как приносит ему дополнительную выручку. Более того, продажа в кредит прибыльна и рентабельна.
Продолжение следует
Автор: Константин КУЛЕШОВ